antismith (antismith) wrote in rvs,
antismith
antismith
rvs

Category:

Что общего между марксизмом и ведьмами, или как сочетать несочетаемое?



[Одно дело — поддерживать семью как единое целое, не создавая конфронтации и конфликтности внутри нее, и совсем другое дело — настраивать всех женщин на внутрисемейную войну]В прошлых статьях мы описали беспрецедентно масштабную забастовку 8 марта в центре Мадрида перед Фонтаном Кибелы, которая формально требовала равенства прав для женщин, но, по сути, больше походила на шабаш и пестрила плакатами про ведьм. Понять, что за субъекты стоят за раскруткой темы феминизма и сопряженных с ней тем в ведущейся информационно-психологической войне, крайне важно, поскольку уже совершенно очевидно, что это не случайное явление, и на его продвижение делается крупная ставка.

Но для начала следует поговорить об идеологической стороне феминизма, и в особенности найти ответ на вопрос: откуда взялись ведьмы, и что означает весь этот бред в XXI веке?

Феминизм внутренне очень неоднороден, имеет много разных течений, изобилует внутренними идеологическими конфликтами и спорами. Среди направлений третьей волны феминизма существуют такие, как анархофеминизм, который борется с угнетением любого рода, а по сути, с любой иерархией. Есть так называемый киберфеминизм, есть квир-теории, считающие пол социальным конструктом. А также есть экофеминизм, который проводит параллель между эксплуатацией природы и женщины в патриархальном западном обществе, и предлагает избавиться от анропоцентризма и следует постколониальной теории, то есть социокультурному наследию колониализма. Последнюю мы и разберем.

Очень часто представительницы феминистских движений называют себя левыми или даже марксистками. Особенно это свойственно последовательницам постколониальной теории, которые обычно считают себя антикапиталистками и антиимпериалистками. Общими факторами во всем этом являются «марксизм» и «ведьмы». На первый взгляд, это кажется полным бредом. Однако давайте разберемся, откуда взялись ведьмы и при чем тут, вообще, марксизм. И главное, как сочетать несочетаемое?

Отсылками к ведьмам пестрят сайты феминисток на всех языках. Многие из этих страниц вообще являются калькой с иностранных сайтов, в основном американских и европейских, таких, как, например, womenation.org и др., которые просто переводят, иногда пытаясь как-то адаптировать материалы к культурной специфике страны. А иногда даже и не считая нужным это сделать (или у них это не очень хорошо получается). В общем, действуют вполне согласно своим колониальным привычкам.

Одной из излюбленных тем на таких сайтах является охота на ведьм в Средневековье, то есть преследования и сожжение ведьм и колдунов в Западной Европе и в Америке в конце XV– конце XVII веков.

Эти сюжеты основаны на реальных исторических фактах. По мнению историков, гонение на ведьм возникло в 30–40-е годы XV столетия в западно-альпийских областях: Савойе, Дофине, Пьемонте и Западной Швейцарии, а многочисленные процессы в этих местах позволяют думать, что есть тесная связь между процессами над ведьмами и борьбой с еретичеством.

В католических странах дела о колдовстве рассматривались церковным судом святой инквизиции, которая, несмотря на свою страшную репутацию, чаще оправдывала подозреваемых. В протестантских странах подобные приговоры выносил исключительно светский суд, и считается, что они были жестче — так, например, это обстоит со знаменитым Салемским делом. Часто такие суды сопровождались дознаниями с использованием суровых пыток и заканчивались сожжением подозреваемых, несмотря на отсутствие реальных доказательств. Распространены были и случаи самосуда над подозреваемыми в ведовстве.

Началом охоты на ведьм инквизицией считается издание трактата «Молот ведьм», который был написан в 1486 году католическим приором, доминиканским инквизитором Генрихом Крамером и издан в городе Шпайере в 1487 году в соавторстве с деканом Кельнского университета и инквизитором Якобом Шпренгером (по крайней мере, «Авторская апология» ему точно принадлежит). Точный перевод названия «Молот Ведьм, уничтожающий Ведьм и их ереси, подобно сильнейшему мечу». Слово «малефика» (на латыни malefica) переводится как «ведьма» женского рода, то есть именно зловредная колдунья, вредящая людям по наущению Сатаны.

В Восточной Европе и на Руси такие практики не были распостранены. Американская исследовательница Валери Кивельсон считает, что ведовская истерия не коснулась православного Русского царства, поскольку православные богословы были меньше поглощены идеей греховности плоти, чем католические и протестантские, и, соответственно, женщина как телесное существо беспокоила и пугала православных христиан меньше. Православные священники были осторожны в своих проповедях на тему колдовства и порчи и стремились препятствовать народным самосудам над колдунами и ведьмами. Православие не испытало того глубокого кризиса, который вылился на Западе в Реформацию и привел к эпохе религиозных войн.

Однако найти такие преследования на Руси идеологически кому-то крайне нужно, и вот ведовские процессы в православии были найдены. Кивельсон обнаружила сведения о 258 ведовских процессах, в ходе 106 из которых к обвиняемым применялись пытки (более жестокие, чем по другим делам, кроме связанных с государственной изменой). И тут же на сайте российских феминисток появилась статья «Ведовские процессы в России».

Правда, в большинстве случаев «ведьмы» оказались мужчинами, да и в этих немногих случаях причины казни, похоже, не слишком ясны. Но это ничуть не волнует авторов статьи, которые рассказывают ужасы о ведовских процессах вообще, приводя несколько примеров из русской истории и превращая всё это в единый тренд. Не перестаешь удивляться тому, как Западу всегда удается свои огрехи и проблемы перенести на совершенно непригодную для этого чужую культурную почву (последнее время уж совсем очевидно грубыми способами), а затем прописать от этого свое же «лекарство».

Для идеологов феминизма это не суть важно. Нужны сожженные ведьмы — значит, будут ведьмы! И кто там потом проверит и разберется, было это на самом деле или нет. Главное, провести операцию лобовой атаки на все христианство.

В книгах феминисток утверждается, что ведьмы были всего лишь женщинами, которые боролись за свои права и за свои древние традиции, не желая подчиняться угнетению со стороны мужчин во время жесткого насаждения патриархата. Причем существует несколько версий появления этого патриархата, который иногда помещают в доисторические времена, а иногда — в начало Нового времени, вместе с появлением капитализма, то есть особо не заморачиваясь, на любой вкус, для приверженцев любых идеологий.

Одной из наиболее раскрученных является книга американской феминистки Сильвии Федеричи «Калибан и ведьма», которую стоит рассмотреть подробно, так как совсем недавно она была переведена на русский язык и выложена на сайте феминисток. Но сначала несколько слов об авторе.

Сильвия Федеричи родилась и выросла в Италии, и в 1967 году переехала в Соединенные Штаты. Она является представителем радикальной автономистской и феминистической «марксистской» традиции, почетным профессором социологии и членом совета частного некоммерческого Университета Хофстра в Хемпстеде, Нью-Йорк. В течение долгих лет она работала в Нигерии, является соучредительницей Комитета за академическую свободу в Африке, членом коллектива Midnight Notes Collective, соосновательницей Международного феминистского коллектива и организатором кампании «Зарплата за домработу».

Тут необходимо пояснение по поводу ортодоксальности ее марксизма. Автономами или автономными группами называются участники определенных независимых леворадикально-либертарианских или анархистских движений. Автономные группы организованы в так называемые affinity groups, связи между которыми довольно слабые. Автономы стремятся создавать независимо от существующего государственного строя свое собственное свободное пространство. В большинстве своем они следуют антиавторитарным, социал-революционным и близким к анархизму идеалам. Правоохранительными органами Германии, Австрии и Швейцарии движение автономов было классифицировано как левоэкстремистское.

Вследствии этого «марксизм» Федеричи крайне проблематичен, да и вообще анархисты на протяжении всей своей истории имели очень сложные и зачастую враждебные отношения с марксистами. Вспомним отношения Маркса и Бакунина, большевиков с махновцами или внутренний конфликт в антифашистском движении в Барселоне в мае 1937 года, в разгар гражданской войны, чуть не стоивший им потери города.

Сильвия Федеричи является действительно авторитетной писательницей в феминистской среде. На своих конференциях она собирает полные залы. В марте 2019 года она была в Испании на I Феминистской встрече по истории охоты на ведьм в Памплоне с 22 по 24 марта, заодно посетив с лекциями Вальядолид, Мадрид и Бильбао.

Название книги Федеричи «Калибан и ведьма» было вдохновлено пьесой Шекспира «Буря». Коммунистическая, как советская, так и кубинская литература, видя во всех талантливых произведениях гуманизм, сравнивала Калибана из шекспировской пьесы с представителями порабощенных коренных народов колонизированных островов, эксплуатируемых белыми завоевателями. Калибан — один из главных персонажей «Бури». Есть мнения, что этимологически это имя было произведено Шекспиром от слова «каннибал», служившего для обозначения карибов — группы индейских народов в Южной Америке. Калибан стал именем нарицательным, со значением «грубое, злобное существо; чудовище». Возможно, что образ Калибана был своеобразной сатирой на образ «благородного дикаря», начинавший появляться с XVII века в Европе, в первую очередь на описанных Монтенем «благородных каннибалов». Образ благородного дикаря (bon sauvage) был особенно популярен в литературе эпохи Просвещения и был призван иллюстрировать врожденную добродетельность человека до его соприкосновения с цивилизацией.

Именно из этого исходит и Сильвия Федеричи, говоря, что так как пьеса Шекспира «Буря» написана с точки зрения победителей (колонизаторов), то и уродливый дикарь Калибан и его мать ведьма Сикоракса предстают в ней как ужасные злодеи. Но на самом деле это образы народа, борющегося за свою независимость, — чернокожее и краснокожее население, которое белым видится уродливым и диким. Как говорит Федеричи, Калибан хотел восстать и убить своих хозяев, однако у него не хватило на это хитрости. Если бы на его месте была ведьма Сикоракса, то она бы точно убила завоевателей и освободилась. Поэтому воспевать надо не столько Калибана, сколько Сикораксу, изгнанную некогда из Алжира, которая «силой чар своих могла повелевать луне и морю, приливы и отливы вызывать».

Сама Федеричи в предисловии к книге пишет: «В «Калибане и Ведьме» представлены основные пункты исследования положения женщин при «переходе» от феодализма к капитализму, которое я начала в середине 70-х, в сотрудничестве с итальянской феминисткой Леопольдиной Фортунати. Первые результаты этого исследования были представлены в книге, которую мы опубликовали в Италии в 1984 году — «Il Grande Calibano. Storia del corpo social ribelle nella prima fase del capitale» («Великий Калибан. История повстанческого тела в первой фазе капитализма»)». Затем она уточняет, что книга была написана «под влиянием дебатов, которые сопровождали развитие феминистского движения в Соединенных Штатах по поиску корней женского «угнетения», и посвящена «выработке политических стратегий, которым должно следовать движение в борьбе за освобождение женщин».

В чем состоял этот спор среди американских феминисток? Вот как объясняет это сама Федеричи: Я возражала радикальным феминисткам из-за их склонности приписывать ответственность за половую дискриминацию и власть патриархата базису трансисторических культурных структур, предположительно действовавших независимо от классовых и производственных отношений. Феминистки-социалистки, напротив, признавали, что историю женщин нельзя отделять от истории конкретных систем эксплуатации, и в своем анализе отдавали приоритет женщинам-трудящимся в капиталистическом обществе. Но ограниченность их позиции, в моем понимании, привела к тому, что они не смогли распознать в сфере воспроизводства источник прибавочной стоимости и эксплуатации и, таким образом, проследить корни неравноправия (неравного распределения власти) между женщинами и мужчинами, приводящего к вытеснению женщин из капиталистического развития — позиция, которая вновь вынудила нас искать в культурных структурах причину живучести сексизма в мире капиталистических отношений».

Есть много работ, которые ищут корни патриархата в далеких доисторических культурах, сформировавшихся еще на рассвете человеческой цивилизации. Кто-то, как Риан Айслер вслед за Марией Гимбутас, помещает их на древнем Крите, а кто-то, как Герда Лернер, — в древней Месопотамии 3500 лет назад. Эти версии мы еще разберем в следующих статьях. Но здесь целью было заявлено именно соединение феминизма и марксизма, а главное, соединение феминизма и марксизма, а главное, соединение древних темных культов с марксизмом. Задача и впрямь экзотическая, но с которой, как мы сейчас уже видим, Федеричи и ее предшественницы справились. Книга Федеричи была очень благосклонно принята в кругах даже классических марксистов на Западе. Отчасти, надо полагать, потому что Федеричи вольно жонглирует марксистскими терминами, такими как «пролетариат» и «классовая борьба», что вызывает симпатию у не очень подкованных «тру-марксистов».

Но если хорошенько разобраться, эта книга крайне враждебна марксизму и, по сути, уничтожает его. По ее версии марксизма, «прогрессивным» классом, классом, призванным совершить революцию, является не пролетариат, а… ведьмы (!), и стало быть, нужен реванш ведьм. Но давайте разберемся, куда зовет нас такая «революция ведьм»? Приведу конкретные цитаты.

Федеричи обвиняет Маркса в том, что в своих трудах он не заметил и не описал один из главных факторов перехода от феодализма к капитализму: роль специфического угнетения женщин. Она утверждает: «В то время как Маркс рассматривает первоначальное накопление с точки зрения наемного рабочего мужского пола и развития товарного производства, я рассматриваю его с точки зрения изменений, которые оно внесло в общественное положение женщин и производство рабочей силы». Таким образом, ее описание первоначального накопления содержит набор исторических явлений, отсутствующих у Маркса, и тем не менее, считает Федеричи, «чрезвычайно важных для капиталистического накопления. Они включают: развитие нового полового разделения труда, подчиняющее труд и репродуктивную функцию женщин воспроизводству рабочей силы; создание нового патриархатного порядка, основанного на исключении женщин из наемной работы и их подчинении мужчинам; механизацию тел трудящихся и, в случае женщин, превращение их в машину для производства новых работников. И самое главное, — пишет Федеричи, — я поместила в центре анализа первоначального накопления охоту на ведьм в XVI и XVII веках, утверждая, что преследование ведьм как в Европе, так и в Новом Свете было не менее важно для развития капитализма, чем колонизация и экспроприация земли у европейского крестьянства».

Ее антикапиталистическая и антигосударственная, а прежде всего, антихристианская позиция предполагает, что «в условиях капитализма воспроизводство работников из поколения в поколение и ежедневная поддержка их способности к труду стала „женской работой“, хоть и скрытой из-за отсутствия оплаты под маской персонального обслуживания или даже природного ресурса».

Давайте посмотрим, что по этому поводу писал сам Маркс и обратимся к Коммунистическому манифесту, в котором говорится: «Рабочий становится простым придатком машины, от него требуются только самые простые, самые однообразные, легче всего усваиваемые приемы. Издержки на рабочего сводятся поэтому почти исключительно к жизненным средствам, необходимым для его содержания и продолжения его рода».

То есть воспроизводство пролетариата, по Марксу, уже в принципе включено в стоимость, хотя и оплачивается по вопиющему минимуму, так как эксплуатация ужасна. К тому же говорится, что: «Чем менее искусства и силы требует ручной труд, т. е. чем более развивается современная промышленность, тем более мужской труд вытесняется женским и детским. По отношению к рабочему классу различия пола и возраста утрачивают всякое общественное значение. Существуют лишь рабочие инструменты, требующие различных издержек в зависимости от возраста и пола».

Так при чем здесь сведение роли женщины только лишь к функции воспроизводства пролетариата для капитализма? Наоборот, многие говорят о двойной эксплуатации женщины, и говорят абсолютно справедливо.

Читать также: 8 Марта: от борьбы за равноправие — к шабашам ведьм

Сильвия Федеричи изучает связь крестьянских восстаний позднего Средневековья с охотой на ведьм через призму женской истории, тела и первоначального накопления. «Период смены феодализма капитализмом ознаменовался масштабным геноцидом женщин, и этот геноцид, в свою очередь, стал фактором создания нового патриархатного порядка, в рамках которого сложилось новое половое разделение труда, были пересмотрены понятия женственности и мужественности, женщины лишились контроля над своей репродуктивной функцией и потеряли свободный доступ к наемной работе».

Считается, что в книге сделано своего рода переложение классовой теории Маркса на феминистский лад, но, по сути, происходит полное уничтожение марксизма. Ведь в то время как Маркс и Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» 1848 года писали: «Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными, и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников. Буржуазия сорвала с семейных отношений их трогательно сентиментальный покров и свела их к чисто денежным отношениям», «марксистка» Федеричи выступает за внедрение денежных отношений даже в отношения между супругами: «Тезис, который вдохновил меня на это исследование, был впервые сформулирован Мариарозой Далла Коста и Сельмой Джеймс, а также другими активистками Движения за оплату домашнего труда в серии статей, которые в 70-е были весьма спорными, но в конечном итоге изменили дискурс о женщинах, воспроизводстве и капитализме». Как мы уже видели, она была соорганизатором одноименного движения за оплату домашнего труда.

Оплачиваемый домашний труд феминистки окрестили «репродуктивным трудом». К нему относится не только общая работа по дому: уборка, приготовление пищи, покупки и т. д., но и рождение детей, и уход за ними. Что в этом плохого? В принципе, материнский капитал — это и есть своего рода помощь материнству, так как после рождения ребенка и до определенного возраста женщина выпадает из трудовой жизни, зачастую с соответствующей потерей должности, если не полностью работы (что в принципе запрещено, но некоторые недобросовестные работодатели умудряются найти предлог, чтобы уволить женщину, ушедшую в декрет, или по возвращению сделать ей условия труда настолько нестерпимыми и не совместимые с материнством, что ей приходится уходить с работы самой).

Читать также: Европейский фронт ЛГБТ

Хорошо развитая социальная структура, такая как ясли, детсады, школы, бесплатные «продленки», внешкольные занятия, доступное здравоохранение, тоже входит в социальный пакет, который хоть и не монетизирует «репродуктивный труд» напрямую, но является существенной помощью семье в решении вопроса о рождении детей. Эта инфраструктура может играть очень значимую роль для демографии, что противоречит мировому тренду снижения рождаемости и вряд ли будет поддержано в США и ЕС. Но странам, которые все-таки хотят улучшить свои демографические показатели, стоит серьезно задуматься над этими важными факторами. Организация общин взаимопомощи, где дети могут воспитываться в большом тесном коллективе, также является хорошим решением. Такой опыт в мире есть, например, в той же Латинской Америке.

Что тут не так? А то, что основным аргументом европейских и американских феминисток (а за ними это начинает быстро распространяться по всем странам мира) является заведомо враждебное отношение к мужчинам как к эксплуататорам и угнетателям, которые используют это положение женщин, чтобы отстранить их от политической борьбы или общественной деятельности, сделать их невидимыми для общества с их проблемами. При этом классовая теория начинает подменяться теорией гендерной. Все мужчины, включая пролетариев, — плохие, все женщины, включая капиталисток, — хорошие. При чем тут Маркс? Феминистки идут дальше и говорят о том, что любые действия мужчины по отношению к женщине являются эксплуатацией. Она готовит обед мужчине — это эксплуатация. Она заботится о доме — это эксплуатация. Рождение ребенка — эксплуатация. Перечисление можно продолжить. Доведя все до абсурда, феминистки начинают бороться против эксплуатации. То есть фактически они вводят внутрь семьи те самые капиталистические основания, о борьбе с которыми заявляют.

Одно дело — поддерживать семью как единое целое, не создавая конфронтации и конфликтности внутри нее, и совсем другое дело — настраивать всех женщин на внутрисемейную войну, постулируя, что мужчины веками эксплуатируют женщин (это записывается уже даже во многих национальных законах и в международных конвенциях), да и к тому же веками жгли их, обвиняя в колдовстве. Создается информационный фон, враждебный семье как таковой.

Читать также: Кое-что неприятное о тех, кто хочет говорить от лица всех семей в мире

Как именно действует подобная феминистская концепция, к чему приводит уже сейчас и чем чревата в самом ближайшем будущем, мы рассмотрим дальше.

(Продолжение следует.)

Вера Родионова, РВС

Источник

Tags: Гендер, История, Расчеловечивание, Феминизм
Subscribe
promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment