РВС Мадонна

rvs


Родительское Всероссийское Сопротивление


Previous Entry Share Next Entry
Заметки из детского сада.
nushakul wrote in rvs
А вы помните, вас учили этому в детстве?

тихий час

Что делает воспитатель?   Воспитывает. 
А что же такое воспитание?
В данной заметке я хочу поговорить о нравственном воспитании.
1.     Нравственное воспитание [по определению Козловой С.А. и Куликовой Т.А.] – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям всего человечества и конкретного общества.
полный текст Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика стр. 103   http://www.koipkro.kostroma.ru/Kostroma_EDU/detsad_43/DocLib7/%D0%BA%D0%BE%D0%B7%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0.pdf,

2.     Моральные ценности - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей  почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм.

3.     Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов поведения или, говоря проще, правил поведения. Каждый человек осознанно или неосознанно выбирает в пространстве культуры те из моральных правил, которые наиболее подходят для него.
Но есть система общепризнанных нравственных правил (регулятивов), обязательных и признанных всеми в обществе. Это нормы морали.

4.     А что же побуждает человека соблюдать эти правила, вести себя в соответствии с нравственными принципами?

- Сила обычая (веду себя как все, «по обычаю», все так делают).
(Хотя на самом деле не обычаи определяют нравственные принципы, а наоборот, нравственные принципы реализуются в обычаях.)


- Общественное мнение, которое действует или методом поощрения (похвала, одобрение и т.д.)  или наказания (критика, неприятие, отказ от общения и т.д.).

- Саморегуляция  -  изученные внешние правила, нормы, нравственные правила принимаются человеком и становятся его внутренними принципами, определяющими «что такое хорошо и что такое плохо».

От теории обратим взгляд к практике. Вернемся к детям, в мой любимый детский сад.

Я помню, что в детстве мне рассказывали о любови  к Родине, уважении к старшим, о подлости, о героизме, о добре и т.д.

Но я не помню, чтобы в детстве меня учили взрослые, как надо честно и открыто шалить, я не помню, чтобы кто-то из взрослых рассказывал мне, что надо кричать «шухер», когда в дверях появляется «воспиталка».

Я же постоянно оказываюсь в ситуации, когда приходится учить детей взаимодействовать «против» меня, воспитательницы. Абсурд?

Начало тихого часа. Дети уже пообедали, кто-то раздевается на стульчике в группе, кто-то бредет по «ортопедической дорожке» в спальню.

Особо активные шустрики уже умяли первое, второе, компот, хлеб и компот соседа (шутка), прополоскали рот, пописали, промчались по дорожке пару раз, потом пару раз в обратную сторону, легли, вскочили, перепрыгнули «шипастую тропу» и наконец-таки дождались напоминания воспитателя, что в спальне мы спим, а не разговариваем, и уж тем более не прыгаем.

Я как воспитатель отлично понимаю, что сейчас для детей началось  «самое интересное». Это же классно, пока «Михална» там тарелки няне подает и медленных подгоняет, можно и песенку спеть, и одеяло поподкидывать, и с соседкой потолкаться. Ощущение того, что делаешь что-то наперекор правилам,  делает эти действия сладкими и самыми приятными.  В рамках разумного, конечно. Ведь все знают, что как только последний ребенок зайдет в спальню, придется угомониться и выполнять правила, против которых особо ничего и не имеешь. Но эти "самые интересные" моменты  очень важны и ценны, потому что дети учатся быть смелыми, непокорными.

Но дети есть дети, и часто они заигрываются и надо их остановить.  Правила нерушимы – нельзя шуметь в спальне после «отбоя», значит нельзя. И точка.

Слышу,  поет песню моя красавица Катерина. Хорошо так поет, с чувством, под одеялом. Лампы под потолком потрескивают от силы голоса. Красота!
Захожу в спальню и спокойно иду к оперной диве.

Рядом лежит ее подружка. Она тоже подпевала, но без одеяла на голове, поэтому мое приближение она видит еще издалека, даже до входа в спальню. Лежит, смотрит на меня красивыми карими глазами, приличная такая, почти спит наяву и даже не пытается остановить свою подружку. Не толкнуть в бок, не выпалить «воспиталка идет». Знает, что буду «ругать» ее соседку, и молчит.

Думаете специально? Из вредности? Думаете, это подлость? Нет! Она просто не знает, что надо предупредить товарища. Она не знает, не чувствует интуитивно, что прежде всего – товарищество, чувство локтя, дружба, поддержка и умение разделить наказание на двоих, чтобы подруге досталось меньше.

И в итоге для этой кареглазой красавицы становится открытием то, что ее поступок действительно возмутительный, ужасный, действительно ПРОСТУПОК. А оперная певица отделывается легким замечанием.

И такие случаи не единичны. Получается, что в наборе нравственных правил (регулятивов), которые дети осознанно или неосознанно выбирают в пространстве культуры,  нет правил, учащих ставить общественное выше личного.
Над этим нам всем стоит работать и работать!  





promo rvs november 14, 2013 18:43 5
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

  • 1
И всё бы хорошо, если бы не полная путаница в терминах и понятиях, не смешивание морали и нравствености.
//Моральные ценности - это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. //
Остаётся совершенно неясным: моральные и нравственный ценности - это одно и то же? Если нет, то что такое "моральные ценности"?

//Но есть система общепризнанных нравственных правил (регулятивов), обязательных и признанных всеми в обществе. Это нормы морали.//
Просьба огласить весь список.:)

Моральная культура – это достигнутый обществом и конкретным человеком уровень человечности, гуманности в социальных отношениях, а также отношение к человеку как цели и самоценности.
Нравственная культура – это реализация человеком в своем поведении и деятельности своих нравственных принципов (ценностей и норм).
Нравственная и моральная культура включают в себя: 1) ценности и 2) регулятивы (нормы). Нравственные ценности и нравственные регулятивы вместе составляют принципы нравственности.
Нравственные (моральные) ценности — это этические идеалы, высшие принципы человеческой жизни. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. Любая нравственная ценность предполагает наличие соответствующих регулятивов поведения.
Нравственные (моральные) регулятивы — это правила поведения, ориентированные на нравственные ценности. Каждый индивид осознанно или неосознанно выбирает в пространстве культуры те из них, которые наиболее подходят для него. Но в каждой стабильной культуре есть система общепризнанных нравственных регулятивов, обязательных для всех. Это и есть нормы морали.

А огласить весь список нравственных правил мы можем все вместе.
Например, уважай старших, помогай слабым... продолжите?

Заранее прошу извинения, что техническое образование не даёт мне способности удовлетворяться системой, если я вижу в ней внутренние логические противоречия и отсутствие граничных условий.
Посомотрим на первую фразу:
//Моральная культура – это достигнутый обществом и конкретным человеком уровень человечности, гуманности в социальных отношениях, а также отношение к человеку как цели и самоценности.//

Она предполагает:
- наличие некоего объективно существующего "уровня человечности и гуманности", которому должно соответствовать общество,
- человек, как высшая ценность.
Оба эти утверждения недоказуемы в рамках системы "человек-общество".
Т.е., для примера, если бы математики строили свои доказательства на таких утверждениях, это звучало бы примерно так: "Наука - это достигнутый научным сообществом и конкретным ученым уровень логичности и доказуемости в утверждениях, а также отношение ученого к истине, как самоцели".:)

В чем же дело? Дело в аксиоматике. Всякая наука покоится на аксиомах - краеугольных камнях, не требующих доказательств. Без них она рассыпается на бессвязный софистический набор частных примеров.

Чтобы не не утомлять Вас долгими рассуждениями, вернусь к теме.

Предлагаю, чтобы не путаться, называть моральными нормами - абсолютные, не подвергаемые рациональному обоснованию догматы, имеющие, практически всегда, религиозную оболочку - представления о Добре и зле (правде, справедливости и т.д.). Фактически - это представления о Боге и его качествах. Строго следовать достижению таких норм в жизни могут только монахи. Потому что реально - это нормы далёкие от настоящей жизни.
«Некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.». (Мф. 19. 16–26)

Отличный пример, не правда ли? Прекрасно показывает различие между моральными и нравственными (поведенческими) нормами. Быть нравственным легко - выполняй нравственные заповеди, которые требует от тебя общество, и будешь счастлив, но если хочешь быть совершенным - от тебя потребуется совершенно иное.
Нравственность - набор относительных норм общества - система относительных категорий "хорошо-плохо". Нравственность различна для разных слоёв общества, в каждом классе (сословии, касте) своя нравственность. Нравственность господствующего слоя лежит в основании законов государства.
Мораль - нависающая над всем этим разнообразием система абсолютных ценностей, не зависящая от интересов и реальных потребностей, обычно закрепленая в религиозных текстах и догматах.

Edited at 2015-02-07 03:14 pm (UTC)

"Благородные нравы - это совершенно бессознательный результат долгой и постоянной муштры. Им обучаются, вращаясь в обществе, а не из книг. Они - чувствуемый такт, а не понятие. Прочая же мораль - это инструкция, от начала и до конца расчлененная по причинам и следствиям, а потому ее можно выучить: она есть выражение убеждения.
Одни (т. е. нравы) - насквозь историчны и признают все ранговые различия и преимущества как фактически данные. Честь это всегда сословная честь: чести сразу всего человечества в природе нет. Кто не свободен, не может участвовать в поединке. Всякий человек, будь он бедуин, самурай или корсиканец, крестьянин, рабочий, судья или грабитель, имеет свои собственные, обязывающие его понятия чести, верности, храбрости, мести, которые неприложимы ни к какой иной разновидности жизни. У всякой жизни есть нравы; иначе ее невозможно и мыслить. Они имеются уже у играющих детей. Те сразу же и сами из себя знают, что является подобающим. Хотя никто этих правил не диктовал, они здесь присутствуют. Они возникают совершенно бессознательно из «мы», образующегося из единообразного такта кружка. Под этим углом зрения и всякое существование - «в форме». Всякая толпа, по какому-либо поводу собирающаяся на улице, мгновенно обретает также и нравы; кто их в себе не несет (слово «следовать» предстает в таком контексте излишне рассудочным) как нечто самоочевидное, тот плох, низок, он сюда не принадлежит. Необразованные люди и дети обладают на этот счет удивительно тонким чутьем. Однако детям необходимо бывает выучить еще и катехизис. Там они узнают о благом и злом, которые установлены, а нисколько не самоочевидны. Нравы - это не то, что истинно, но просто есть. Они выращены, прирождены, прочувствованы, происходят из органической логики. В противоположность им мораль никогда не является действительностью (иначе свят был бы весь мир), но является вечным требованием, нависающим над сознанием, причем по идее - всех вообще людей, вне зависимости от различий реальной жизни и истории." О.Шпенглер.

Простите, но ваше стремление к "академической точности" в данном случае абсолютно неуместно и никому не интересно.
Добрый совет: Перестаньте изображать из себя компьютер, который ничего не знает, кроме формальной логики, и вспомните, что Вы живой человек.

Как быстро у Вас закончились аргументы.
Ладно, я понял, здесь ждут только благодарных учеников.:)

Всё бы хорошо, если не придурочный апломб. Претензия на всезнание и желание поучать других исключительно пошлы.
//С такими комментариями обычно наваливаются люди, которым не с кем поговорить. Так вот, это не случайная ситуация.//
Решите свои проблемы в реале, это намного важнее, чем "поумничать" в интернете.

Спасибо за аргументированный и доброжелательный ответ.
Надеюсь, Ваше моральное и нравственное здоровье после этого улучшилось.:)

Очень интересные и актуальные для нашего времени заметки! Спасибо!

Edited at 2015-02-07 08:24 pm (UTC)

Это удивительно! И правда, меня в детстве тоже никто не учил кричать "шухер". Откуда же это было тогда и отчего нет теперь? Казалось бы, дети - чистые души, еще только начинают учиться...
Интересно, а как ты даешь понять про "действительно возмутительный, ужасный, действительно ПРОСТУПОК"?

Хотя нет, вспомнил! Что ябедничать плохо - учили :)

А вообще, петь под одеялом - это просто супер!!! Типа спрятался - и все можно)

Мне кажется, это чисто воспитательская тема. И преподавательская.

Мой батюшка однажды рассказал (как реальную историю, случившуюся в школе лично с ним), как на уроке труда учитель начал традиционное введение по технике безопасности:
...
-- и не суйте пальцы в розетку!
-- Так они же туда не влазят, -- с деланным возмущением раздаётся голос с задних рядов
-- А вы гвоздиками попробуйте, -- на автомате ответил опытный трудовик.


  • 1
?

Log in

No account? Create an account