РВС Мадонна

rvs


Родительское Всероссийское Сопротивление


Previous Entry Share Next Entry
Резолюция слушаний по ювенальной юстиции – Общественная палата Свердловской области, 20.02.2014
artemijv wrote in rvs
 
20 февраля 2014 года в Общественной палате Свердловской области состоялись публичные слушания, посвященные проблеме внедрения элементов так называемой "ювенальной юстиции" в законодательство и правоприменительную практику в Российской Федерации. На слушаниях выступали представители общественных и родительских организаций Екатеринбурга и Свердловской области, юристы, педагоги, руководители профильных министерств и ведомств (подробный отчет о слушаниях – здесь, видеозапись слушаний –
здесь). Обсуждение проблемы длилось более трех часов, его результатом стала Резолюция, которая была единогласно принята всеми участниками слушаний. 12 марта 2014 года данная Резолюция с Обращением были разосланы в Законодательные собрания и Общественные палаты всех регионов России. После рассмотрения предложений от регионов документы будут направлены в Государственную Думу РФ и Совет Федерации, и, мы надеемся, станут руководством к действию для законодателей всех уровней.
   

ОС-1
 

   
Резолюция
общественных слушаний по ювенальной юстиции
       
Общественная палата Свердловской области
 
г. Екатеринбург                                                                                               20 февраля 2014 года
 
   
Мы, представители Законодательного Собрания, Общественной палаты, Общественного Совета при ГУ МВД, юристы, педагоги, представители общественных организаций и родительских объединений Свердловской области, заслушав и обсудив доклады по представленной повестке дня, принимаем следующее:
   
     
1. Прежде всего, под «ювенальной юстицией» мы понимаем систему правовых норм и правоприменительную практику в отношении несовершеннолетних и их родителей, которая в последние десятилетия стала общепринятой в ряде Европейских стран и США.
   
Эта система основана на приоритете специфически понимаемых прав ребёнка («наилучших» правах ребёнка, в том числе и над правами родителей, воспитателей, педагогов); характеризуется наличием «суперведомств» по детям (например, немецкого Jugendamt), наделённых неограниченными полномочиями доступа в семьи, изъятия детей и возможности для необоснованного вмешательства государства и неопределённого круга лиц в дела семьи.
   
Понятие «системы ювенальной юстиции» включает в себя не только систему уголовных, гражданских судов для несовершеннолетних и внедрение в судах общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции, а также особой «мягкой» системы исполнения наказания в отношении несовершеннолетних, но и изменение законодательства, регулирующего проблемы материнства, детства, воспитания, образования, здорового образа жизни, профессиональной подготовки, законодательства в отношении родителей.
   
Система ювенальной юстиции состоит из совокупности государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также проектов и мероприятий социального, педагогического и медицинского и др.  характера. Защита прав ребёнка в семье – это ювенальный маркер, означающий уничтожение закреплённых законом прав родителей (ст.17 ч.2 и ст.60 Конституции РФ, ст. 64 Семейного кодекса РФ), уничтожение семейной иерархии, разрушение суверенитета семьи.
     

Соответственно, под «ювенальными технологиями» мы понимаем правовые нормы, механизмы, идеологемы и так далее, характерные именно для этой западной системы ювенальной юстиции, и агрессивно внедряемые в наше семейное законодательство с конца девяностых годов ХХ века.
     
Мы НЕ считаем нужным на сегодняшних общественных слушаниях формулировать отношение к ювенальной юстиции «в узком смысле слова» (например, рассматривать ювенальную юстицию только как систему судов для несовершеннолетних правонарушителей). И НЕ считаем правильным трактовать понятие «ювенальная юстиция» чрезмерно широко – как любую систему защиты прав несовершеннолетних.
   
   
2. Мы считаем недопустимым введение в России системы ювенальной юстиции: автономных ювенальных судов и ювенальных технологий работы с семьёй.
     
Наша позиция по этому вопросу может быть подкреплена многолетним опытом работы наших общественных организаций с трудными семьями, мнением экспертов, юристов, детских психологов; соответствует позиции большинства граждан России; кроме того, о недопустимости введения в России института ювенальной юстиции неоднократно высказывались и Президент Российской Федерации В.В. Путин, и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл.
     
И «ювенальный» подход к решению проблем семьи, и даже сам термин «ювенальная юстиция» полностью дискредитированы. Законодательство Российской Федерации, внутренние регламенты ведомств, в сфере ответственности которых находится семья, а также регламенты межведомственного взаимодействия должны быть полностью освобождены от всех ювенальных технологий.
     
По нашему мнению защита детей должна осуществляться традиционными для России методами, позволяющими устранить причину, а не следствие семейного неблагополучия, воздействовать на семью без её разрушения и волюнтаристского вмешательства.
     
Государство должно надёжно и эффективно гарантировать законную неприкосновенность и автономию семейной жизни, закрепить преимущественные права родителей на воспитание своих детей независимо от мировоззрения, имущественного и социального положения, на решение вопросов, относящихся к их обучению, развитию, охране их здоровья и т.д.
   
Мы категорически не приемлем требование Комитета ООН заменить применяемый в России принцип обеспечения законных интересов ребёнка на обеспечение «наилучших» интересов ребёнка. Эти требования Комитета ООН по правам ребёнка нарушают установленный Семейным законодательством принцип невмешательства кого-либо в дела семьи, принцип добросовестности родителей, принцип неприкосновенности частной жизни, жилища, личную и семейную тайну и другие конституционные права граждан.
   
   
3. Мы настаиваем, что все принимаемые к рассмотрению законопроекты в области семьи и детства должны соответствовать следующим принципам:
   
3.1. Равенство прав и свобод граждан
   
Недопустим приоритет прав ребёнка, тем более по отношению к правам родителей.
   
Правосудие в отношении несовершеннолетних должно быть более мягким, чем в отношении взрослых. У несовершеннолетнего должны быть особенные права. Но прежде всего, должно быть закреплено право ребёнка на проживание и воспитание в кровной семье – и это право важнее права на материальное благополучие и комфорт.
     
Кроме того, на данный момент затруднена реализация права ребёнка на воспитание как таковое. Родители, воспитатели и учителя, осуществляющие в воспитательных целях гуманные меры воздействия и наказания, не должны преследоваться под надуманным предлогом «психологического насилия». Именно классические, гуманные меры воздействия на детей, к которым мы привыкли в семье и школе, и создают возможность для реализации права ребёнка на воспитание.
     
3.2. Презумпция невиновности родителей
   
Принцип невмешательства кого-либо в дела семьи, принцип добросовестности родителей, принцип неприкосновенности частной жизни, жилища должны быть закреплены в Семейном кодексе и Конституции и должны неукоснительно соблюдаться. Недопустимо произвольное вмешательство чиновников во внутренние дела семьи. «Выявление раннего семейного неблагополучия» также не должно быть основанием к такому вмешательству. Недопустимо отобрание ребёнка из семьи кроме как по решению суда.
     
Экстренное изъятие ребёнка из семьи должно происходить в строгом соответствии с законом, в частности, статьёй 77 Семейного кодекса РФ, и при этом угроза должна быть явной и непосредственной, исходить от родителей и быть неустранимой никаким иным способом, кроме изъятия детей. Кроме того, эта угроза должна быть доказана и подкреплена решением суда в кратчайший после изъятия срок.
     
3.3. Полнота ответственности за неправомерные действия в отношении семьи
     
Полномочия и ответственность органов опеки и попечительства, других органов и организаций, работающих с семьями, имеющих отношение к осуществлению семейной политики, должны быть чётко определены Законом.
     
Давно назрела необходимость установить уголовную ответственность за незаконное вмешательство в семью, отбирание ребёнка и иные злоупотребления в данной области.
   
3.4. Направленность на устранение причин, а не следствия семейного неблагополучия
   
Прежде всего, необходимо чётко разграничить и конкретизировать категории семей с детьми, уже установленные в действующем законодательстве, и дифференцировать работу с семьёй в зависимости от категории (семьи в трудной жизненной ситуации и социально опасные семьи).
     
Так, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это чаще всего бедные семьи, и им необходимо оказывать социальную помощь, а не изымать детей.
     
В настоящее время применяются слишком широкие и неопределённые критерии, по которым семьи могут быть признаны социально опасными, позволяют отнести слишком широкий круг семей к социально опасным. Семьями в социально-опасном положении должны признаваться семьи, в которых родители страдают алкоголизмом, наркоманией и вовлекают детей в антиобщественный образ жизни и преступления. К таким семьям должны применяться меры социальной реабилитации, и в наиболее тяжелых случаях, в виде крайней меры, должно осуществляться изъятие детей из такой семьи.
   
Что касается мер реабилитации семей в социально-опасном положении, то к ним в обязательном порядке должны быть отнесены доступная бесплатная психологическая и педагогическая помощь семье, бесплатное принудительное лечение от алкоголизма и наркомании по решению суда.
     
Главная мера профилактики безнадзорности и социального сиротства – это, прежде всего, поддержка семьи, материальное и нематериальное стимулирование, создание здоровой социальной и информационной среды, создание возможности профессиональной и творческой реализации для родителей и детей.
   
Система детского здравоохранения, образования и воспитания должна быть выведена на качественно новый уровень. Каждый ребёнок должен иметь не только право на полноценное бесплатное здравоохранение и образование, но и на всю систему показателей жизни, касающуюся отдыха ребёнка, его здоровья, его морального облика, духовной атмосферы. Особо необходимо законодательство, способствующее восстановлению необходимой для этого инфраструктуры: пионерских и спортивных лагерей, кружков и секций, групп продлённого дня и т.д. На качественно новую ступень должно быть поднято всё, что связано с военно-патриотической подготовкой и воспитанием. И всё это должно являться не «услугами», а долговременными стратегическими инвестициями в будущее России.
   
3.5. Исчерпывающая полнота информации, внятность формулировок и критериев
   
К большинству злоупотреблений органов опеки и других организаций в отношении семьи ведёт отсутствие в принимаемых законах, подзаконных актах, ведомственных регламентах чёткого определения таких понятий как «семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации», «семья, находящаяся в социально-опасном положении», «семейное неблагополучие», «безнадзорность», «жестокое обращение», «психологическое насилие» и др. В результате основания лишения и ограничения родительских прав трактуются на усмотрение чиновника. Происходят изъятия детей из семьи за бедность, отсутствие продуктов, игрушек и учебников, простудные заболевания детей и так далее.
     
Все критерии семейного неблагополучия должны быть исчерпывающе определены законом. Перечень оснований необходимо закрыть и конкретизировать. Формулировки «ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей», «злоупотребление родительскими правами», «жестокое обращение с детьми», «психологическое насилие в отношении детей» являются предельно неконкретными, и не должны являться обоснованием отобрания детей и лишения родительских прав, а хроническое заболевание родителей или «тяжёлое стечение обстоятельств» не должно являться обоснованием ограничения родительских прав.
     
Понятие «безнадзорности» также должно быть чётко определено. Уже были случаи, когда безнадзорными признавались дети, оставленные матерью на десять минут, находящиеся на время отсутствия родителей под присмотром родственников, друзей семьи и даже профессиональных нянь. Это недопустимо.
   
   
Принятые законы, существующие проекты федеральных законов, подзаконные акты, ведомственные регламенты и регламенты межведомственного взаимодействия должны быть тщательно проверены на соответствие данным принципам с привлечением экспертов, юристов и широкой общественности.
   
   
   
4. Мы предлагаем ряд инициатив, которые могут способствовать оздоровлению отечественного семейного законодательства, и прекратить внедрение ювенальных технологий в нашей стране:
   
4.1. Прекратить деятельность в Российской Федерации ювенальных судов, работающих в пилотных регионах, как неконституционных органов судебной власти; исключить из официальных документов  понятие «ювенальная юстиция», как отсутствующее в законодательстве РФ; делать акцент на соблюдении существующих законов и нормативных документов по защите прав детей, родителей и семьи.
   
4.2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», принятый Государственной Думой в конце 2013 года, до вступления его в силу 1 января 2015 года должен быть кардинально переработан в соответствии с принципами, заявленными в п.3. Этот закон в завуалированном виде вводит ряд ювенальных норм, которые не должны быть осуществлены на практике. Предлагаем при переработке опираться на прилагаемый юридический анализ законопроекта, который актуален и для принятого закона (приложение 1).
   
До внесения изменений наложить мораторий на принятие законов и нормативных актов в целях реализации Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», перечисленных в Письме Минтруда России от 05.02.2014 № 12-5/10/В-547 «О направлении информации по Федеральному закону от 28.12.2013 № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"»;
   
4.3. Проект федерального закона № 217944-6 «О патронате в Российской Федерации» является абсолютно ювенальным, нарушает существующие нормы Семейного и Гражданского кодекса и должен быть снят с рассмотрения Государственной Думы. Прилагается Постатейный комментарий законопроекта (приложение 2);
   
4.4. Снять с рассмотрения Проект Федерального закона N 284965-3 «О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации», который через введение термина «гендерное равенство» ведёт к узакониванию множественности полов, приоритету прав лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией, что не соответствует традиционным для России духовно-нравственным и семейным ценностям (анализ ПФЗ – приложение 3);
   
4.5. Снять с рассмотрения проект федерального закона № 436334-6 «О внесении изменений в федеральные законы "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации", "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», автором которого выступает депутат от фракции «Единая Россия» М.П. Максакова-Игенбергс, как практически уравнивающий понятия нетрадиционные сексуальные отношения с понятием  традиционных, предлагающий гомосексуальные отношения сделать нормой;
     
4.6. Не принимать находящийся в общественном обсуждении проект федерального закона «Об основах социально-правовой защиты от насилия в семье» как направленный на искусственную криминализацию нормального родительского поведения, связанного с наложением запретов и ограничений на детей в воспитательных целях;
   
4.7. Вынести на общественное обсуждение и предложить к рассмотрению проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Концепции государственной семейной политики на период до 2025 года» Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (приложение 4 – законопроект и приложение 5 – пояснительная записка к ПФЗ);
   
4.8. Вынести на общественное обсуждение и предложить к рассмотрению проект «Возрождение семьи в России на основе традиционных духовно-нравственных ценностей» Ассоциации Родительских Комитетов и Сообществ (приложение 6);
   
4.9. Отменить московский «Регламент межведомственного взаимодействия...
   
     
Полный текст резолюции, список подписавшихся – в материале на сайте Р.В.С.
 

     
Источник – r-v-s.su
     
Tags:

promo rvs november 14, 2013 18:43 4
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

  • 1
Имхо, происходят какие-то тектонические сдвиги в государственной семейной политике. Года два назад такую резолюцию в Общественной палате представить было невозможно. Еще невозможнее - подпись под текстом Уполномоченного по детям, министра образования, министерства социальной политики.

И в этом большая доля наших усилий и всех тех активных граждан, кто поддерживает нас.

Это уже что-то похожее на наступление. Не век же обороняться.

  • 1
?

Log in