telegrafirui (telegrafirui) wrote in rvs,
telegrafirui
telegrafirui
rvs

Разговор о современном искусстве. Часть 1


Сегодня нам часто приходится слышать о вольной интерпретации некоторыми авторами произведений прошлого, которые идут вразрез с общепринятой моралью, не говоря о современных инсталляциях и перформансах. Подчас обычные люди не могут без агрессии реагировать на эти провокации. Между тем, целый ряд ценителей, критиков, искусствоведов, причисляя себя к некому просвещенному обществу, высмеивают такое отношение обывателей к «настоящему» искусству. Что же нужно делать, чтобы выразить свое отношения к подобным «шедеврам» и не показаться невеждой? Ответ на этот вопрос дала лекция кандидата философских наук, доцента кафедры теоретической и социальной философии факультета философии и психологии Саратовского государственного университета Михаила Богатова, которая прошла в Ульяновске.

Лекция прошла в библиотеке № 8 под названием «Искусство против эстетики». В начале Михаил Богатов отследил исторический путь двух понятий — искусство и эстетика. На самом деле, хотя нам привычно, что было первобытное искусство, а также искусство Древней Греции, Рима и так далее, сам термин «искусство» появился гораздо позднее.

«...в античности все выглядело таким образом, что были ремесла, были ближайшие технические тексты, которые позволяли этим ремеслам воспроизводиться. А то, для чего эти ремесла воспроизводились, художники никогда не должны были говорить сами. Мы знаем, что храмы строились, поскольку отправлялись культы богам. Статуи ваялись, потому что были победители на всевозможных играх, и город хотел это выставить и т. д и т. д. Жизнь была устроена таким образом, что никто не задавался вопросом — что такое искусство, зачем оно нужно».

Только в конце XVIII века искусство перестало обозначать мастерство, а стало наряду с религией и наукой еще одним способом познания действительности.

«...в восемнадцатом веке происходит очень много вещей, включая, как считается в политической теории, рождение государства как такового в современном смысле после Великой французской революции, и рождение политэкономии и много того, что мы считаем существующим всегда, как будто бы оно всегда было и экстраполируя на прошлое. Рождается в этот активный период и эстетика».

Создателем термина «эстетика» считается немецкий философ Александр Готлиб Баумгартен (17 июля 1714 — 27 мая 1762). Баумгартен, по словам Богатова, решает обновить метафизику, включив в нее чувственную, то есть эстетическую область.

«Баумгартен исключительно с познавательными целями резервирует область эстетики. Как появляется у него искусство? Он говорит, что произведения искусства дают нам образцы чувственных данных, поэтому эстетика должна обращаться к искусству, но со своим познавательным интересом. Таков был замысел».

Уже ученик Баумгартена Майер издал пособие, где связал искусство и эстетику. Причем в работе Майера эстетика «смотрит на художественные произведения, как на законченные». Раннее в канонах по ремеслу «никогда не говорили о готовых произведениях, они говорили, как делать произведения». Позднее во введении к своей книге «Лекция по эстетике», Гегель говорит о своем нежелании употреблять слово «эстетика», но уступает в силу того, что оно уже «утвердилось в обычной речи». Появляется потребность рассматривать законченное произведение и выдавать ему свою оценку, учитывая собственный вкус.

«Поскольку произведение закончено, и художник больше не имеет никакого значения, то работа по усваиванию произведения переходит к публике, и эта функция восприятия будет нарастать вплоть до современности».

Роль восприятия усиливается в XX веке. Публике отводится роль не только зрителя, но и по сути того, кто завершит выставленное перед ним произведение искусство.

«...здесь мы имеем дело с первыми шутками, шалостями со стороны дадаистов».

Если раньше для того, чтобы созерцать средневековый храм или любое другое классическое произведение, необходимо было погружаться в эпоху, изучать историю и культуру, то в XX веке этого всего не нужно.

«...когда роль восприятия усиливается, в современности сами художники рассчитывают не на то, что с ними будут считаться, а на то, что публика, совершенно не производящая никакого искусства, будет делать из того, что им сейчас предложено, искусство в их представлении».

Эта трансформация искусства происходила до середины XX века.

источник
#Войнаскультурой, #Культура, #История, #Воспитание
Tags: Война с культурой, Воспитание, История, Культура
Subscribe
promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments