anastasiya_g (anastasiya_g) wrote in rvs,
anastasiya_g
anastasiya_g
rvs

Значение педагогического наследия В. А. Сухомлинского для современности

Suhomlinskiy

В статье «Новое — это хорошо забытое старое» поднимается проблема методов, предлагаемых представителями Высшей школы экономики (ВШЭ) для выхода из тупика, в котором находится наше образование. Почему оно в тупике, и кто его туда завел?

Может, представители всё той же ВШЭ? На мой взгляд, проблема обусловлена переходом от знаниево-ориентированного подхода к личностно-ориентированному. Русская педагогическая традиция, которая идет от Ушинского и наследуется советской педагогикой, гармонично сочетает в себе процессы воспитания и обучения. Отказ же от данной традиции приводит к перекосу либо в сторону воспитания, либо в сторону обучения.

Почему сегодня актуален опыт Василия Александровича Сухомлинского? В системе Сухомлинского мы находим ответы на вопрос, как воспитать полноценную, гармонично развитую личность. Переход к личностно-ориентированному подходу в образовании на корню губит такое воспитание, поскольку степень усвоения учеником материала игнорируется и на первый план выдвигается удовлетворенность учебным процессом, психологическая комфортность.

Нормы общества потребления переносятся в сферу образования и воспитания, превращая школу в поставщика соответствующих услуг и вырабатывая специфическое отношение к ученику по принципу «клиент всегда прав». Кто же такой педагог по Сухомлинскому? «Педагог — это прежде всего воспитатель, задача которого состоит в том, чтобы в сознании ученика не угасал огонек жажды познаний». Видим, что это прямо противоположно тому, что навязывает личностно-ориентированный подход.

Была у нас в школе учительница русского языка и литературы Ирина Вениаминовна Демина, которую действительно можно назвать педагогом в полном смысле этого слова. Она никогда не говорила напрямую, что мы должны читать, но рассказывала о произведении и об авторе так, что после урока бежали в библиотеку за книгами — просыпалась жажда познания. За что и благодарен ей до сих пор. Помню, летом, после 9 класса отказывался от поездок на речку, чтобы успеть в срок прочитать «Войну и мир» Толстого.

Василий Александрович отводит труду особое место в процессе воспитания. Он говорит, что труд должен стать органической потребностью человека. Только в труде можно найти себя. Новый министр образования РФ Ольга Васильева предлагает ввести для учеников уборку классов и пришкольной территории. И это правильно. Но для начала необходимо вернуть уважительное отношение к труду, иначе всё превратится в формальность.

Я рос в деревне. На летних каникулах у нас с братом с утра на столе лежала хорошая записочка со списком дел на день, оставленная родителями. Спасибо за то, что приучили к труду. В армии (нас на объекте служило 12 человек) солдаты, выросшие в деревне, с легкостью брались за работу, которая для городских казалась сложной и невыполнимой. Правда, сейчас и в деревне много прозябания и нежелания работать, а некоторые выгуливают маленьких собачек на поводке. И это в сельской местности. Дико смотрится, конечно.

В статье автор приводит цитату Константина Зинкина, директора института «Высшая школа образования», в которой говорится об отмене оценок, классов и пр. Оценки и замечания нужны, но не нужно, чтобы они превращались в кнут и пряник. Учитель не должен замечаниями вкладывать розги в руки родителя. Ребенок хорошо чувствует это, и кроме озлобленности такие приемы ни к чему не приведут. Либо ученик превратится в подхалима перед учителем, либо перестанет уважать его и замкнется в себе.

Недавно знакомая рассказала, как в 4 классе у ребенка постоянно в дневнике читала записи о шалостях на уроках, такие как «хлестал галстуком соседа». Это показывает лишь несостоятельность учителя. Вот что говорит по данному поводу Сухомлинский: «Помните, учитель, если я знаю, что отца моего Грицка или Петра бог одарил единственным талантом — родить детей, и при этом вызываю этого мудрого родителя в школу и говорю ему: «Ваш Грицко лодырь, не хочет учиться», тут происходит элементарное — я бью Грицка руками отца. Унижаю человеческое достоинство. Становлюсь соучастником преступления. Ребенок ненавидит того, кто бьет. Он очень тонко понимает и чувствует, что руку отца направляет учитель. Он начинает ненавидеть отца и учителя, школу и книгу».

Но не стоит забывать, что советский педагог-новатор освобождал педагогику от перекосов, существовавших еще в досоветское время. Сейчас мы упираемся в другую крайность, где учитель уже не вправе ограничить «свободного инфантила» и любая строгость может быть рассмотрена как насилие над ребенком. Чего стоит случай, когда Липецкая прокуратура оштрафовала директора школы за то, что тот выгнал с урока матерившегося пятиклассника, объяснив это тем, что несовершеннолетний был лишен права на свободный доступ к образованию, гарантированному Конституцией РФ!

Ну какое образование в таких условиях? Как себя теперь должны позиционировать учителя? До чего мы дойдем, двигаясь в этом направлении? В книге «Рождение гражданина» Сухомлинский говорит о важности правильного воспитания в годы отрочества. Суть сложности этого периода в том, что подросток всё видит уже не как ребенок и еще не как взрослый, поэтому относится ко всему очень критично и агрессивно. Главное в этот трудный период — заложить позитивную матрицу мышления, пробудить интерес к духовным ценностям, научить ставить перед собой цели и достигать их, а не просто оберегать детей от дурного влияния.

Именно в этом возрасте ребенок должен найти ответ на вопрос о смысле жизни. Он должен ощутить себя частью коллектива, общества, народа, человечества. Подросток задается вопросами: «Зачем я живу?», «Для чего всё это, если всё равно умру?» И если не находит позитивные ответы, то впадает в специфическое существование — бегство в виртуальный мир компьютерных игр, криминальность, алкоголизацию, наркоманию. И всё это, как правило, пронизано инфантильностью, поскольку нет цельного содержания в жизни, стратегических целей и т. д.

В газете «Суть времени» (выпуск № 114) говорится о том, что отсутствие полноценной социальной среды, любви, дружбы приводит к тому, что смерть, явленная в момент полового созревания как несомненность, воспринимается как катастрофа и порождает суициды, наркоманию, алкоголизм, спортивный экстрим, странничество особого типа и многое другое. Если же подросток нащупывает в себе ответы на столь фатальные вопросы, то они сами по себе являются точками становления личности, здесь и рождается гражданин. Потому что с ответа на вопрос: «Зачем я живу?» человек начинает сознательную жизнь.

В этом отличие подростка от ребенка. Сухомлинский провел интересный анализ — изучил материалы по 460 криминальным делам, которые совершили дети от 12 до 15 лет. Ни в одной из 460 семей не было даже маленькой семейной библиотеки. В подростковый период возникает потребность в духовном собеседнике. Таким собеседником должна стать книга. И если не открывать ребенку через книги новые миры, то он их будет открывать для себя сам через приобщение к «высокой» уличной культуре. Василий Александрович настаивает на необходимости того, чтобы подросток проявлял себя в гражданской, сложной общественной деятельности.

Вкладывал свои духовные силы во что-то большее, чем он сам. Для современной России жизненно необходимо разработать и заявить собственную концепцию образования и воспитания, альтернативную западной. Необходимо отмежеваться от прозападного курса, губящего русскость как таковую. Без обращения к опыту Сухомлинского и других авторитетных лиц в области советской научной педагогики этого сделать невозможно. Невозможно без этого опыта вырастить любящего свою Родину и готового нести за нее ответственность человека, а значит, и гражданина

Источник

Tags: Война с образованием, Воспитание, История, Образование
Subscribe
promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments