shubin_roman (shubin_roman) wrote in rvs,
shubin_roman
shubin_roman
rvs

Categories:

Педпросвет РВС. Тема «Помни о других»



Воспитание детей младшего школьного возраста.

Первый класс.

Методические советы родителям и учителю по теме «Помни о других».


Что должны усвоить дети:

  Ты живешь на свете не один, а среди людей. И твои поступки могут радовать или огорчать их.

  Будь ласков с родителями, с теми, кто заботится о тебе дома, помогай им.

  Будь приветлив со всеми.

  Когда родители приходят усталые с работы, спроси, чем можешь им помочь: что-нибудь принести, накрыть на стол. Оберегайте отдых старших.

  Уходя из дома, скажи, куда идешь и когда вернешься, даже если уходишь ненадолго. Будь точен, не заставляй себя ждать. Всегда помни, что тебя ждут дома, о тебе волнуются. Заранее предупреди, если можешь задержаться в школе или еще где-нибудь.

  Когда уезжаешь из дома, пиши письма, сообщения, звони. Помни, что о тебе беспокоятся.

  Если дал обещание, сдержи его или вовремя объясни, что не можешь выполнить.

  Будь внимателен, если кто-то заболел, сам старайся догадаться, где нужна твоя помощь, не шуми.

  Не обижай и не давай в обиду маленьких братьев и сестер, других малышей, относись к ним ласково, играй с ними, будь для них хорошим примером.

  Будь внимателен к своим друзьям. Навести больного, помоги тому, кому трудно.

  В школе веди себя так, чтобы учителям было легко вести уроки. Не мешай заниматься другим и сам старательно учись.


Методические советы учителю (родителям)

На тему «Помни о других», помимо постоянной работы над этими правилами, необходимо провести беседу с детьми, сделать несколько инсценировок. Также необходимо постоянно организовывать возможность детям делать настоящие полезные для других дела: помощь товарищам, поддержку отстающих в учебе или других делах, проявление заботы и внимания к заболевшим, помощь в столовой и т. д.

Сама работа над этим вопросом должна быть совсем не работой, а естественной потребностью человека помогать другим, видеть людей вокруг себя, понимать их. Фальшь в этих вопросах видна сразу, и, если взрослый только на время занятия начинает продуманно и методично помнить о других, то только таким образом и воспримут это дети. Они усвоят то, что для достижения своих целей необходимо притворяться, угождать, подхалимничать.


Мой дядя самых честных правил,

Когда не в шутку занемог,

Он уважать себя заставил

И лучше выдумать не мог.

Его пример другим наука;

Но, боже мой, какая скука

С больным сидеть и день и ночь,

Не отходя ни шагу прочь!

Какое низкое коварство

Полуживого забавлять,

Ему подушки поправлять,

Печально подносить лекарство,

Вздыхать и думать про себя:

Когда же черт возьмет тебя!

А. С. Пушкин


Перечислить все ситуации, которые могут встретиться и обязательно встретятся в жизни для «закрепления» этой темы невозможно, так как помнить о других они должны все время. И педагог (родители) всегда должен с опорой на окружающую действительность обсуждать с детьми, анализировать поведение — свое, учеников, других людей. Необходимо находить примеры в художественной литературе, в экранизациях и т. д.

Во время занятия учитель, беседуя с детьми, обращает их внимание на факты из жизни класса, которые иллюстрируют, как относятся ребята к товарищам, взрослым, родным: «Вспомним, что некоторые ребята болели, навестил ли их кто-нибудь из одноклассников? А нет ли у нас таких, кто грубит дома, груб со своими товарищами, обижает малышей?»

Сейчас мы не будем называть их имена, — продолжает учитель, — но они сами пусть подумают о своем поведении.

Учитель, проводя беседу, подбирает ситуации, когда необдуманные, случайные поступки детей заставляли родителей, учителя или сверстников волноваться, тревожиться, терпеть обиду. Учителю нетрудно найти факты, аналогичные следующим:

…Кирилл сказал маме, что после уроков у него дополнительные занятия в школе и обещал освободиться к 14.00. Но дополнительные занятия отменили, Кирилл ничего не сказал маме и сел играть в игру на планшете. Времени 14.00, Кирилл не звонит маме, не отвечает на телефонный звонок.

Мама Кирилла звонит его другу Даниле, чтобы узнать о том, что происходит в школе, когда закончились занятия. Но Данила смотрит дома телевизор и отвечает, что ничего не знает, хотя он видел, что Кирилл остался в школе и сел играть на планшете. Но мультфильм по телевизору идет очень интересный, и Даниле не хочется отвлекаться от него и вспоминать про Кирилла, а также думать про его маму.

У мамы на глазах слезы. Где же Кирилл? А Кирилл в этот момент занят прохождением очередного уровня в подземном мире, Данила же смотрит сериал и постоянно смеется над шутками героев, не обращая внимания на время и на то, что происходит вокруг.

…Ребята перебегают улицу, не соблюдая правила уличного движения. Они сами подвергают себя опасности и заставляют волноваться водителей.

…Мальчик обещал принести книгу однокласснику и забыл, а одноклассник не смог подготовиться к уроку.

…Обещал пойти в гости к другу, но потом вдруг расхотелось, занялся другим делом, а друг ждал и не мог никуда пойти.

…Ученик на прогулке убежал от своей группы, потерялся, заставил волноваться учителя и ребят.

На беседу можно пригласить родителей, бабушек, которые могли бы эмоционально рассказать о своих волнениях и переживаниях, когда дети не приходят вовремя домой или, не предупредив, надолго задерживаются в школе.

Надо рассказать на занятии о том, как доброе слово, внимательное отношение друг к другу радует людей, помогает и другим, и тебе самому.

Можно разыграть несколько сценок, которые дети с небольшой помощью взрослых могут сами придумать, положив в основу случаи из школьной жизни.

Возможно организовать какое-то дело, приносящее пользу и позволяющее детям вместе поработать, проявить инициативу, творчество, самостоятельность. Важно в этом вопросе минимизировать роль взрослых, не стремиться делать все за детей, дать им право ошибиться, увидеть ошибку, исправить ее.

Ее нужно забирать у детей возможность самим, от начала и до конца, самостоятельно сделать «дело», не нужно превращать действительное в игру, вносить фальшь и простоту, которые только отпугнут детей и заставят их цинично относиться к окружающему.

Взрослый должен быть носителем необходимых знаний для детей, которые он не может добыть самостоятельно — экспертом, наставником, помощником — помощником тогда, когда попросят. Но это не означает, что он должен «свысока» наблюдать за «делишками» детей — простой доступной работы должно быть достаточно для каждого, а учитель вполне может присоединиться к выполнению рутинной части проекта.

Например, возможно организовать помощь тем людям, которые нуждаются в поддержке, участии. Это могут быть такие же школьники из зоны военного конфликта; дети, подолгу находящиеся в больнице из-за серьезности их заболевания; ветераны; одинокие люди и т. д.

Однако деятельность не должна быть разовой и превращаться в откупание материальными ценностями. Не нужно собирать какие-то вещи и просто отправлять их как гуманитарную помощь — эти вещи будут куплены родителями, дети никакого отношения к ним не будут иметь, и вся помощь станет простым фарсом.

Если помогать детям, то обязательно нужно знать — каким. Познакомиться с ними, например, с такими же учениками из Донецка. Устроить видеосвязь, познакомиться поближе, послушать рассказы друг друга, отправить рисунки, письма, наладить общение. Необходимо добиваться действительного общения, установления живых, настоящих отношений, а не выполнения ритуала «помощи».

Конечно, возможно собрать и материальную помощь — только такую, которая действительно нужна. Например, канцелярские принадлежности для школы или нужные учебники, книги. В этот момент дети уже сами (с помощью учителя) привлекают родителей.

Очень важно, единожды начав помогать, не бросать потом этих людей как пройденный пункт воспитательно-образовательного плана. Тогда уж честнее и милосерднее по отношению ко всем участникам дела даже не браться за него, вреда будет меньше.

Учитель должен заранее оценить возможности своего класса (включая родителей и свои) и замахнуться на то, что будет по силам его коллективу в первый раз. Лучше начать с малого и сделать его качественно, чем замахнуться на огромное и потерпеть поражение.


Материал к теме.


Хорошие товарищи


Мальчик Миша мается —

Миша заикается.


Как другие — чисто, ясно, —

Он не может говорить.

И просить его напрасно

То, что скажет, повторить.


Нелегко ему даются

Все слова на букву «К»,

Но ребята не смеются —

Дружба классная крепка:


Ты, Мишутка, не теряйся!

Ты с других пример бери!

Молча с духом собирайся

И смелее говори!


Миша выговорит слово,

А другого не видать…

Но товарищи готовы,

Если нужно, подождать!

С. Михалков



Навестила


Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю:

– Пойди и узнай, что с Валей: может, она больна, может, ей что-нибудь нужно?

Муся застала подружку в постели. Валя лежала с завязанной щекой.

– Ох, Валечка! – сказала Муся, присаживаясь на стул. – У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв! И ты знаешь, бабушка как раз уехала, а мама была на работе…

– Моя мама тоже на работе, – сказала Валя, держась за щёку. – А мне надо бы полосканье…

– Ох, Валечка! Мне тоже давали полосканье! И мне стало лучше! Как пополощу, так и лучше! А ещё мне помогала грелка горячая-горячая…

Валя оживилась и закивала головой.

– Да, да, грелка… Муся, у нас на кухне стоит чайник…

– Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! – Муся вскочила и подбежала к окну. – Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая калоши. Потом, просунув в дверь голову, крикнула:

– Выздоравливай, Валечка! Я ещё приду к тебе! Обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму.

– Ну что? Что она говорила? Что ей нужно? – спрашивали Мусю девочки.

– Да у неё такой же флюс, как был у меня! – радостно сообщила Муся. – И она ничего не говорила! А помогают ей только грелка и полосканье!


В. Осеева



Разговор


Усталая с работы

Пришла под вечер мать

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,


Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметен,

Что, лежа на диване,

Читает книжку он…


И мать ему с обидой

Промолвила: - Сынок,           

Когда–нибудь ты маме,

Хоть чем–нибудь помог?..


А сын ответил хмуро,

Едва взглянув на мать:

– Ты, мама, про Тимура

Мешаешь мне читать!..


Уверен я, ребята,

Что если б жил Гайдар –

Прославленный писатель

И храбрый комиссар,


То этому парнишке,

Что так встречает мать,

Сказал бы автор книжки

(Вернее, мог сказать):


– В тебе, наверно, совесть

Заснула, паренёк!

Прочесть сумел ты повесть,

А вот понять не смог…


В. Лифшиц



Малыши – народ хороший


Он – вожатый октябрят.

Что ж, он рад

Или не рад? Это трудная работа,

Не прогулка, Не парад.

Ох, достанется ему!

Лет немного самому.

А уж эти малыши,

Сразу видно, "хороши"!


Петя, кажется, лентяй,

Коля слишком боек.

Вот на них и повлияй

Хоть по части двоек!

А Сережа – точно еж,

Хмурится чего-то.

Что с ним делать, не поймешь.

Трудная работа!


Малыши такой народ –

Нужен к каждому подход.

Но попробовать придется,

Как-нибудь подход найдется!

Говорит отец Алеше:

Малыши – народ хороший!

Чтоб у них вожатым быть,

Надо просто их любить.

Ты им сказку расскажи

Или пляску покажи,

Вместе с ними песню спой,

Их гулять возьми с собой.

Зря ребят не пробирай,

Не командуй слишком,

Лучше с ними поиграй,

Почитай им книжку.

Свысока не гляди.

Дружбу с ними заведи.

Он обещал ответить Пете,

Как все устроено в ракете.

Он обещал ответить Наде,

Как засушить цветы в тетради,

Как разводить махровый мак

И как дрессировать собак.

Все "отчего" да "почему",

И все им интересно!

Да ведь ему-то самому

Не всё пока известно!

Он вожатый октябрят,

Он своей работе рад,

Потому что ребятишек

Полюбил, как старший брат.

О. Высотская

Источник статьи.
Tags: Образование
Subscribe
promo rvs ноябрь 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments