РВС Мадонна

rvs


Родительское Всероссийское Сопротивление


Previous Entry Share Next Entry
Манипуляции с инклюзивным образованием
Autumn
flojolet wrote in rvs

Об инклюзивном образовании в России говорят уже несколько лет. Основные проблемы инклюзии обсуждались, например, в статье «Инклюзивное образование: благие намерения, ведущие... куда?». Похоже, что идея инклюзивного образования в массы продвигается с трудом. И самый неприятный аспект состоит в том, что инклюзивное образование проводится в жизнь параллельно упразднению коррекционных школ. Коррекционные школы начали закрываться после 2000 года, а после введения нового закона "Об образовании" волна закрытий только усиливается. Вот несколько новостей по этому поводу: Новокузнецк, Москва, Амурская область. А вот Общественная палата РФ об этом беспокоится.

Какие же способы предпринимает наша власть для того, чтобы получить поддержку населения таких непопулярных проектов?


Газета «Подмосковье. Сегодня» (тираж 42000 экз.) порадовала манипулятивной статьей на тему развития инклюзивного образования в Московской области.


В статье «Школа без барьеров» автор сначала дает справку:

«На территории Московской области происходит апробация федеральных государственных образовательных стандартов  (ФГОС) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Согласно государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы», принятой после подписания Россией в 2008 году Конвенции ООН о правах инвалидов, в общеобразовательных учреждениях последние годы идет активная работа по созданию универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений в развитии. В рамках этой программы в Московской области формируется сеть базовых образовательных учреждений с инклюзивными классами, обеспечивающими детям с особыми потребностями доступ к образованию».

Подчеркивается, что совместно собираются обучать детей, не имеющих нарушений в развитии. Но далее автор пишет:

«Первый этап проекта – дать возможность обучаться в формате обычной школы детям с заболеваниями легкой и умеренной степени. Речь идет о ребятах с проблемами слуха и зрения, задержкой психического развития (ЗПР), ранним детским аутизмом».

Являются ли ранний детский аутизм и задержка психического развития нарушениями в развитии? Мне кажется, что являются. Проблемы слуха и зрения, конечно, тоже создают определенные трудности в инклюзивном образовании, но их можно преодолеть. А вот можно ли обучать аутистов со здоровыми детьми?

Да и программа «Доступная среда» ориентирована скорее на людей, ограниченных в передвижении, чем на аутистов или людей с проблемами слуха. Но фотография к статье показывает мальчика в инвалидной коляске, которому передвигаться по школе помогает здоровый мальчик. Читателю все сразу стало ясно – деньги налогоплательщиков потрачены не зря. И зачем нормально соображающему ребенку в инвалидной коляске обучаться отдельно? Даешь инклюзивное образование!

Обратимся к примерам, данным в статье.

«В Щелковской средней коррекционной школе № 5 VIII вида по пилотному проекту внедрения ФГОС будут заниматься первоклассники с расстройством аутистического спектра (РАС). Наполняемость классов, где обучаются дети со сложной структурой дефекта, максимум пять человек».

То есть это отдельные классы!

«Все подготовлено к обучению первоклассников с проблемным зрением в Реутове. Дети, с которыми нужно постоянно заниматься тренингом глаз, смогут теперь посещать не только специализированный детский сад, но и спецкласс школы № 4, рассчитанный на 12 человек, где параллельно с учителем начальных классов будет работать тифлопедагог».

Спецкласс тоже является отдельным классом.

«Специализированные классы в рамках пилотной программы по внедрению ФГОС готовы принять своих маленьких учеников и в школе № 3 Красногорска – там будут обучаться дети с ЗПР.»

Во всех примерах вполне открыто говорится об отдельных классах для детей с разными отклонениями здоровья. По поводу отдельных классов в статье есть оптимистичная заметка:

«Общаться дети смогут на переменке и после уроков, такая внеклассная деятельность опять же соответствует образовательным стандартам. Способов общего досуга предложено немало – театральная студия и секция айкидо, музыка, ритмика, спортивные кружки».

Но смысл инклюзивного образования не в том, чтобы дать возможность детям общаться на переменках. Будут ли школьники общаться с детьми, которые учатся в отдельных классах или это будет только отдалять детей с отклонениями и давить им на психику? Мой опыт обучения в обычной школе говорит о том, что общение происходит, в основном, внутри класса. Даже из одной параллели дети редко общаются. Почему вдруг они должны будут общаться с детьми из спецклассов?

И только одна школа решилась на комбинированный класс с детьми с задержкой психического развития.

«В общеобразовательной школе № 19 города Электросталь комиссия из медиков, психологов, педагогов отобрала в комбинированный класс восемь будущих первоклассников с ЗПР и нарушением речи. Инклюзивным образованием школа занимается много лет, поэтому заявлена для участия в пилотном проекте по адаптации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Это единственное в городе учреждение, в котором обучаются глухие и слабослышащие дети, с последующей интеграцией в слышащую среду».

Надо подчеркнуть, что школа имеет положительный опыт совместного обучения детей только с проблемами слуха. Могу себе представить, как рвут на голове волосы специалисты школы, которых заставили (я считаю, что специалиста можно только заставить такое сделать) создать комбинированный класс с детьми с ЗПР.

Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Как вести урок в классе, где несколько ребят не могут запомнить материал? Делать больше повторений? А что тогда должны делать здоровые дети? Умирать от скуки или радоваться от того, что они причастны к хорошему делу инклюзивного образования? Как следить за детьми на переменах, когда в связи с недоразвитием эмоционально-волевой сферы у детей будут появляться конфликты?


Вот что пишет детский психиатр и дефектолог, создатель классификации ЗПР по этиопатогенетическому принципу, организатор при НИИ дефектологии первой в нашей стране группы специалистов, осуществляющую комплексную помощь детям с аутизмом, К.С. Лебединская в статье "Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития":

«Тем не менее повседневная клиническая и педагогическая практика показывает, что дети с явлениями социально-педагогической запущенности и даже патологического развития личности могут восполнить пробелы в своих знаниях в условиях массовой школы при наличии адекватного индивидуального подхода в обучении. <…>
В семье, уделяющей ребенку должное внимание, ЗПР конституционального, соматогенного и даже в ряде случаев церебрально-органического генеза может быть полностью либо в значительной мере компенсирована направленной активизацией различных сторон его интеллектуальной и эмоциональной сферы. В неблагополучных семьях психическое развитие таких детей еще более замедляется. …
Помимо неблагоприятных условий воспитания заслуживает внимания и другой отрицательный средовой фактор, присоединяющийся позже. Речь идет о психотравмирующей для ребенка ситуации связанной с его несостоятельностью в условиях массовой школы
<…> Большей частью это различные невротические расстройства, патологические реакции протеста, оппозиции, отказа <…>. В.В. Ковалев (1979) пишет о вторичных астенических явлениях в результате психического перенапряжения, Вендер - ослаблении самоуважения».

Лебединская разделяет ЗПР у детей с проблемами воспитания и у детей с физиологическими причинами к этому диагнозу. В первом случае детям школа вообще показана, но при индивидуальном подходе. Как такой подход осуществить, если школа практически потеряла воспитательную функцию? Во втором случае родительское воспитание может компенсировать задержку психического развития, но нельзя отметать отрицательное влияние среды. Лебединская приводит мнения специалистов, которые отмечают, что в результате неблагополучия в сфере межличностных отношений у детей создается отрицательное представление о самом себе: они мало верят в собственные способности и низко оценивают свои возможности.

Эксперимент в Электростали пытается соединить несоединимое. Там производится попытка объединить для обучения детей, которых наша отечественная коррекционная педагогика рекомендует обучать отдельно. Остальные же школы Подмосковья только имитируют инклюзивное образование.


Я в очередной раз убеждаюсь в том, что инклюзивное образование хоть и можно было внедрять в разумных случаях, когда детям (и здоровым, и нездоровым) это не повредит, но под этой благой личиной ликвидируются коррекционные школы, которые очень нужны особенным деткам. Да еще и прикрывается все это программой «Доступная среда», которая безусловно нужна, но не в описанных в приведенной статье случаях. Кроме того, каждый ли родитель готов смириться с тем, что его ребенок нуждается в специальном образовании? Полагаю, что есть родители, которые готовы пойти на все, чтобы ребенок учился в обычной школе, даже пренебрегая интересами самого ребенка. Вот тут и проводится манипуляция и родителю предлагают инклюзию, а общество просто обманывают, говоря, что инклюзия - это хорошо и правильно во многих случаях.


promo rvs november 14, 2013 18:43 5
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

  • 1
Главная задача в психолого-педагогической и воспитательной работе с детьми с отставанием в развитии или отклонениями в развитии - создание условий для компенсации имеющихся отклонений, а потом перед специалистами социально-психологической практики ставится вопрос о социализации таких детей.
Если впрягать телегу вперед лошади - не будет ни компенсации дефекта, ни возможности к адаптации и социализации.
То, есть за красивыми лозунгами инклюзивного образования - то-ли злонамерение, то-ли некомпетентность? Кто инициатор или лоббист такой "безбарьерной среды" в системе образования?

Исходя из того, что данный подход насильственно продвигается в жизнь, против любого разумного понимания полезности таких действий, можно сделать вывод, что это однозначно диверсия. А доля идиотизма при воплощении этого с большим рвением чиновниками на местах характеризуют систему, как антинародную.

Чиновники, в большинстве своем и в системе образования, в том числе, давно потеряли или не имели вовсе профессиональной компетенции. Кто в министерствах, в кабинетах занимает руководящие должности? Люди с "кошельками" и связями, редко профессионалы (не исключаю, что и такие еще присутствуют). Проекты по безбарьерной среде включали в себя очень дорогостоящие заграничные поездки чиновников. Сначала, действительно, делалось многое для нужд инвалидов (по передвижению колясочников, например). Т.е. хорошее и нужное.
А следом под этими же лозунгами, зомбированное руководство в системе образования внедряет вредные проекты. Критического мышления в этих кругах и способности думать не о своих тепленьких местах, а о своем комфорте и престиже, не наблюдается.

Исправлю последнюю фразу ". Критического мышления в этих кругах и способности думать не о своих тепленьких местах, и своем комфорте, и престиже, не наблюдается.

В РВС есть рабочая группа, которая занимается борьбой с такими проблемами. Сейчас в общественную палату РФ прошёл кандидат от РВС. Работают люди.

Вся эта катавасия с инклюзивным образование закончится очень плохо и для здоровых и для больных детей. Первые не будут получать должного объема и качества образования, вторые будут подвергаться издевательствам и нападкам в школе и не смогут получить необходимого внимания коррекционных педагогов. К тому же, пострадает научная база и практическое использование коррекционной педагогики.

Не все так однозначно(почти С)

Боюсь, в ряде случаев закрытие коррекционных школ - благо.
Мне пришлось столкнуться как в маленьком городке такую школу(объединенную по 7 и 8 виду) использовали как источник повышенных зарплат блатных личностей и решения проблем чиновников от образования.
Так как реально детей в городе с такими проблемами в городе было меньше, то гребли туда всех: детей из коррекционных классов, второгодников, после 4 и даже 7 класса. Для наполняемости детям с ЗПР ставили умственную отсталость( не впрямую, просто писали код, чтобы родители не разобрались)- и это после 4 класса!Использовали как отстойник.
Коррекционная - она должна корректировать - ребенок после обучения по 7 виду может переводиться в обычную школу, получать высшее образование. Тут же наоборот сломали детям жизнь - они получили уже реальную задержку в развитии, те что обучались по 8 виду уже не смогут никуда поступить. Остались бы в обычных школах - их бы постепенно вытянули, понемногу бы догнали сверстников.
Директорам обычных школ это тоже было выгодно - меньше проблем, повышается средний балл, ГИА проще пройти.

Edited at 2014-09-16 06:29 am (UTC)

Re: Не все так однозначно(почти С)

Получается, что не только чиновники, но и руководители образовательных учреждениях не о будущем детей думают, не о их развитии и дальнейших судьбах. Не думаю, что все очерствели, просто плывут по течению. Родители и не обязаны быть компетентными в подобных нюансах, каждый должен заниматься своим делом и выполнять свои профессиональные обязанности. Не всех же привлекать в РВС и обучать противостоянию некомпетентности в системе? Может быть нужно начать "просвещать" руководителей образовательных учреждений и чиновников? Создавать новые правовые инструктажи (напоминания о нормативах и профсоответствии) для тех, кто "засиделся" в потоке хаоса на руководящих должностях?
А как иначе им противодействовать?

Re: Не все так однозначно(почти С)

"о будущем детей думают, не о их развитии и дальнейших судьбах." - любой чиновник думает, в первую очередь, о том чтобы угодить начальству. Была, с 36 года, система в которой за такие художества можно было слететь с должности - так чиновники себе ничего подобного и не позволяли.
"противостоянию некомпетентности в системе" - речь о некомпетентности, а о безответственности. ПМПК пошла по факту на подлог, не объяснив родителям ни диагнозы которые ставились, ни, естественно, их права. Я не сомневаюсь в компетентности руководителя гороно, в том что он (был) хорошим учителем и руководителем. Но время и обстоятельства меняют людей. Про общее направление(Филиппов, Фурсенко, Ливанов) думаю напоминать смысла нет.
Противодействовать - в большинстве случаев, привлекая внимание общественности, чтобы другим неповадно было.

Re: Не все так однозначно(почти С)

Такие проблемы надо не закрытием коррекционных школ решать. Ведь никто не ратует за устранение института правоохранения из-за того, что отдельные правоохранители ведут себя неадекватно.

Re: Не все так однозначно(почти С)

Никто на этом и не настаивает.Речь о соразмерности количества обычных и коррекционных.

Re: Не все так однозначно(почти С)

Это все-таки не проблема, о которой написано в статье. Это проблема коррупции и чьей-то некомпетентности (кто-то же должен был их проверять, родители должны были заподозрить). Думаю, что часть детей все-таки действительно нуждались в коррекционном обучении. Что с этими детьми теперь после закрытия школы? Думаю, что их радостно включат в комбинированные классы после опробации инклюзии вышеуказанного рода на Подмосковье.

Re: Не все так однозначно(почти С)

Речь отнюдь не Подмосковье. И - радостно - никто не будет - портят статистику.
С детьми - те кто по 7 виду - доучиваются в комбинированной школе, к нормальной школе их присоединили; кто по 8 виду - получают справку после 9 кл., учиться им поблизости больше негде. Но дело не в этом: диагноз по 8 виду ставили многим с ЗПР, а просто неуспевающие учились по 7 виду. Обратно в обычные школы их никто не переводил, хотя обещания были.

Я своего малыша с ЗПР не пущу обучаться вместе с обычными детьми. Загнобят и затюкают. Дети, они такие. Когда ребенок с ЗПР плачет от унижения и осознания своей неспособности справиться с задачей - просто сердце разрывается, в том числе от бессилия взрослого человека повлиять на ситуацию. Думаю, что искусственно увеличивать количество случаев, травмирующих ребенка - это чрезвычайная глупость. Если коррекционные школы плохи, почему бы не заняться их улучшением? Если кто-то делает на коррекционных школах деньги, почему бы не заняться борьбой с коррупцией?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account