antismith (antismith) wrote in rvs,
antismith
antismith
rvs

Categories:

«Маленький вампир»: ни одна корова не пострадала. А как насчет детей?

Стоит ли нежить нежить?

В самом начале 90-х, которые кое-кто не стесняется называть «святыми», на наши, уже не советские, экраны, наряду с умильными диснеевскими сериалами про утят и пушистых грызунов вдруг вынесло очень странный мультик. Под бодрую песенку «Вампиреныш — он ваш друг!» можно было наблюдать за жизнью (точнее не-жизнью) лысого, зубастого и красноглазого мальчишки в родной для него среде обитания — в зловещем замке с дверными ручками в виде костей и черепов, населенном монстрами и садистами. Помнится, тогда подумалось, что если уж нашими лучшими друзьями вдруг оказались упыри и упыреныши, то дело, и впрямь, труба.

Я вспомнила об этом, когда узнала, что мультфильм «Маленький вампир», вышедший на экраны 9 ноября, является по сути анимационным ремейком одноименного игрового фильма, который шел в 2002 году в нашем прокате как раз под названием «Вампиреныш». Впрочем, по духу этот новый мультик ближе как раз к тому, из 90-х. Ибо в игровом фильме его восьмилетний герой-человек хоть и считал сперва по малолетству, что быть вампиром — это круто, сами вампиры так отнюдь не считали и страстно мечтали стать обычными смертными людьми — все приключения в фильме совершались именно ради этой цели.

Не то в очередном экраном воплощении серии книг немецко-американской писательницы Анжелы Соммер-Боденбург. Подружиться с вампиром — самое лучшее в представлении международного коллектива авторов, что могло случиться с 13-летним Тони, которому создатели фильма сильно прибавили годов — но не ума. По своему развитию главный герой выглядит не старше восьмилетки, да и его родители, явно убеждены, что их сыну-подростку вполне по возрасту играть в высадку на Луну при помощи шкафа и пищевой фольги. Родители — что у Тони, что у его нового друга вампиреныша Рудольфа — тоже отнюдь не блещут интеллектом и представляют собой ходячую мебель, одни в современном икеевском стиле, другие — в готическом. И те, и другие совершенно не способны хоть как-то контролировать ситуацию, так что всем в итоге рулят задружившиеся детишки. В старом игровом фильме у отца Тони была вполне вменяемая профессия и теплые чувства к сыну, а вампир Фредерик грудью вставал на защиту клана. В мультфильме практически все взрослые выглядят либо безнадежными психами, либо идиотами — родители Тони, чуть ли не пускающие слюни под вампирским наваждением, так смотрятся и вовсе тошнотворно.

Главным злодеем в мультике является охотник на вампиров Рукери. Почему он ополчился именно на этот вид нежити и хочет его истребить, совершенно непонятно — то ли ради спорта, то ли от скуки, то ли просто с больной головы. Преследует он несчастных и ни в чем не повинных кровососов (старший брат Рудольфа Грегори пикировал на пенсионера с собачкой, вероятно, для того, чтобы вежливо поздороваться) с упорством маньяка. Помогает ему еще один придурок, суперизобретатель, которого Рукери извлек из психушки. Вдвоем они гоняются за вампирами с целым арсеналом, включая самолет, вертолет, навороченный джип, реактивный ранец и супербомбу. Ведут они себя при этом, как два клоуна на арене, а все шутки, как правило совершенно не смешные, крутятся вокруг того, как что-то из этих гаджетов ломается, взрывается, падает, бьет незадачливых Ван Хельсингов током. Этакий очередной перепев «Один дома», только даже улыбнуться хочется крайне редко. Логики и смысла в сюжете нет никаких — Рукери гоняется за вампирами, вампиры тупо спасают свою шкуру, Тони им в этом радостно помогает. В финале клан Фредерика и Фриды обретает новый дом, захватив (по наводке Тони) замок-гостиницу. Что сталось при этом с четой хозяев, нам милосердно не показывают. Впрочем, они были толстые, глупые, противные и кормили гостей вредными для здоровья колбасками, так что их в любом случае не жалко.

Какую мораль вынесет из мультика «с дружеским укусом» посмотревший его ребенок от шести лет? Прежде всего — в любой непонятной ситуации широко улыбайся и протягивай руку дружбы. Смело отправляйся с новым другом гулять ночью по крыше и выше, даже если новый приятель гораздо зубастее Карлсона, не слушай старших (они ничего понять не способны) и никогда не интересуйся, почему это друг вынужден бежать и прятаться: наверняка тот, кто за ним гонится — злодей и маньяк, а потому нужно всегда становиться на сторону преследуемого. А монстров и прочих опасных созданий просто не существует, при ближайшем рассмотрении любой монстр обязательно окажется милашкой, поможет классно развлечься и научит летать — на клыкастой буренке и просто так. «Мы все тут лета-а-а-ем…» — впрочем, это уже из другой, не столь блаженно-бессмысленной сказки.

В течение последних двух-трех десятилетий экранные вампиры и прочие монстры упорно не оставляют попыток подружиться с юным поколением самых разных возрастов. И если про старшеклассниц, млеющих от прекрасных и благородных кровососов с кожей, инкрустированной кристаллами Сваровски, можно сказать, что это не страшно и пройдет вместе с гормональной бурей (да, в общем-то, уже и прошло), то детей помладше, вообще-то, жалко. Они в том возрасте, когда самое время учиться понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Это понимание закладывается не в последнюю очередь сказками — в книжках и на экране. Сказками, где есть добро и зло, воплощенное во вполне конкретных персонажах. Вампир (как и Кощей Бессмертный из русских сказок) — это всегда было определенно плохо, вампир был злом. Это двуногий хищник, который забирает чужую жизнь, для которого люди — еда. Воплощение насилия, тирании, холодного презрения ко всему человеческому. Для того, чтобы вампир, да и любой человекоядный монстр перестал быть олицетворением зла, в сознании кинематографистов должны были сдвинуться главнейшие моральные основания, так, чтобы злом вдруг оказалась способность различать добро и зло и занимать активную позицию по отношению к последнему. Чтобы борьба со злом стала считаться уделом фанатиков, маньяков и садистов. Мультфильм «Маленький вампир» — яркий пример такого пугающего сдвига. Как шутливо указано в титрах мультфильма, «во время съемок ни одна корова не пострадала». Бог с ними, с нарисованными коровами, тут дело куда серьезнее…


Марина Александрова, РВС, специально для REGNUM

Tags: Война с культурой, Воспитание, Информационная безопасность детей, Родительская экспертиза
Subscribe
promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments