antismith (antismith) wrote in rvs,
antismith
antismith
rvs

Category:

Серая масса. Исследование о том, как высшее образование стало платным и плохим


Высшее государственное образование в России уже давно перестало быть бесплатным — большинство студентов учатся за деньги и основную часть дохода вузы также получают не из бюджета. Но стало ли образование от этого лучше?
Как высшее образование перестало быть бесплатным
Большинство студентов в России платят за себя сами, а государство перестало быть основным источником дохода для большинства вузов
Бесплатное высшее образование было гордостью Советского Союза. Но попасть в вуз мог не каждый: так, в 1980 году в вузы поступили 613 тыс. человек — каждый четвертый из числа 18-летних граждан. Как только в России 90-х стали появляться частные вузы, а также контрактные места в госвузах, этой возможностью стали пользоваться все желающие. Уже в нулевые число студентов-платников сравнялось с бюджетниками, а к началу 2010-х — превзошло. В 2012 году 65% первокурсников (если учитывать частные и государственные вузы), платили за себя сами. Даже в госвузах платников было 60%.
После 2012-го, когда Минобрнауки начало кампанию по закрытию «неэффективных» частных вузов, соотношение стало немного выравниваться. К тому же численность выпускников школ продолжала сокращаться. В середине 2000-х в вуз поступали дети, родившиеся в середине 80-х — это был советский пик рождаемости, после которого она резко пошла вниз и за следующие десять лет упала в два раза. Выпускники могли легко поступить и на бюджетные места, число которых почти не сократилось.

Соотношение численности приема в вузы и выпускников средней школы. Данные о численности приема даны по всем формам обучения, включая магистратуру
65% первокурсников в 2012 году платили за себя сами
Есть и второй показатель, демонстрирующий перемены. В 2017 году внебюджетный доход 447 федеральных вузов обогнал долю субсидий на госзадание, то есть государство перестало быть основным заказчиком вузов не только по числу учащихся, но и по объему заработанного.

Структура доходов федеральных государственных вузов в 2017 году, в процентах
Какие вузы живут хорошо
Исследование показывает глубокую пропасть по достатку между подавляющей массой российского высшего гособразования и группой «привилегированных» институтов и университетов.

Распределение госвузов по доходу в 2017 году
Только 3 вуза заработали свыше 15 млрд рублей
Всем своим вузам государство финансирует бюджетные места (субсидия на госзадание), но этих денег хватает только на зарплаты педагогов и базовое содержание зданий. Дополнительное финансирование — целевые субсидии на ремонт, строительство, покупку оборудования — достается не всем. У 40% вузов они в 2017 году были меньше 10 млн руб. или вовсе отсутствовали. Но некоторым вузам достаются очень крупные субсидии и инвестиции — иногда больше 1 млрд руб. в год.
Кто входит в группу «привилегированных»? Это, во-первых, 21 участник программы 5–100 — эти вузы должны попасть в мировые рейтинги. Среди них, например, Санкт-Петербургский и Томский политехнические университеты, РУДН, Высшая школа экономики, МИФИ, Первый медицинский им. Сеченова, Дальневосточный федеральный университет. Им досталось 40% из 44 млрд руб. целевых субсидий и бюджетных инвестиций (без учета стипендий), полученных всеми госвузами.
Пятая часть госвузов России — 100 крупнейших по доходу университетов — забирает почти половину всех студентов, 62% дохода и три четверти целевых субсидий.

Топ-20 российских вузов, которые больше всего любит государство. Рейтинг по сумме целевых субсидий и бюджетных инвестиций без учёта стипендии, млрд руб.
Какие вузы живут плохо
Больше половины российских вузов получают лишь крохотные субсидии. Однако этим вузам тоже нужен капремонт корпусов и новые общежития.

Распределение госвузов по суммам целевых субсидий и бюджетных инвестиций. Адекватная отчетность по целевым субсидиям у 471 из 495 госвузов
Наибольшее количество госвузов получают субсидии до 10 млн рублей
Хуже всего — сельскохозяйственным вузам. Из 54 вузов Минсельхоза 40% получили в 2017 году меньше 10 млн руб. Ивановская сельхозакадемия с 2012 года просит в Минсельхозе деньги на ремонт аварийных помещений — в старых корпусах течет все — и крыши, и трубы. В 2017 году вузу удалось отремонтировать один кабинет и туалеты в одном из четырех общежитий, а также провести воду, канализацию и «частично меблировать» бомбоубежище — это предписание МЧС. Средняя зарплата сотрудников — 19 тыс. рублей.
Своих денег у вуза также нет: в академии из 1,6 тыс. студентов только 20% — внебюджетники. Это вдвое меньше, чем в среднем по России. Конкурса при поступлении в академию почти нет даже на бюджет, средний балл очников-бюджетников — 55: это «твердые» троечники по расчетам Миннауки. Еще больше академию подкосило в 2017 году, когда у нее отозвали аккредитации на бакалавриат по землеустройству, экономике и менеджменту и специалитет по ветеринарии, и она в один миг лишилась 281 студента, в основном платников.

Спортзал Ивановской ГСХА
«Те кто показал высокие результаты, уехали покорять большие города»
«На первом этаже — устойчивый запах канализации, на втором и третьем — туалета. Стены обшарпаны. На потолке в коридоре — промочки. В нескольких местах на стенах — металлические стяжки на резьбе: они держат расползающиеся стены. В бытовке, чтобы не рухнул потолок, стоят специальные конструкции: две широкие металлические планки (одна упирается в пол, другая — в потолок), между ними — два столба», — описывает одно из общежитий Ивановской сельхозакадемии «Ивановская газета».
«Вся ситуация еще усложнена тем, что не все из выпускников сдавали ЕГЭ, не все преодолели минимальных порог, а те кто показал высокие результаты уехали покорять большие города» — из отчета академии о самообследовании 2018 года (орфография источника сохранена — «Проект»).
Как большим вузам досталась основная часть денег студентов
Для основной массы российских госвузов единственный способ наскрести денег на ремонт, покупку оборудования и доплаты преподавателям — студенты-внебюджетники и другие платные услуги. Но зарабатывать удается далеко не всем. И не на всём.
Внебюджетный доход распределен по вузам крайне неравномерно. На 100 крупнейших по общему доходу вузов (это пятая часть всех госвузов) приходится 62% доходов всего сектора и 64% всех внебюджетных доходов.

Топ-20 федеральных вузов по доле внебюджетного дохода
Доля топ-100 вузов в доходе всех вузов из всех источников - 62%
Доля топ-100 вузов во внебюджетном доходе всех вузов - 64%
Если анализировать, на каком образовании зарабатывают госвузы, станет ясно, что нередко оно не соответствует профилю учебных учреждений.
У Казанского аграрного университета, например, очень высокая для сельхозвузов доля внебюджетного дохода — 81%. В 2018 году план приема вуза включал 712 очников: 379 бюджетников и 333 платника, причем из последних только двое — по сельскохозяйственным специальностям. Остальные — экономисты, менеджеры, специалисты по кадастру. Средний балл очников (бюджетников и платников) в 2018 году неплох — 59, выше условной границы между «тройкой» и «четверкой». Но заочники-внебюджетники, которых Минобрнауки в анализе качества приема не учитывает, смогли поступить на специальности «землеустройство и кадастр», «экономика» и «агроинженерия» (это нечто среднее между механизацией и автоматизацией сельского хозяйства) со средним баллом 40–45. Заочное образование в этом университете фантастически дешевое: от 30 тыс. руб. в год. Минимальный балл ЕГЭ — 27 по математике и 36 по русскому языку. Иначе говоря, будущие конструкторы теплиц и элеваторов едва смогли закончить среднюю школу.
Стабильнее всего удается зарабатывать крупным вузам: все вузы с доходом более 2 млрд руб. в год получают больше 20% внебюджетного дохода, а большинство – больше 30%.
Как самые государственные вузы России стали самыми платными
Парадоксально, но «самыми платными» вузами России оказались две кузницы кадров для государства: РАНХиГС и МГИМО.
В крупнейшем вузе России РАНХиГС 83% студентов из 93 тыс. — платники, вуз в 2017 году получил из внебюджетных источников 60% своего дохода в 20 млрд руб. Образование недешевое: до 320 тыс. руб. в год.
МГИМО в 2017 году получил из внебюджетных источников 78% своего дохода в 4,2 млрд руб. Здесь 63% из 9 тыс. студентов — внебюджетники и самое дорогое образование среди государственных вузов: очный бакалавриат стоит в среднем более 500 тыс. руб. в год. Несмотря на высокий вступительный балл, который, казалось бы, должен гарантировать интеллектуальный уровень поступивших, выпускники и студенты МГИМО часто оказываются в центре скандалов. Ректор МГИМО Анатолий Торкунов в 2016 году был вынужден лично реагировать на грубые публичные высказывания дочери чеченского предпринимателя, владельца группы «Альянс» Мусы Бажаева, Элины, о качестве жизни в России.

Здание МГИМО
В МГИМО та же особенность, что и в менее известных вузах — он учит за деньги тому, чему не учит бесплатно. К примеру, по специальности «менеджмент» — это 93 места из всех 840 платных — можно учиться только за свой счет. На 86 платных мест на «госуправлении» приходится только 10 бюджетных. Более чем в 40 региональных филиалах госвузов вообще нет бюджетных мест: это филиалы РАНХиГС (всего у вуза их 38, без бюджетных мест — 9), РЭА им. Плеханова, Кубанского госуниверситета, Российского государственного социального университета.
В РЭА им. Плеханова с доходом 7,6 млрд руб. в 2017 году внебюджетников — 77% из 44 тыс. студентов. В РУДН внебюджетный доход в 2017 году — 72% из 9,1 млрд руб. общего дохода, внебюджетников здесь 71% из 25 тыс. студентов (25% студентов там — иностранцы).

Топ-10 самых богатых ректоров госвузов. Рейтинг по личному доходу ректора в 2017 году, млн руб.
Как бедные вузы становятся еще беднее
Если крупные госвузы со звучными именами научились зарабатывать на платниках (пусть и обучая их не всегда тому, что соответствует их профилю), то некоторым институтам и университетам зарабатывать просто не на чем.
Например, половина вузов Минкультуры (всего их 45) получает меньше 20% дохода за счет внебюджетной сферы. В Орловском институте культуры, например, только 5% студентов учатся платно. Средняя зарплата педагога — 24 тыс. рублей при средней по региону 26 тыс. руб.

Соотношение общего дохода (млрд руб.) и доли внебюджетного дохода вузов (%)
142 вуза получили в 2017 году меньше 10 млн целевых субсидий, 42 — ничего
В этой «серой зоне» вузов царят «экономика», «управление качеством», «психология», «госуправление», «менеджмент» — специальности, в изобилии появившиеся в российском высшем образовании еще в 90-х, и ставшие символом его некачественности. Именно с помощью этих специальностей пытаются выжить малые вузы.
В 2017 на группы специальностей экономика, юриспруденция, менеджмент, госуправление поступили 25% первокурсников. А из числа внебюджетников — 40%.
«Хронические троечники никуда не делись из системы российского высшего образования. Клиенты институтов управления, бизнеса и дизайна, которые давали дипломы кому угодно, теперь поступают за немного большие деньги в педагогические институты», — говорит профессор факультета социологии и философии ЕУСПб Михаил Соколов
Кроме этих, традиционно хорошо продаваемых специальностей, в последние годы вырос спрос на педагогическое образование. По данным ВШЭ, в 2011 году 10% первокурсников-очников поступили на педагогические специальности за свой счет, в 2018 году их стало 31%. Зарплата учителя — неплохой и, главное, стабильный доход, особенно для сельских районов. На бюджет на педагогические специальности средний балл почти везде больше 60. На внебюджете с будущими педагогами все хуже: в четверти вузов, куда в 2018 году поступали педагоги-платники, средний балл не превысил 56.
Как Россия стала страной инженеров-троечников
Желание хоть как-то заработать привело к существенному ухудшению качества приема в вузы: и на платные, и на бюджетные отделения.
Каждый год ВШЭ публикует данные о качестве приема (среднем балле ЕГЭ) на очные отделения госвузов. По этим данным, в 2012 году, когда началась кампания Минобрнауки по борьбе за качество приема, средний балл всех очников-бюджетников составлял 63,5 баллов, внебюджетников — 56,6. Но поступить на бюджет можно было даже со средним баллом 30. Например, на «машиностроение» в Брянском техническом университете — со средним баллом 32, на энергетика в Астраханском техническом университете и на специалиста по эксплуатации авиационных систем в Волжской академии водного транспорта — 36 баллов.
В последующие годы «троечников» становилось меньше, правда, росли и средние по России баллы ЕГЭ: русский язык, например, с 57 баллов в 2009 году до 71 в 2018 году (природа роста, впрочем, никак не объяснена).
В 2018 году крупнейшие по численности студентов вузы России принимали очников со средним баллом выше 60. Лидеры по качеству бюджетного приема — МФТИ, МГИМО, СПбГУ, НИУ ВШЭ в Москве и Санкт-Петербурге — занимают первые пять мест также и по качеству внебюджетного приема.
Но обычным провинциальным институтам приходится иметь дело с куда более грубой реальностью. В Бурятском госуниверситете в 2018 году средний балл на бюджетные места по специальности «физика» — 51. На внебюджетных местах по специальности «управление качеством» в Саратовском аграрном университете — 37 баллов, бюджетных — 53 балла.
Большинство университетов в 2018 году набрали экономистов-внебюджетников со средним баллом ниже 60, четверть — ниже 56. В Уральском университете путей сообщения, например, в 2018 году бюджетных мест по экономике не было, только 330 внебюджетных, средний балл поступивших составил 56. В Северо-Осетинском университете нет бюджетных мест по специальности «востоковедение и африканистика», зато вуз набрал на нее 8 очников-внебюджетников со средним баллом 52. В Оренбургском мединституте очники-внебюджетники едва преодолели порог «тройки» со средним баллом 57,6, а их в вузе больше половины.
Что ждет государственное высшее образование
Для того чтобы повысить качество приема, чиновникам придется сокращать количество бюджетных мест. А можно просто ничего не делать, ожидая нового демографического пика.
Чтобы повысить интерес молодежи к так называемому «реальному сектору экономики», Минобрнауки сокращал бюджетные места на социально-экономических направлениях и увеличивал их, например, на информатике, а в некоторые годы и на технических специальностях. В результате возник опасный перекос, сделавший сложные специальности доступными для троечников.
Например, в 2018 году на бюджет на специальность «авиационная и ракетно-космическая техника» в Ульяновском техническом университете поступили абитуриенты со средним баллом ЕГЭ 52. На «авиационные системы» в Мурманском университете — 55. На «автоматику и управление» в Северо-Кавказском горно-металлургическом институте — со средним баллом 47.
Еще больше их на внебюджетных местах: по специальностям «автоматика и управление», «энергетика» и «информатика» больше половины вузов набрали очников-внебюджетников со средним баллом меньше 56, по «геодезии и землеустройству» и «строительству» почти все вузы довольствовались студентами с такими баллами.
Зато журналисты и лингвисты на внебюджетные места чаще всего поступают со средним баллом больше 65. Даже в Санкт-Петербургском университете аэрокосмического приборостроения средний балл лингвистов-внебюджетников — 76, ну, а в ведущих классических университетах баллы еще выше.
Наверное, улучшить качество приема по важным для экономики профилям можно было бы, сократив количество мест в вузах, как бюджетных, так и внебюджетных. Пока Миннауки решилось сделать это для магистратуры: в 2019 году прием на бюджетные места в ней будет уменьшен на 37%, с 205 тыс. до 129 тыс. человек. Но сокращать бюджетные места для бакалавров рискованно, а внебюджетные — очень невыгодно.

Прогноз численности потенциальных первокурсников в России до 2035 года
Конкуренция за бюджетные места, скорее всего, будет расти
Есть еще один способ: вообще ничего не делать.
При сохранении текущего количества бюджетных мест конкуренция за них будет все сильнее: как раз с 2000 года, когда родились выпускники школ 2018 года, рождаемость в России начала расти. Если оставить все как есть, к началу 30-х годов этого века вузы автоматически будут получать примерно в полтора раза больше умных студентов, чем сейчас. И, возможно, мы услышим от будущего министра науки и высшего образования России, что это его заслуга.

Tags: Высшее образование, Исследование, Коммерциализация, Платное образование, Развал образования
Subscribe
promo rvs ноябрь 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment