РВС Мадонна

rvs


Родительское Всероссийское Сопротивление


Previous Entry Share Next Entry
Заметки из детского сада.
nushakul wrote in rvs


Мы мебель?

ФГОС ДО 1

В очередной раз собрали нас на совещание в стенах сада. И в очередной раз нам говорили о том, что надо работать в соответствии с новыми ФГОС.

Что же это за зверь такой, ФГОСы?

Полный текст документа здесь:

http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

А я хочу рассказать о том, как выглядеть это должно на практике.

«Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

Сразу отмечаем, что требования – обязательные.

Стандарт опирается на Конституции РФ, законы РФ и учитывает Конвенцию ООН о правах ребенка.

Переходим к основным принципам:

Детство – самоценно, уникально само по себе без всяких условий и это надо поддерживать в его нетронутости, никак не влияя на сам процесс формирования ребенка в этом детстве.

Поддерживать надо ребенка, как уникальный субъект, личность, относиться к процессу развития гуманно и с уважением. При этом «реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка»

А теперь перевожу это на простой и понятный язык: ребенок – личность, как данность. Он уже субъект, который знает, как и где ему развиваться и только «ненарушенное внешними воздействиями» проживание детства даст ребенку возможность быть уникальным.

Но с чего это вы подумали, что уникальность – это умение читать, писать, играть на музыкальном инструменте, или писать стихи, как юный Пушкин?

Умение не считаться ни с чьим мнением – уникальность.

Умение связано и четко, не путая звуки, отсылать куда подальше родителей с их просьбой самому одеться – тоже уникальность.

И характер взаимоотношений в этот момент у педагога, родителей и ребенка должен быть «гуманистический». И все должны уважать выбор субъекта и его личностно-ориентированный путь развития.

Хотите воздействовать? Попробуйте, но, вот незадача!

По ФГОС реализация Программы ведется «в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка».

Т.е. никакого активного воздействия на «уникума» не предусматривается. Ребенок играет, познает и исследует мир и если его «природная творческая активность» вдруг проявится в направлении познания и исследования «красок, карандашей, музыки и книги», то произойдет его художественно-эстетическое развитие.

И не забывайте, на защите прав ребенка на самоценное проживание детства стоит Конвенция о защите прав детей!

Можно очень долго трактовать и расшифровывать каждый «уникальный» пункт документа, но боюсь утомить читателей. Еще только один, значимый кусочек этого «шедевра» хочется отметить:

«2.4. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей».

В этих ФГОС я все пытаюсь найти место воспитателя и нахожу. Там, около стеночки стоит этажерка, еще один предмет мебели, создающий условия и среду для развития дошкольника. Эта этажерка – я, воспитатель.

Иногда эта «этажерка» начинает рисовать, иногда петь, иногда читает вслух книгу – среда функционирует в надежде развить ребенка. А ребенок имеет право среагировать на «поющую мебель» и подпеть, а может и дальше задумчиво ковырять в носу, реализуя свое личное и индивидуальное право быть «главным по содержимому носа». Ведь это – уникальное звание.


promo rvs november 14, 2013 18:43 5
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

  • 1
Получается, что воспитатель без обязанности воспитывать -- как музыкальный аппарат. Может и должен только играть красивые мелодии. Для игрового времяпрепровождения. Так из ребёнка, подверженного негативному влиянию, допустим, телевизора, хорошего школьника не воспитаешь. Надежда на частные садики?

Edited at 2015-02-02 08:15 am (UTC)

Нет, надежды на частные садики нет и не должно быть. Ведь частные садики - садики дорогие и недоступные для всех. Вся реформа и направлена на введение платного образования.
А в частном детском саду могут научить как хорошему, так и плохому.
Надежда на сознательность педагога, его культуру, воспитание, мотивированность, на поддержку родителей в вопросах воспитания и образования детей.
И не просто пассивная надежда, а активная позиция людей, ставящих смысловые категории выше потребления.
Чиновники как всегда перемудрили, ведь отсутствие обязанности воспитывать не мешает делать это на добровольной основе. А поддержка в этом вопросе со стороны, как минимум, понимающих ситуацию родителей даст возможность воспитывать культурного Человека, а не квалифицированного потребителя.
Главное, чтобы люди различали "что такое хорошо, а что такое плохо". А значит надо рассказывать об этом.
В рамках "расплывчатых и безрамочных" ФГОС можно воспитывать и очень хорошего человека, было бы желание.

Это если у чиновников не будет желания противодействовать этому. Потому что в ФГОС есть принцип "сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду". Т.е. четкое указание на то, что ребенка не надо готовить к школе (к следующему периоду).

Думается, это следующий этап

  • 1
?

Log in

No account? Create an account