Previous Entry Share Next Entry
Виноградова Л.Н. Доклад на парламентских слушаниях в СФ на тему отобрания детей в РФ. Часть 2
shubin_roman wrote in rvs

Виноградова Л.Н.

Доклад на парламентских слушаниях в Совете Федерации на тему «Обсуждение законопроекта о пересмотре положений Семейного кодекса Российской Федерации, связанных с отобранием ребенка» 3 марта 2017 года.


Часть 2.

Статья 6. Меры безопасности


«1. В отношении защищаемого лица могут применяться одновременно несколько либо одна из следующих мер безопасности:


1) личная охрана, охрана жилища и имущества;

2) выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;

3) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;

4) переселение на другое место жительства;

5) замена документов;

6) изменение внешности;

7) изменение места работы (службы) или учебы;

8) временное помещение в безопасное место».


Для защиты несовершеннолетних важен, в контексте рассматриваемой темы, пункт 8 о временном помещении в безопасное место, куда ребёнок может быть помещён вместе с близким родственником. Таким местом, например, может быть, социальный приют для матери и ребёнка.


Статья 16. Основания применения мер безопасности                        


«1.Основаниями применения мер безопасности являются данные о наличии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием в уголовном судопроизводстве, установленные органом, принимающим решение об осуществлении государственной защиты.

2. Меры безопасности применяются на основании письменного заявления защищаемого лица..., а в отношении несовершеннолетних лиц — на основании письменного заявления их родителей или лиц, их заменяющих».


Таким образом, сам родитель, второй законный представитель несовершеннолетнего, в состоянии решить, необходима ли ему и ребёнку помощь государства, реальна ли угроза жизни и здоровью того и другого, исходящая от виновного лица. И в случае необходимости он вправе будет воспользоваться мерой государственной защиты.


Статья 18. Порядок применения мер безопасности


«2. Суд (судья), начальник органа дознания, руководитель следственного органа или следователь с согласия руководителя следственного органа, получив от (лица, указанного в частях 1 — 3 статьи 2 настоящего Федерального закона) потерпевшего, свидетеля, частного обвинителя, заявление (сообщение) о необходимости применения мер государственной защиты в связи с угрозой его безопасности, а также с угрозой уничтожения или повреждения его имущества, обязан совместно с органом, осуществляющим меры безопасности, проверить это заявление (сообщение) и в течение трех суток (а в случаях, не терпящих отлагательства, немедленно) принять решение о применении мер безопасности в отношении указанного лица либо об отказе в их применении,

а также

2.1 ...по мотивированному ходатайству органа, осуществляющего меры безопасности, продлить …срок до 30 суток…


2.2. Результаты проверки с указанием фактов, свидетельствующих о наличии либо об отсутствии реальной угрозы безопасности защищаемого лица, уничтожения или повреждения его имущества, на основании которых принимается решение о применении мер безопасности либо об отказе в их применении, орган, осуществляющий меры безопасности, представляет в письменной форме в орган, принимающий решение об осуществлении государственной защиты.


2.3. О принятом решении выносится мотивированное постановление (определение), которое в день его вынесения направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения, а также лицу, в отношении которого вынесено указанное постановление (определение).


3. Постановление (определение) о применении мер безопасности либо об отказе в их применении может быть обжаловано в вышестоящий орган, прокурору или в суд. Жалоба подлежит рассмотрению в течение 24 часов с момента ее подачи.


4. Орган, осуществляющий меры безопасности, избирает необходимые меры безопасности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и определяет способы их применения…


6. В соответствии с настоящим Федеральным законом и гражданским законодательством Российской Федерации орган, осуществляющий меры безопасности, для избрания мер безопасности, предусмотренных пунктами 1 — 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, заключает с защищаемым лицом договор в письменной форме, в котором определяются условия применения избираемой меры безопасности, а также права и обязанности органа, осуществляющего меры безопасности, и защищаемого лица при её применении

7. Орган, осуществляющий меры безопасности, обеспечивает психологическое сопровождение защищаемого лица».


Статья 20. Отмена мер безопасности


«1. Меры безопасности отменяются в случае, если устранены основания их применения, указанные в статье 16 настоящего Федерального закона, если защищаемое лицо отказывается от заключения договора, предусмотренного частью 6 статьи 18 настоящего Федерального закона, либо если дальнейшее применение мер безопасности невозможно вследствие нарушения защищаемым лицом условий данного договора».

1)   При совершении преступления единственным родителем (законным представителем)


Следует обратиться к Уголовно-процессуальному кодексу РФ. Статья 160. Меры попечения о детях, об иждивенцах подозреваемого или обвиняемого и меры по обеспечению сохранности его имущества предусматривает, что

«1. Если у подозреваемого или обвиняемого, задержанного или заключенного под стражу, остались без присмотра и помощи несовершеннолетние дети, другие иждивенцы, а также престарелые родители, нуждающиеся в постороннем уходе, то следователь, дознаватель принимает меры по их передаче на попечение близких родственников, родственников или других лиц либо помещению в соответствующие детские или социальные учреждения».


Как видим, закон позволяет и в этом случае обойтись без применения ст. 77 Семейного кодекса РФ, предлагая более гуманный способ передачи детей в семью родственников и только при их отсутствии – в детское учреждение, корреспондируя при этом со ст. 122 Семейного кодекса РФ.

2) При психиатрическом заболевании законного представителя, представляющего угрозу для себя и окружающих

Нужно обращаться к ФЗ «О полиции» и  Закону РФ от 02.07.1992 N 3185-1 (ред. от 03.07.2016) «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при её оказании» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017).


Статья 29. Основания для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке предусматривает, что

«Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:


а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или

б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или

в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи».


«Сотрудники полиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра. В случаях необходимости предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны госпитализируемого лица или других лиц, а также при необходимости розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации, сотрудники полиции действуют в порядке, установленном Федеральным законом „О полиции“ (ч.3 ст. 30)».

3) Уклонение родителей от своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию детей


В части 3 ст. 178 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (с изменениями на 15 ноября 2016 года) дано определение «уклонению от воспитания ребёнка»:

«3. Осужденный считается уклоняющимся от воспитания ребенка, если он, официально не отказавшись от ребёнка, оставил его в родильном доме или передал в детский дом, либо ведёт антиобщественный образ жизни и не занимается воспитанием ребёнка и уходом за ним, либо оставил ребёнка родственникам или иным лицам, либо скрылся, либо совершает иные действия, свидетельствующие об уклонении от воспитания ребёнка».

Несмотря на то, что норма квалифицирует действия осужденного, не исполняющего предписания суда, такое определение может быть применимо и в остальных случаях недобросовестного отношения родителей к своим обязанностям.


Согласно Статье 49.2. Приказа МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации»

подлежат постановке на профилактический учёт:


«Родители или иные законные представители, не исполняющие своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющие на их поведение либо жестоко обращающиеся с ними».


То есть и в этом случае не идёт речь об отобрании ребёнка, разлучении ребёнка с родителями. Уклонение от воспитания является основанием для постановки на профилактический учёт, а в случае непринятия мер к исправлению ситуации, родители могут быть ограничены или лишены родительских прав по решению суда.


ПРЕДЛОЖЕНИЯ:



  1. Внести изменения в ст. 77 Семейного кодекса РФ, сделав её бланкетной. Примерная редакция может быть такой:



«СК РФ, Статья 77. Государственная защита ребёнка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью применяются меры государственной защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации».


2) Внести изменения в Приказ МВД России от 15.10.2013 N 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации», прописав в Инструкции чёткий алгоритм действий органов полиции не только по «доставлению» несовершеннолетних в подразделения МВД, но главное – основания и порядок действий работников ПДН при изъятии ребёнка  из места его обнаружения.

3) Внести изменения в ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», исключив из определения понятия «безнадзорный» слова «или ненадлежащего исполнения».


Редакция нормы может быть следующей:

«безнадзорный — несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц».


Даже эти небольшие изменения в законодательстве способны значительно повлиять на правоприменительную практику по внесудебному разлучению детей со своими родителями (законными представителями).



promo rvs november 14, 2013 18:43 4
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

  • 1
  • 1
?

Log in