Giperboreez (giperboreez) wrote in rvs,
Giperboreez
giperboreez
rvs

Пылающее сердце на века: 150 лет «буревестнику революции» Максиму Горькому



Вслед за столетием революции в 2017 году Россия отмечает юбилей человека, без которого любые исторические выкладки о революционных событиях были бы неполными. 28 марта 2018 года исполнилось 150 лет со дня рождения Максима Горького — великого писателя, который прожил вместе с Россией все бури начала XX века, став одним из символов эпохи революционных изменений.

В последнее время горьковедение несколько продвинулось в изучении личности советского писателя, в частности после распада СССР у исследователей его творчества появилась возможность заполучить полный список его трудов, некоторые из которых были под запретом в советское время. Таковыми были и «Несвоевременные мысли», работа, написанная Горьким под «грузом» переживаний исторической бури, которую сам Горький когда-то страстно призывал. Эта работа дала возможность по-иному взглянуть на «буревестника революции». Например, либерально настроенные граждане России сумели разглядеть в «Несвоевременных мыслях», что Горький осознал, наконец, суть большевистской революции и «сдал назад».

И даже в такой либеральной трактовке есть место крупицам правды. Ведь личность Горького многогранна, и порой противоречива, поэтому в его творчестве каждый человек найдет что-то для себя, для своего жизненного пути. Сам же Горький вне его коммунистической доктрины — это уже и не Горький вовсе. Пешков, может быть, но не Горький.

Суть его коммунистической доктрины можно описывать долго, можно с ней неутомимо спорить, но наиболее красочно, волево, жизнеутверждающе она описана в его бессмертном образе Данко. Именно образ Данко, квинтэссенция героизма, является апогеем творчества Горького. В нем — вся история жизни писателя — от странствующего босяка к богоборцу-ницшеанцу, от богостроителя к революционеру. Как же формировалась личность Горького?

Алексей Максимович Пешков увидел свет 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде, в доме его деда Василия Каширина, в доме, который сыграет большую роль в формировании его личности и «превращении» Пешкова во всемирно известного Максима Горького. Дело в том, что воспитывали мальчика в основном бабушка Акулина Ивановна и дедушка Василий Иванович. Детские переживания тяжелой печатью легли на Алексея — в 3 года он заболел холерой, отец его выходил, однако, позже заболел сам и скончался от тяжелого недуга. Позже Алексей вспоминал, что мать даже подспудно винила сына в смерти супруга, что стало причиной прохладного отношения к нему. Уже в 11 лет Пешков потерял и мать, умершую от чахотки, и полностью остался на попечении ее родителей.

Именно с жизнью в нижегородском доме деда связаны первые религиозные впечатления мальчика. Горький рассказывал о целом пантеоне богов: «Лет восьми я знал уже трех богов: дедушкин — строгий, он требовал от меня послушания старшим, покорности, смирения, а у меня все это было слабо развито, и, по воле бога своего, дедушка усердно вколачивал качества эти в кожу мне; бог бабушки был добрый, но какой-то бессильный, ненужный; бог нянькиных сказок, глупый и капризный забавник, тоже не возбуждал симпатий, но был самый интересный».

С детства в своих мечтательных размышлениях Алексей желал «дойти до бабушкина бога, до ее богородицы и сказать ей всю правду о том, как плохо живут люди, как нехорошо, обидно хоронят они друг друга в дрянном песке... И сколько вообще обидного на земле, чего вовсе не нужно. Если богородица поверит мне, пусть даст такой ум, чтоб я мог всё устроить иначе, получше как-нибудь».

Тяжело переживающий тяготы жизни простого люда и окружающий мещанский быт юноша, подобно Ивану Карамазову (по форме, а не по содержанию), «возвращает билет» Богу. И вот уже нет прежних религиозных переживаний, уже «похоронно гудят колокола церквей, — этот унылый звон всегда в памяти уха», ложась «пригнетающим медным осадком поверх всех впечатлений».

Здесь рождается Горький-богоборец, в каком-то смысле даже ницшеанец. Ни для кого не секрет, что Горький переписывался с сестрой Ницше и выражал свое почтение философии ее брата. Однако Горький никогда по-ницшеански не провозглашал смерть Бога, он его искал. Эти поиски будущего «буревестника революции» заводили его и к старообрядцам, некоторое время бывшими для него синонимом бунтарства. Уехав, наконец, из Нижнего Новгорода в 1884 году, в Казани Пешков впервые примыкает к кружку революционно настроенной молодежи. Здесь же он постигает марксистские и народнические книги и, казалось бы, находит опору в жизни, которая для него невозможна без борьбы за лучшее будущее для человека.

1887 год становится для юного Лёши Пешкова переломным — он за короткое время лишается друзей-революционеров — их арестовывают. Но главное — он теряет пусть противоречивую, но душевную опору — умирают его дед и бабушка. Устав от «угловато и несложенно совмещающихся противоречий слова и деяния», от жизни «ни в тех, ни в сех», Алексей совершает попытку самоубийства, но по стечению обстоятельств остается в живых — пуля проходит мимо сердца и пробивает легкое. В 1888 году Пешков за попытку самоубийства получает от духовной консистории отлучение от церкви на семь лет. А уже через год, в 1889 г., Горький напишет свою первую поэму «Песнь старого дуба», проведя черту под всей предыдущей жизнью в единственно сохранившейся от поэмы строчке: «… Мы пришли в этот мир, чтобы не соглашаться».

«Несоглашательство» Горького, вызванное, в том числе, попытками разрешить противоречия религиозного сознания, с одной стороны, вывело его на путь к иному пониманию человека, что Томас Манн назовет мостом между ницшеанством и социализмом, к борьбе за нового человека и за коммунистическую идею. С другой — «несоглашательство» не сняло противоречие между богом бабушки и богом дедушки. Юноша отправляется искать правды в простом российском народе, а точнее — народах. Так, впервые псевдоним «Максим Горький» появился на рукописи его первого печатного произведения «Макар Чудра», в котором повествование ведется от лица цыгана Макара. Это произведение было первым художественным переносом на бумагу богатых впечатлений Пешкова о жизни России, которую он увидел во время скитаний.

Известность как писатель Горький по-настоящему приобрел после опубликования в 1895 году рассказа «Челкаш», а всемирная известность пришла после публикации романа «Фома Гордеев» (1899) и пьесы «На дне».

Но мировая слава в случае Горького не заставила его прекратить духовные искания. С 1888 года, когда Горький был первый раз арестован за революционную пропаганду под Казанью, он находился под полицейским призором. 1899 год Горький встретил под стражей в Метехском замке в Тифлисе, куда он попал за связь с революционными кружками, а в 1901 году за призыв «Пусть сильнее грянет буря!» из его «Песни о буревестнике», а также за печать и раздачу антимонархических листовок вместе с братом Якова Свердлова он был сослан в Арзамас, что в Нижегородской губернии. Театральные постановки его пьес в то время сильно цензурировались. Это и есть подлинный Горький — борец, искатель, бунтарь, буревестник...

Алексей Максимович окунулся в революционную среду, потому что его нутро видело несовершенство этого мира, страдания простого народа и вело неустанный поиск нового Бога, ведь, по его мнению, «Бог выдуман — и плохо выдуман! — для того, чтобы укрепить власть человека над людьми, и нужен он только человеку-хозяину, а рабочему народу он — явный враг».

С 1901 года Горький переходит к практической политической деятельности, а уже к 1905 году становится большевиком. При этом нельзя сказать, что Горький всецело принимает марксизм. Однако из письма Скабичевскому в 1897 году: «Я — не марксист и оным не буду вовеки…., ибо знаю, что жизнь творят люди, а экономика только влияет на нее». Не лишним будет напомнить, что Маркс тоже не причислял себя к марксистам. Горький же признавался, что он марксист не по Марксу, а потому, что «так выдублена кожа».

Свои духовные поиски Горький ведет и на страницах исторических книг. Его личная библиотека составляла тысячи томов, испещренных карандашными пометками. Что искал Горький? Вот, пожалуй, один из характерных примеров. Во время заключения в Тифлисе и Н. Новгороде Горький осваивает труд Э. Гиббона «История упадка и разрушения Римской империи». Параллельно он изучал «Историю восемнадцатого столетия и девятнадцатого до падения французской империи» Ф. К. Шлоссера. Горький объяснял свой интерес к изучению причин упадка Римской империи заменой «языческой свободы критикующей мысли фанатизмом церковников и монархов». И тут есть интересная деталь, которую отмечает Л. Спиридонова, известный горьковед: «На с.78 седьмой части книги Гиббона он отмечает мысль о новой религии, которая должна соответствовать новым формам общественной жизни».

В этот период его богоборчество и поиск нового, лучшего Бога, начинает превращаться в богостроительство с наделением каждого человека и шире — народа исторической субъектностью. В ноябре 1906 года Горький в письме к З. Гржебину характеризует социализм как «великий процесс собирания раздробленных жадностью, пошлостью, ложью, злобой людей в единого великого Человека, прекрасного, внутренне свободного, цельного».

«Да здравствует эта новая религия, которая освобождает бедняков от оков бедности и невежества, а богатых — от позорного бремени золота и предрассудков», — продолжает свою мысль Горький в письме к графине Ф. Э. Уорик 6 февраля 1906 года.

Этапным произведением для Горького становится его роман «Мать». В романе новая религия, правда социализма начинает занимать умы и сердца людей. Этот процесс Горький описывает как рождение нового чувства, а именно ощущение родства по духу рабочих всей земли, «это чувство сливало всех в одну душу». Здесь особо нужно отметить каприйский период творчества писателя — период увлечения богостроительством. Религиозный коллективизм рассматривался Горьким как самая «передовая» и прогрессивная религия, как то, что будет влито в устаревшие формы религиозного мышления, которые невозможно было разрушить до основания. И в этом новизна богостроительства Горького. Именно в этом переходе от богоборчества к богостроительству и нужно рассматривать сюжет повести, где есть момент, четко указывающий на «Мать» как на парарелигиозный текст — это приход Павла домой с картиной «Христос на пути в Эммаус»:

«-Это воскресший Христос идет в Эммаус! — объяснил Павел. Матери понравилась картина, но она подумала: „Христа почитаешь, а в церковь не ходишь...“».

В этот момент в партии большевиков чувствовался дефицит профессиональных пропагандистов — многие оказались в тюрьмах после первой революции 1905 года. И начиная с марта 1909 года Горький, Богданов и Луначарский начинают готовить «Первую Высшую социал-демократическую пропагандистско-агитаторскую школу». На основе организационного ядра школы — Богдановым и Луначарским был создан фракционный центр группы «Вперёд», которая противопоставила себя «ленинцам».

Школа на Капри стартовала 2 августа 1909 года и продолжалась около 4 месяцев. Программа каприйской Школы была нацелена на передачу ученикам знаний по философии, истории и культуры. Горький водил рабочих по итальянским музеям, старинным церквям. И уже тогда ковал из рабочих настоящих коммунистов, которыми, по определению Ленина, могут стать лишь те, «кто обогатит свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество».

В 1909 году Ленин пишет работу «Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии», которая носила чисто прагматические цели — предотвратить очередной идеологический раскол в партии в момент необходимости консолидации во имя революции. При этом ни в коем случае речь не шла о изменении роли Горького в партии — Горький играл важнейшую роль в подготовке революции, ни для кого не секрет, что известнейший на тот момент писатель был одним из «спонсоров» партии.

Но, конечно, нельзя сказать, что роль Максима Горького в партии большевиков ограничивалась лишь пополнением партийной кассы и пропагандой. Несмотря на некоторые расхождения с ленинской линией в революции, Алексей Максимович внес значительный вклад в философское осмысление становления социализма в России. Благодаря тому, что он находился несколько в стороне от ядра партии, он, как тонко чувствующий мыслитель, мог видеть слабые места побеждающей идеологии. И это чувствование условно можно разделить на две составляющие — чисто политические и духовные.

Труд «Несвоевременные мысли», за который «цепляются» современные российские либералы, пытающиеся найти антибольшевизм в горьковской критике октябрьских событий 1917 года, средств «делания» революции, являет нам Горького, несущегося в бурном политическом потоке и делающего зачастую ошибочные с политической точки зрения выводы: «Мое же мнение таково: народные комиссары разрушают и губят рабочий класс России, они страшно и нелепо осложняют рабочее движение; направляя его за пределы разума, они создают неотразимо тяжкие условия для всей будущей работы пролетариата и для всего прогресса страны». Критикуя «средства» революции, которая нужна была здесь и сейчас, Горький во многом ошибался и позже признавал эти ошибки.

«С коммунистами я расхожусь по вопросу об оценке роли интеллигенции в русской революции, подготовленной именно этой интеллигенцией, в число которой входят и все «большевики», воспитавшие сотни рабочих в духе социального героизма и высокой интеллектуальности. Русская интеллигенция — научная и рабочая — была, остается и еще долго будет единственной ломовой лошадью, запряженной в тяжкий воз истории России. Несмотря на все толчки и возбуждения, испытанные им, разум народных масс все еще остается силой, требующей руководства извне», — писал Горький в очерке «В.И. Ленин».

Тема «Интеллигенция и революция» занимала Горького весь постреволюционный период его творчества. Более того, Горький на правах революционного писателя много ратовал за представителей творческого цеха. И это зачастую излишнее радение (во некоторых случаях Алексей Максимович обращался непосредственно к Ленину) за судьбы творческой интеллигенции на фоне бедствия миллионов простых людей и Гражданской войны стало одной из причин «командировки-ссылки» Горького за границу (с 1921 года по 1923 год — Германия, Финляндия и Чехия). С 1924 по 1928 год Горький жил в итальянском Сорренто. Кроме того, что Горький «под призором» ОГПУ налаживает контакты между СССР и русской эмиграцией, но главное, что с 1925 Алексей Максимович начинает оформлять свои мысли о роли интеллигенции в революции в роман-эпопею «Жизнь Клима Самгина».

В 1928 году Горький возвращается в сталинский Совесткий Союз. Несмотря на то, что до дня своей смерти 18 июня 1936 года Горький восхищался бурно развивающейся молодой республикой, он в своем финальном романе фактически продолжает анализировать то главное, что мучило его во время написания политически недальновидных «Несвоевременных мыслей».

И это главное для Горького — построение коммунизма как новой религии. Уже во время становления молодой Советской республики Алексей Максимович чувствовал, что революционный огонь должен был породить ту самую новою религию, религию гордого человека («Человек — это звучит гордо»), воплощенную в образе Данко, противостоящего Тьме, и так и не породил ее.

Возможно, Горький уже тогда чувствовал заложенную в атеизме ошибку в советском проекте, особенно после смерти Ленина. Это можно подкрепить и словами героини романа «Жизнь Клима Самгина» Зотовой, адресованными к интеллигенту Самгину: «Народ вам — очень дальний родственник […] И как вы его ни спасайте, а на атеизме обязательно срежетесь», так и прямой речью Горького из письма Григорьеву в 1926 году: «Мне кажется, что даже и не через сто лет, а гораздо скорей жизнь будет несравнимо трагичнее той, коя терзает нас теперь. Она будет трагичней потому, что — как всегда это бывает «след за катастрофами социальными — люди, уставшие от оскорбительных толчков извне, обязаны и принуждены будут взглянуть в свой внутренний мир, задуматься — еще раз — о цели и смысле бытия…».

Горький высказывает пророческую мысль о жизни советских граждан, особенно в послевоенное время, когда их начнет терзать та самая смертная болезнь, выражающаяся в ощущении духовной пустоты человека. Когда на место формулы «Человек — это звучит гордо» приходит формула «человек — это звучит скучно». В попытках избавиться от этой скуки человек убегает от себя, от своей сущности человека-творца в потребительство и бессмысленное прожигание жизни.

В этом предсказании — ценность Горького для истории, для будущих поколений, которые или ответят на вызов скуки или эта скука уничтожит человечество. Потому что вызов поднимающего голову фашизма — это черный, антигуманистический ответ на вызов скуки, который стремится заменить человека на человека-зверя, на белокурую бестию по Ницше. И эта замена рано или поздно приводит к лозунгу фалангистов «Да здравствует смерть!». Быть или не быть ответу в XXI веке на вызов фашизма зависит от того, восторжествует или нет в мире горьковская формула «Человек — это звучит гордо». И в этом актуальность Горького сегодня, в дни, когда Россия отмечает его 150-летний юбилей.

Источник

#Культура #История #Воспитание #Горький

Tags: Воспитание, История, Культура
Subscribe
promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments