flojolet (flojolet) wrote in rvs,
flojolet
flojolet
rvs

Categories:

Сухомлинский о трудовом воспитании в коллективе



Нужно ли детям трудиться?

Этот вопрос, несмотря на многочисленные исследования советских (и не только) педагогов, неизменно дававших положительный ответ на него, часто звучит и сейчас.

В связи с изменением отношения к детям вообще, меняются и представления о том, каким образом их нужно воспитывать.



Скажем, сто лет назад, женщина, потерявшая ребенка, конечно, горевала, но недолго, так как у нее были еще дети (или женщина точно знала, что будут) и их нужно было кормить и воспитывать. А современные женщины испытывают настоящий шок, если им начать объяснять, что жизнь ребенка стоит гораздо меньше, чем жизнь взрослого. Нам внушили, что жизнь ребенка бесценна и хрупка, и, на основании этого, используется другой подход и в педагогике. Если жизнь ребенка бесценна, то не дай бог что с ним случится! Это значит, что швейные машины и деревообрабатывающие станки нужно из школы убрать (сдать в металлолом), иначе как бы ребенок не уколол палец или страшно представить что еще. А если вспомнить, что еще 100 лет назад дети трудились на производствах по 12 часов наравне со взрослыми? А теперь права ребенка ставятся выше (!) прав его родителя.

Сухомлинский, судя по его книгам и статьям, тоже считал, что жизнь ребенка бесценна. Только на основании этого делал совсем другие выводы - нельзя терять ни одной минуты этой жизни, нужно использовать ее для воспитания. И одним из самых важных воспитательных методов является труд.


«Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения,  посильного для  детей,  для  ребенка  останется  
недоступным  и счастье   труда.   Высшая  педагогическая  мудрость   трудового   воспитания заключается в  том, чтобы  утвердить 
в детском сердце народное  отношение  к труду.  Труд  для  народа является не только  жизненной  необходимостью, без которой  
немыслимо человеческое  существование,  но  и  сферой  многогранных проявлений   духовной  жизни,  духовного   богатства   личности.   
В   труде раскрывается богатство  человеческих  отношений».





Сухомлинский В.А. «Гармония трех начал».

Важность трудового воспитания именно в коллективе Сухомлинский подчеркивал много раз в своих работах. И верно, человек всю свою жизнь трудится в коллективе, да и коллектив (настоящий коллектив, а не просто группа людей) человеку нужен для того, чтобы максимально развить свои способности и быть максимально эффективным. Где, как не в коллективе, нужно учиться трудолюбию?

«Трудолюбие как моральное качество воспитывается только в коллективе. Чем сильнее коллективное чувство уважения к труду, тем эффективнее воспита­ние каждого школьника».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».

«Воспитательным является только тот производительный труд, в котором гармонически сочетаются индивидуальные и общественные интересы».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».

Индивидуальные и общественные интересы могут сочетаться только в коллективе. Причем в коллективе часто коллективные интересы становятся индивидуальными, ставятся выше собственных. Целью трудового воспитания Сухомлинский видел воспитание трудолюбия методом получения радости от труда.

«Трудолюбие - это прежде  всего сфера  эмоциональной  жизни  детей. Ребенок  стремится работать тогда, когда труд дает ему радость.
Чем глубже  радость труда, тем  больше  дети дорожат собственной  честью, тем нагляднее видят  в деятельности самих себя  -  свои усилия,  свое имя.  
Радость труда  - могучая  воспитательная сила, благодаря которой ребенок осознает себя как члена коллектива».
Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»". 




Когда сегодня говорят о трудовом воспитании, то чаще всего имеют в виду труд физический, труд своими руками. Но это не совсем верный подход. Умственный труд – это не «тоже труд», а тот труд, которому как раз и должна обучать школа. А физический труд при обучении используется как вспомогательный, как стимул к познанию.

«Труд и трудовое воспитание - это вещи, стоящие не рядом с учением, нравственным воспитанием и развитием. Труд - это вещь всепроникающая и всеобъемлющая. К каким бы ухищрениям ни прибегали мы в школе, стремясь вовлечь ребенка (потом подростка, юношу) в другую работу, кроме учения, все-таки учение занимает и будет занимать главное место в его духовной жизни, и от этого никуда не уйдешь! И трудовое воспитание надо начинать с этого. Это начало начал. Мысль, познание мира, постижение истин, добывание знаний, формирование на их основе собственных взглядов, убеждений - вот что должно быть трудом для школьника».
Сухомлинский В.А. «Гармония трех начал».

«Заставить трудиться умственно очень трудно, заставить трудиться физически значительно легче. Сочетание физического и умственного труда - это решающее средство воспитания трудолюбия у самых запущенных, обленившихся детей, которых родители никогда не заставляли трудиться. Таких учеников мы сначала заставляем выполнять определенный объем физического труда, постепенно добиваясь, чтобы в этом труде они видели путь к какому-то - пусть вначале незначительному - познанию, подчинению сил природы. Если человек стал относиться к физическому труду как к средству достижения общественной и интеллектуальной цели, значит, лень у него уже преодолена, путь к воспитанию трудолюбия открыт».
Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа».

Как и физический труд, так и умственный труд должен иметь цель, иначе обучение для ребенка становится бессмысленным запоминанием знаний.

«Умственно трудиться - это значит не просто «думать». Мышление приобретает характер труда при том условии, когда оно целенаправленно, когда человек стремится к достижению определенного результата»
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».

Когда автору этой статьи довелось учиться в школе, воспитание труду понималось, как использование труда школьников для их самообслуживания. Школьники убирались в своих кабинетах, помогали летом делать ремонт в школе. Но Сухомлинский писал, что это неправильно (за 30 лет до получения автором соответствующего опыта!).

«Мы планируем воспитательный процесс на продолжительное время с таким расчетом, чтобы каждый воспитанник в составе своего коллектива выполнял сложную, ответственную работу от ее начала до ее завершения. Как можно меньше случайного, непредусмотренного, "аварийного" труда - таково правило воспитания трудолюбия».
Сухомлинский В.А. «Воспитание коммунистического отношения к труду».

И еще есть две важных составляющих успешного воспитания ребенка трудолюбию:

1)      Воспитание своим примером.
«Мы добиваемся того, чтобы каждый воспитанник в годы своего детства, отрочества, юности поработал как можно дольше вместе со взрослым человеком, для которого труд - счастье, наслаждение».
Сухомлинский В.А. «Нравственный идеал молодого поколения».

2)      Обучение других щкольников своему умению.
«Человек лишь тогда воспитывается по-настоящему, когда он передает свои знания, опыт, мастерство другому».
Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа».

В павлышской средней школе, директором которой Сухомлинский работал 22 года до конца своей жизни, было правило – все, что школьники могли сделать своими руками, они делали сами: строили парты, шили шторы и т.д. Конечно, это было вызвано еще и послевоенной тяжелой обстановкой, но все же павлышская школа отличалась от других. Изделия школьников выглядели чуть хуже фабричных, но все же были функциональными. Представить только гордость детей, которые, заходя в школу, видят что-то, сделанное своими руками! Насколько это меняет отношение к школе. И слова – «Школа – наш общий дом» становятся уже не просто словами, а правдой.

Также очень важно, чтобы ученик в процессе трудового воспитания не просто усвоил какие-то навыки на среднем уровне, а нашел бы себе такое дело, в котором превзошел бы других учеников. И каждый стал бы в своем деле лучшим.

«Мы добиваемся, чтобы каждый ученик достиг в своем любимом деле значительных успехов. Путь к успеху идет обычно через продолжительные поиски, ученик пробует свои силы в различных делах, овладевает многими умениями, но если его успехи в чем-нибудь одном не вышли далеко за пределы того, что в его возрасте является обычным, часто встречающимся, это значит, что он до сих пор еще не нашел своей дорожки. Значительный успех - это не просто удовлетворительное, хорошее или отличное выполнение того, что доступно каждому. <…> Но для того, чтобы труд стал любимым делом, увлечением, необходим успех, превышающий самые высокие требования, посильные для всех учеников данного возраста. Вот такой успех мы и называем значительным».
Сухомлинский В.А. «Павлышская средняя школа».

Успешный опыт трудового воспитания был получен Сухомлинским еще в 50-60-х годах. С тех пор прошло очень много времени, но хороший опыт почему-то до сих пор не используется в массовом образовании. Конечно, для того, чтобы пользоваться советами Сухомлинского, нужно быть человеком творческим и любить детей. Сегодня – это не главные приоритеты образования. Сегодня вообще забывают о том, что человек живет в обществе и для того, чтобы он научился в нем жить и эффективно работать, нужно заниматься коллективным строительством еще со школы. Откроем ли мы для себя хорошо забытое старое? Хочется верить, что откроем.
Tags: Образование
Subscribe
promo rvs ноябрь 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment