РВС Мадонна

rvs


Родительское Всероссийское Сопротивление


Previous Entry Share Next Entry
Игры на свежем воздухе для детей
фотовыставка
timgud wrote in rvs
Обложка книгиСовременные дети и подростки играют больше на компьютере, чем на улице. Предлагаю вспомнить про подвижные игры на свежем воздухе. Я тут переоткрыл одну книгу, называется «Большая книга игр и развлечений для детей и родителей», выпущена издательством «Педагогика-Пресс». Научно-популярное издание, Москва, 1992 год. Книгам уже 4 года выдают международные номера, и эта — не исключение, у неё ISBN 5-7155-0283-7. Авторы Кедрина Татьяна Яковлевна и Гелазония Пётр Ильич, художник Шляпугин Борис Александрович. Это книга моего детства, может быть, и вы её знаете — тираж в 270 тысяч экземпляров не сравним с нынешними. Рекомендую зайти за ней в библиотеку (или к букинисту), а не покупать ребёнку очередную компьютерную игрушку, которая даст ему очередную порцию пищи для ума, перегружающей его, сидящего почти без движения.

Книга не идеальна. В ней пропущены некоторые картинки. Одна-две заметки про игры идут не по порядку.
Некоторые моменты в книге не актуальны в наше время, спустя двадцать два года после её издания. В основном это описание снаряжения: как сделать своими руками, как доработать купленное. Сейчас можно купить всё, что угодно, были бы деньги.

Но не потеряли ли мы чего-то, приобретя широкий выбор товаров для покупки? Не потеряны ли нити, связывающие родителей с детьми? Одна из таких нитей — совместный отдых. У родителей нет времени, они зарабатывают деньги. Дети сами сорганизоваться не могут — они не знают простых игр, в которые играют не за компьютером. Конечно, есть футбол, хоккей и другие спортивные секции. Но там дети там не особо играют, а больше работают.

Для того, чтобы часы отдыха были более полезны для всей семьи, и предназначена эта книга. Кроме первого раздела «Вечное движение» про подвижные игры (освещены лапта и штандер), в ней есть и другие. «Лето пришло»: походы, велосипед, рыбалка и байдарки. «Мороз невелик, а стоять не велит»: снежки, коньки, лыжи, зимние походы. «В вашем доме»: игры в помещении, за столом, с самодельным инвентарём и безо всего. «Забавы, шутки и всякие штуки»: головоломки, шуточки, фокусы. «Своими руками» (переключение после школы на работу руками — отдых для головы): нужные для создания других вещей вещи (фартук мастерового), самодельные полезные вещи во дворе и в доме, вещи, создаваемые для забавы, и просто поделки. «У нас праздник»: карнавалы, мамин день, новогодные хлопоты. В интернете текстов всей книги я не нашёл, только обрывки, в основном из последнего раздела. Ниже предисловие и выдержки из «Вечного движения».

К читателю


Мы часто привыкли смотреть на свободное время как на часы отдыха, часы, уступающие, конечно, в своем значении часам напряженного труда и усердного учения.

Свободное время — это проблема не только каждого человека, но и семьи в целом. Преобладающую часть своего нерабочего времени человек проводит дома, в семье, Именно в семье ребенок, подросток, юноша должен впитывать то, что можно назвать культурой свободного времени: чему-то его надо учить, а что-то должно вырастать в нем из подражания старшим, из следования их примеру.

К сожалению, часто мы попусту растрачиваем свое свободное время. Что уж говорить о тех, кто не знает, что делать со своим свободным временем! Но будем помнить, что свободное время — это время, которое не просто свободно от чего-то, но должно быть свободно для чего-то. А если мы свободное время обращаем на обогащение своих творческих, духовных качеств, мы совершенствуем не себя лишь, но и своих детей. И уж, конечно, самым непосредственным образом достигаем мы этого в общих занятиях с ними — мастерим ли вместе первую в жизни модель катера или отправляемся в поход, устраиваем ли домашний кукольный театр или выходим во двор своего большого дома, чтобы залить для ребят каток.

Рано или поздно наши дети остаются наедине со своим свободным временем: они должны теперь сами найти достойное применение ему. Будем готовить их к этому, помня мудрые слова К. Д. Ушинского: «Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность...»*

*) Ушинский К. Д. статья «Труд в его психическом и воспитательном значении», 1860.

Вечное движение


Ловкость и силу, быстроту реакции и точный расчет, глазомер и чувство ритма — все это естественно и исподволь развивают подвижные игры. Побольше подвижных игр! Пусть дети играют в них в любое время года.

ПЯТНАШКИ НА ВЕРЕВОЧКЕ


Салки, салочки, пятнашки — забава, настолько известная всем и каждому, что как-то неловко расписывать ее здесь. Но вот небезынтересный перепев этой игры, где шансы на успех у того, кто умеет резко менять направление бега, молнией срываться с места.

К столбику (деревца не портить!) привяжите веревку длиной 3—4 метра. Вокруг столбика очертите круг того же радиуса. (Вот и сослужила веревка первую службу.) Внутри круга разбросайте два-три десятка камешков (шишек, палочек и т. п.). Это богатство будет сторожить один из вас, тот, кого вы выберете по жребию.

А все остальные (человек пять), расположившись сначала за кругом, пытаются завладеть камешками, вынести их из круга как можно больше. Сторож одной рукой должен держаться за веревку, а вот другая у него свободна для того, чтобы пятнать неосторожных добытчиков. Тот, кого запятнали, из игры выбывает. Через условленное время ( минуты три хватит?) смена у сторожа кончается. Можно считать, сколько камешков у него утащили, а сколько он сберег.

Теперь повторите все с другим сторожем. Когда все перебывают в этой роли, нетрудно будет определить, кому она больше удалась.

ГОРИ, ГОРИ ЯСНО...


Действительно, мало кому нынче ведомо, как играть в горелки. А ведь когда-то это была одна из излюбленных игр детей, да и не только детей.

ПРОСТО ГОРЕЛКИ. Играющие становятся попарно, держась за руки, одна пара за другой, а впереди всех — один, кому по жребию досталось гореть. Оборачиваться назад ему нельзя.
Стоящие в последней паре по счету «раз, два, три» разнимают руки, бегут вперед и стараются вновь соединиться, обежав водящего-горящего один слева, другой справа. Тот же преследует бегущих, и если ему удастся кого-то поймать, то он становится с пойманным в первую пару, а тому, кто остался один, гореть. Если же горевшему не удалось поймать никого, то та же пара становится впереди других пар, а он горит вновь.

ДВОЙНЫЕ ГОРЕЛКИ. Простой способ игры можно усложнить, играя в двойные горелки. Тогда становятся по четыре человека в ряд. Горит же одна пара.
Играть можно с пением:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Взглянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!


Все замолкают, а горящая пара одна продолжает считать: «Раз, два, три!», прихлопывая в ладоши. После слова «три!» обе задние пары разбегаются и стараются соединиться вместе впереди горящей пары. Если это им удается, горит прежняя пара. Если любой из горящих поймал какую-нибудь пару, то горевшая пара соединяется с пойманной; вчетвером они становятся в первый ряд. Непойманная пара горит.

Правило: бегущим парам нельзя разъединять руки, а горящая пара не имеет права трогаться с места прежде, чем бегущие пары минуют ее.

ШВЕДСКИЕ ГОРЕЛКИ. Становятся парами, и каждая пара, начиная с головной, получает свой номер по порядку: первая, вторая, третья и т. д. В середине должен быть оставлен как бы коридор для пробега, так что пары не соединяют руки — получается, что все стоят гуськом, в две шеренги.

Этой игрой должен кто-то руководить. Он становится впереди, шагах в десяти от первой пары. В обеих руках у него по палочке. Одну за другой он вызывает пары (в любом порядке). Оба из вызванной пары бегут по внутреннему коридору к ведущему, выхватывают из его рук палочки и, обежав стоящие пары с внешней стороны, снова отдают ему эти палочки. Тот, кто отдал свою палочку первым, приносит своей шеренге очко. Когда все пары перебегают, то окажется, что у одной из шеренг больше очков — она и победила.
После каждой пробежки шеренги меняются местами: первая становится левой, а левая — правой.

УСПЕЙ ЗАПЯТНАТЬ


Встаньте дети, встаньте в круг на расстоянии двух вытянутых рук! (И взрослые могут вместе с вами встать, если захотят.) Кому-то по жребию выпало оказаться в центре круга — быть водящим. Все перебрасывают друг другу большой мяч, а водящий стремится запятнать того, у кого мяч сейчас оказался в руках. Тут надо быстро сообразить, к кому мяч летит, и успеть коснуться его, пока он от мяча избавиться не успел. Ну ясно — тому теперь и водить.


Ребёнку нужно играть в компании, чтобы полноценно развиваться, не так ли? Может, заняться организацией такого отдыха более плотно, чем давить детей информацией, которую они не могут переварить?

promo rvs november 14, 2013 18:43 4
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

  • 1
Крутая книга. В детстве была, вся потрёпанная и изрисованная почеркушками. Оформление нравилось, все эти лубочные картинки. Хотел найти оцифрованную версию. Тщетно. Дома лень искать, может и выбросили уже.

Может быть, организую оцифровку -- много есть много книг хороших, нужно оцифровывать.

  • 1
?

Log in