Юргита (yurgita) wrote in rvs,
Юргита
yurgita
rvs

Уроки на дом: нужен ли России финский опыт?



Интересный и актуальный вопрос обсудили в пресс-центре АиФ-Челябинск общественники и эксперты. Речь шла о перегруженности школьников домашним заданием и о том, не отказаться ли российским школам от него вовсе. Примечательно, что проблему перегруженности детей признали все собравшиеся. По сути, они констатировали, что таковы сегодняшние реалии.


Принцип отсутствия домашних заданий, существующий в финской школьной системе, невозможно применить для российских школ. Отечественная система образования ориентирована на фундаментальность знаний, а финская — на практические навыки. Об этом заявила директор челябинского лицея-интерната для одаренных детей Ирина Рузаева на круглом столе «Зачем нужны домашние задания?», состоявшемся 13 октября в пресс-центре «Аргументы и факты».

«Ставится вопрос, почему мы не можем перейти на финскую систему. У них другая система образования, ориентированная на практико-ориентированные методы. У нашей системы — ориентированность на фундаментальность знаний», — пояснила педагог.

Выпускник российской школы должен знать химию, физику, математику, русский язык, историю, даже если выберет гуманитарное направление деятельности, отметила Рузаева. Педагоги же в такой системе поставлены в определенные рамки — они отвечают за качество знаний.

Поводом для встречи экспертов стали публикации в сети, в которых родители школьников жалуются на большую загруженность детей домашними заданиями. Так, в одной из заметок, собравшей большое количество комментариев и широко растиражированной другими пользователями, говорится о «комплексе материнской вины» (речь идет о заметке "Я не хочу по вечерам делать с ребенком уроки" в Facebook Елены Скачко, мамы девочки-подростка - прим. Yurgita).

Мать школьницы признается, что не может заставить дочь-подростка делать уроки, не может и постоянно помогать ей с заданиями, так как устает после работы и хочет по вечерам пообщаться с близкими. Женщина приводит пример многих стран, в том числе Финляндии, где уроки на дом не задают.

Проблема перегруженности российских школьников действительно существует и ни для кого не является секретом, отметила декан факультета подготовки учителей начальных классов Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Наталья Лукиных. Она добавила, что задуматься о ежедневном графике ребенка стоит и родителям, которые зачастую не позволяют школьнику садиться за уроки без их контроля, в результате чего процесс затягивается до позднего вечера.

«Мы очень редко даем детям право на ошибку», — отметила она и пояснила, что детям стоит делать уроки самостоятельно, пусть даже ошибаясь.

Начальник отдела начального, основного и среднего общего образования Минобразования Челябинской области Михаил Елагин сравнил перегруженность школьников с гипервитаминозом, когда организм страдает от переизбытка веществ, жизненно необходимых в небольших дозах.

«У нас есть санитарные нормы и правила, в которых очень четко определен объем домашних заданий. Во вторых и третьих классах — 1,5 часа, в четвертых и пятых классах — два часа, шестые — восьмые — 2,5 часа, девятые-одиннадцатые — всего 3,5 часа в день», — сказал специалист.

Сегодня родителям нужно заботиться о навыках, которыми обладает их ребенок, считает Ирина Рузаева. Речь идет о самоорганизации, ответственности за результат своей деятельности, о понимании ребенка, что он успевает или не успевает, а также о том, чего именно он хочет достичь сам, пояснила она.

По мнению эксперта, выполнение уроков — в большей степени обязанность самого ребенка, а не родителей. Кроме того, современные родители зачастую весьма амбициозны и сами перегружают школьника дополнительными секциями и занятиями.

«Нынешняя форма образования перестроена так, что существует развиваемый — ребенок — и сопровождающий — тот, кто развивает этого ребенка. Все слышали такие термины как наставничество, тьюторство, сопровождение. Но сейчас эта роль сопровождения в итоге перекладывается на родителей», — отметила председатель регионального отделения общественной организации «Родительское всероссийское сопротивление» Екатерина Забачёва.

По словам эксперта, лишь некоторая часть родителей может себе позволить не работать и все свободное время уделять обучению ребенка, но большинство — не может. Им приходится, возвращаясь домой в восемь вечера, садиться с ребенком за уроки.

«Перегрузка детей — это следствие перегрузки школ. Очень много проверок, экспертиз, очень много ожиданий», — отметил Марс Вахидов, преподаватель химии в лицее № 77.

Педагог удивился попытке сопоставить школьные системы России и Финляндии.

«Как можно сравнить с финской школой… Какая задача у Финляндии в мире и какая — у России. Перед Россией какая задача? У нас добрая традиция — «мы рождены, чтоб сказку сделать былью», — сказал он, пояснив, что каждый родитель хочет выдающихся успехов своего ребенка в какой-то из областей.

Кроме того эксперты посоветовали родителям, чьи дети перегружены заданиями, попытаться перестроить распорядок дня, учить детей управлению собственным временем и следить за учебными планами, которые есть у каждой образовательной организации. Педагоги также призвали родителей школьников стремиться к диалогу со школой.

Источник: ИА Regnum

Также по теме: Осваиваем учебник РВС по арифметике

Tags: Войнас с образованием, Воспитание, Образование, Общественники, РВС
Subscribe
promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments