antismith (antismith) wrote in rvs,
antismith
antismith
rvs

Современность идей Макаренко отметили на конференции в Волгограде

[…у нас сейчас повторяется ситуация двадцатых и девяностых годов, когда влияние западных идей стало очень сильным, и в педагогике это проявляется в том, что идеи индивидуализации абсолютизируются. И, конечно, результат у нас получился сегодня неплодотворный. Мне здесь хочется слова Ушинского напомнить: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа]

Макаренко — это не прошлое, это настоящее и будущее, заявила руководитель волгоградского «Центра развития социально-педагогических идей А.С. Макаренко» Лариса Ивановна Гриценко на педагогической конференции в Волгограде, которая продолжает свою работу 20 апреля, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Свой доклад волгоградский педагог посвятила высокой актуальности системы Макаренко в современной российской действительности. В начале выступления Лариса Ивановна констатировала текущую ситуацию в образовании.

«…у нас сейчас повторяется ситуация двадцатых и девяностых годов, когда влияние западных идей стало очень сильным, и в педагогике это проявляется в том, что идеи индивидуализации абсолютизируются. И, конечно, результат у нас получился сегодня неплодотворный. Мне здесь хочется слова Ушинского напомнить: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа"».


Лариса Ивановна Гриценко

Лариса Ивановна также рассказала об угрозах, которые скрывает утвердившаяся сейчас апологетика личностного подхода: «Действительно, абсолютизация индивидуального подхода, оставляет наших воспитанников инфантильными объектами сопровождения. Объектами! Если мы говорим о воспитании гражданина, то мы должны, образно говоря, привести их на поле, где они смогут стать субъектами своей жизни. Где они могут проявить инициативу, самостоятельность и другие гражданские качества».

По ее мнению, настало время обратиться к отечественному педагогическому опыту, существенной частью которого является система Макаренко:

«За последние годы у нас вымылось из сознания воспитание в коллективе. Поэтому сегодня Макаренко особенно востребован, так как его педагогика — это отражение черт российского менталитета».

Но дело не только в том, что Макаренко — это отечественная педагогика. Лариса Ивановна убеждена, что он действительно серьезно опередил время, и многие теоретики только сейчас приходят к тому, что получено из практического опыта построения трудовых коммун.

«Макаренко открыл принцип параллельного действия, суть которого заключается в том, что воспитание имеет сущность и явление. Сущность воспитания — это то, что понимает педагог, целенаправленное совершенствование человека. Но для воспитанников эта сущность выступает как явление... Они не объекты воспитания, они участники коллективной жизнедеятельности, в которой развивают и проявляют свои качества. И это есть самое гуманное воспитание, потому что оно косвенное, и Макаренко прямо говорил, что есть грубое воздействие, прямое, когда мы сажаем и начинаем ему говорить, как ему надо жить, и есть косвенное воспитание. Очень точно звучат его слова: "Всякое педагогическое устремление должно быть хорошо спрятано в кабинете организатора". Никто не любит чувствовать себя объектом воспитания. И в коллективе как раз и не чувствуется этого, если, конечно, он настоящий», — рассказала исследователь.

Кроме того, она пояснила, что несмотря на некоторые стереотипы, в системе Макаренко нет подавления личности коллективом и вытеснения индивидуального подхода. Напротив — там есть гармоничное сочетание двух начал.

Я думаю, что многие из вас прекрасно знают и полагают, что Макаренко — это апологет коллективного воспитания. Это правда. Но это половина правды. Потому что коллектив у него — это средство. А центром его воспитания был человек. И он писал в письме к Горькому: "Не может быть воспитания, если не сделана главная установка о ценности человека"... <...>

У него в коллективах была мощная система индивидуального воздействия. Мощная методическая система. Это особый разговор: там и отстроченная беседа, и авансирование доверия, и взрыв. Причем все это очень оригинально применялось, нестандартно, он был мастером индивидуального воздействия».

Завершая выступление, Лариса Ивановна Гриценко рассказала об еще одной важной черте макаренковской педагогики — о принципе разрешения конфликтов, а не их избегания или снятия.

«Какая главная методологическая идея, которая позволяла ему решать те проблемы, которые не могли решить другие… Идея разрешения конфликтов. Макаренко говорил — в коллективе на каждом шагу встречается противоречия между личными и общими интересами и целями. И необходимо их разрешать. Если мы их будем разрешать, тогда и коллектив, и личность поднимаются в своем развитии. Он уделял исключительное внимание разрешению конфликтов».

Напомним, сегодня в Волгограде продолжает работу международная научно-практическая конференция «Национально ориентированная педагогика А.С. Макаренко как важнейший фактор современного воспитания».

Tags: Воспитание, История, Макаренко, Педагогика, Развал образования
Subscribe
promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments