usser_live (usser_live) wrote in rvs,
usser_live
usser_live
rvs

Застывший взгляд

Так называется книга Райнера Пацлафа. Рассказывает он о физиологическом воздействии телевидения на развитие детей. Источник: Rainer Patzlaff "Der gefrorene Blick. Physiologische Wirkungen des Fernsehens und die Entwicklung des Kindes"

Недаром телевизор называют зомбоящиком. И дело здесь не в том, что телезрителем могут манипулировать, используя современные знания в области психологии, подавая в виде "картинки" скрытые образы, встраивая в сюжет подтекст, который не улавливается сознанием, но откладывается в памяти. "Зомбирование" по большей части происходит на другом уровне - мы ведь не задумываемся, как смотрим телевизор, как воспринимаем постоянную смену планов, кадров, сюжетов на экране. А между тем телевизор вызывает чудовищное привыкание к способу получения информации, развивается туннельное мышление. Привычка потреблять информацию и не прилагать к этому усилие, отсутсвие времени на её анализ приводит к тому, что телезритель, оторвавшись от экрана, и в жизни сохраняет стиль познания окружающего мира. Он становится как кукла, которая только и ждёт нового "вкусного" образа и сама формировать цельную картину мира уже не в состоянии. Так происходит со взрослым человеком. И мы можем только представить, как меняется психика ребёнка, который только-только открывает мир и делает это с помощью телевизора.



На вопросы: как защитить ребёнка от вредного воздействия не только телевизора, но и всей медийной среды, как помочь детям жить собственным воображением - основе творческого отношения к труду поможет ответить книга Райнера Пацлафа.

Его труд будет исключительно полезен всем и каждому. Приведу лишь несколько отрывков из книги:


...В 1979 г. американская группа экспериментаторов исследовала число саккад (скачкообразное движение глаз при переводе фокуса зрения с одного участка объекта на другой и кратковременная фиксация зрения на этом участке) при телепросмотре, констатировав заметное снижение активности глаз: в ходе 15-минутного просмотра (показывали какое-то голливудское шоу) у всех испытуемых за промежуток в 20 секунд имели место лишь от 5 до 7 саккад. Если сравнить это число с 2 — 5 саккадами в секунду при свободном разглядывании природной среды (что для 20 секунд дало бы частоту в 40 — 100 саккад), то снижение составит в среднем 90%.

Другое свидетельство существенного снижения активности глаз при телепросмотре — диаметр зрачков, который толкуется исследователями как показатель степени активности мозга («кортикальной активации», стимуляции дея­тельности коры головного мозга) и соответственно как индикатор бодрствующего сознания. В 1980 г. при показе одного и того же фильма с одними и теми же размером и яркостью изображения было обнаружено «заметное сокращение диаметра зрачков» в том случае, когда фильм демонстрировался не на кино, а на телеэкране.

Впрочем, телевидение уже и внешними факторами вызывает снижение естественной деятельности органов чувств вдвое: во-первых, оно приводит к полной остановке аккомодацию глаз, поскольку выбранное зрителем расстояние от экрана во время просмотра, как правило, не меняется. Во-вторых, оно надолго ограничивает поле зрения крошечным участком. Ведь при нормальном осмотре окружающего пространства человеческие глаза по горизонтали охватывают угол в 200 градусов и могут свободно двигаться в этих пределах. А если с обычного рас­стояния смотреть на телеэкран средних размеров (12 х 16 дюймов), то поле зрения оказывается суженным до 6 — 7 градусов, т. е. сокращается на 97%. Даже при чтении книги глаз получает в пять раз большее поле зрения. А в пределах 6 — 7 градусов глаза, как мы видели, не имеют возможности совершать свободные движения.

Но если активность глаз сводится на нет, то их оцепенение передается и всему телу, и даже самые непоседливые детишки часами сидят перед телевизором неподвижно. Врачи называют такое двигательным застоем — но это сильно преуменьшающая опасность формулировка, заставляющая задуматься, в чем тут дело — просто ли в бездумности или в сознательном введении в заблуждение. Ведь проблема заключается не в пассивности мускулов, а в пассивности воли, управляющей мускулами. То, что при этом происходит, — не более и не менее, как атака на волевую способность человека, обусловливающую его самостоятельность, собственную активность. Тут имеет место снижение, деградация активности, застои воли, а тем самым и деградация личности...

...Остановка движений глаз, существенное снижение бета-частот на ЭЭГ, замедление обмена веществ и пульса — все эти признаки говорят об угасании собственной активности, которое вообще-то очень быстро должно приводить сознание в сумеречное состояние, близкое к дремоте. Так, наверное, и происходило бы, если бы этому не противодействовало содержание телепередач. С тех пор как существует телевидение, авторы передач вынуждены вновь и вновь подхлестывать внимание зрителей, чтобы те не засыпали. Постоянный монтаж кадров, развороты и наплывы камерой, панорамирование и масштабирование, смена места, ситуации и сцены — вот их самые испытанные приемы. Они обеспечивают зрителю легкое, как во сне, скольжение сквозь пространство и время, возможность глядеть то с высоты птичьего полета, то из «лягушачьей» перспективы, побыть то здесь, то там, ухватить детали, потом снова воспарить к небесам — и так без конца.

Это и впрямь сущее сновидение. Ведь фактически взгляд зрителя не трогается с места — направление внимания вовне выполняет за него камера. Оцепеневший взгляд, словно марионетка, привязан к ней за ниточку и идет туда, куда идет она. Ибо с теми же легкостью и свободой, с какими глаз обращается в любую сторону, когда не смотрит на телеэкран, он следует по видимому миру и за камерой; для этого не надо даже поворачивать голову. Но это означает, что зрительная воля отдана машине, а уж та дурачит марионетку (зрителя), внушая ей, будто воля, что правит здесь бал, — ее...

...Телережиссура какое-то время может поддерживать внимание зрителя в бодрствующем состоянии. Но, поскольку от зрителя не требуется собственной активности взгляда, мало того, она для него даже невозможна, он очень скоро привыкает к своему парадоксальному состоянию, когда, ровно ничего не делая, получает в подарок уйму самых ярких картин, а внимание его тем быстрее парализуется. Вот почему телережиссеры вынуждены создавать этому противовес, применяя все более частые смены кадра, резкие переходы, неожиданные смены перспективы и тому подобное. Но именно тут и возникает эффект, который ис­следовательница масс-медиа Герта Штурм назвала «дефицитом в полсекунды»...

СОДЕРЖАНИЕ
1. Зрение и телевидение
2. Телекультура — миф и реальность
3. Как относиться к телевидению по-взрослому?
4. Дети и телевидение
5. Безъязыкое детство. Что губит и что спасает речь в век масс-медиа



И это только начало. Ищем, читаем!

Subscribe
promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments