antismith (antismith) wrote in rvs,
antismith
antismith
rvs

Category:

Министерство просвещения РФ предлагает больше не учить по специальностям токарь и фрезеровщик, не ви


Громов Геннадий Сергеевич

Министерство просвещения РФ посчитало, что уже нет смысла готовить специалистов по многим специальностям и 5 сентября вынесло на обсуждение проект приказа о пересмотре содержания перечня направлений подготовки в профобразовании.

Если нормативный документ будет принят, то с 1 января 2021 года прекратится прием на обучение по девяти профессиям: наладчик контрольно-измерительных приборов и автоматики, автомеханик, мастер отделочных строительных работ, слесарь, фрезеровщик-универсал, токарь-универсал, станочник (металлообработка), оптик-механик, лаборант-аналитик. Однако, помимо этого, в перечне указаны еще 23 специальности, среди которых технология машиностроения, аналитический контроль качества химических соединений, механизация сельского хозяйства и другие.

Изменения происходят с целью модернизации среднего профессионального образования. Сейчас в стране реализуется федеральный проект «Молодые профессионалы», в рамках которого во всех регионах обновляется инфраструктура колледжей. Так, к 2024 году планируется, что появится свыше 5000 мастерских, оборудованных по современным стандартам, включая стандарты WorldSkills (международная ассоциация, целью которой является повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации, популяризация рабочих профессий, — прим. ИА Красная Весна).

Своим мнением относительно данной инициативы поделился преподаватель промышленно-правового колледжа города Александрова (Владимирская область) по специальностям программирование на автоматизированном оборудовании и управление автоматизированным оборудованием Геннадий Громов в интервью ИА Красная Весна.

Корр.: Геннадий Сергеевич, как вы оцениваете предложение Министерства просвещения перестать готовить специалистов в деле токарно-фрезерной обработки? Вероятно, авторами инициативы предполагается, что в скором времени весь станочный парк в России будет состоять из станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и специалисты по упраздняемым профессиям будут не нужны. Как, по вашему мнению, действительно ли скоро востребованность в токарях и фрезеровщиках исчезнет?

Геннадий Громов: Я считаю, что это очередная глупость чиновников, которые сидят в министерствах и не видят «земли».

Станок с ЧПУ в каждом каком-нибудь ЖЭКе не поставишь. И для того, чтобы выточить одноразовую простую втулку, станок с ЧПУ покупать накладно. Явно, что на эту втулку управляющая программа составляться не будет, а делать её в ручном режиме на станке с ЧПУ это очень сомнительная затея.

Тем более, тогда надо предполагать, что у нас в каждом ЖЭКе будет присутствовать специалист, умеющий обращаться со столь сложным оборудованием. И интересно, а откуда они возьмутся для всей страны?

Станки с ЧПУ хороши, когда нужно поток «гнать». Или нужно изготавливать детали со сложной геометрией и высокими допусками (требования к точности размеров, — прим. ИА Красная Весна). А делать что-то единичное, простое — смысла никакого нет.

Так что, я думаю, фрезеровщик, токарь-универсал, сохранят свои позиции на рынке труда в ближайшем будущем, пока еще обычные станки будут встречаться на местах. Простые, надежные, не требующие специального ухода. Пришел, включил, сделал и, довольный ушел.

Корр.: Вы уже не первый год готовите студентов к участию в WorldSkills, сами стали в этом году призером Всероссийского II национального чемпионата «Навыки мудрых», проводимого по стандартам WorldSkills — способно ли движение в этом направлении удовлетворить нужды промышленности России в операторах станков с ЧПУ?

Геннадий Громов: Затрудняюсь я сказать — удовлетворит, не удовлетворит. Таких людей, которые участвуют в этих программах, в самих национальных чемпионатах — их единицы. А студентов, которые учатся в колледжах, — сотни тысяч. Чтобы эти сотни тысяч подтянуть до такого уровня, я не знаю, что надо сделать. Для этого кучу денег надо ввалить в это дело, но и дело даже не в них, а в специалистах, которые смогут готовить студентов по этим направлениям. Их в масштабе страны просто нет.

Да и нужд-то на самом деле нет. Где они нужны — операторы станков с ЧПУ? В малом или среднем бизнесе, за который ратует наш премьер? Да у них денег не хватит для внедрения столь сложного оборудования. И задачи, которые они решают в большинстве случаев, — это быстро срубить бабки и свалить куда-нибудь. Заводы, где это было нужно, к сожалению, банкротят, закрывают.

На моем родном Александровском радиозаводе еще в советское время уже было порядка сорока фрезерных станков с ЧПУ и двадцати токарных. Сейчас здесь торгово-развлекательные центры. Во Владимире за последний год закрыли Тракторный завод и завод «Точмаш». Видимо, еще ТРЦ скоро откроются. Не говорю уже за всю Россию.

Но, может быть, какие-то и даст результаты. Но это очень дорого. Допустим, станок, на котором проходит конкурс, стоит многих миллионов. Разве может себе позволить какой-нибудь нищий бюджетный техникум такое оборудование? А тем более, я уж не знаю, почему так случилось, что все это движение WorldSkills (в направлении токарно-фрезерной обработки, — прим. ИА Красная Весна) узурпировала компания Siemens со своей системой (управления станком, — прим. ИА Красная Весна) Sinumerik. Вот у тебя нет в техникуме Sinumerik, а есть какие-то другие системы — FANUC, отечественная БАЛТ-систем — и даже если ты соображаешь что-то, то ты стопроцентно не сможешь ничего завоевать на станках под управлением Sinumerik, потому что там есть отличия.

Корр.: В рамках идущих процессов в средне-профессиональном образовании, какое вы видите его будущее?

Геннадий Громов: Будущего, к сожалению, я никакого не вижу. В данный момент это просто бюджетная кормушка.

Раньше техникум готовил руководителей среднего звена, сдавать экзамены нужно было, был отбор при поступлении. Сейчас сюда берут вообще всех, у кого есть аттестат на руках, даже двоечников. И вот, что мне интересно, эти двоечники, которых даже в десятый класс не приняли, заканчивают техникум с красными дипломами, и некоторые остаются здесь на преподавательскую работу. Люди моего поколения ходят, чешут голову и недоумевают — как же такое может быть.

Почему я не вижу будущего — потому что всё со школы идет. В школе бардак. ЕГЭ. Черчение упразднили. Теперь чертежи для студентов как филькина грамота. Они не могут понять элементарное — какие размеры, что первостепенное, что нет, да и просто нет знаний самих основ, например, что такое диаметр и сколько в нем радиусов.

Абитуриенты приходят вообще неграмотные. Спрашиваешь, про теорему Пифагора, и, соответственно, кто это такой, они говорят, что это позывной советского разведчика — видимо, путают со Штирлицем. А спросишь про тангенс, говорят, что это вообще писатель. Не буду говорить, какой национальности. И что можно сделать с такими учениками, у которых просто нулевые знания?

Опять же проблема с преподавательскими кадрами. Главное здесь зарплата. Какой грамотный специалист пойдет учить за такую зарплату? Только фанат или… умолчу, лучше. Мне никто не верит, что у меня зарплата 6 тысяч — вот трудовой договор, сфотографируйте на память. 6373 рубля + доплата до МРОТ.

Так и получается, что из техникума учебное заведение превращается в богадельню для пенсионеров, которым уже ничего не нужно, и для «молодняка», который не будет нужен никому.

Корр.: Что, по вашему, необходимо сделать, чтобы переломить негативную тенденцию?

Геннадий Громов: Надо розовые шоры снять. А то у нас одно обилие щенячьих восторгов про мнимое будущее при полном игнорировании настоящего.

А если конкретно, то самое первое, что нужно сделать — это отменить подушевое финансирование. Получается, что набирают студентов — лишь бы были. Чтобы направление сохранить, чтобы денег больше было. А кто придет и что с ними делать — это никому не интересно.

Потом обязательно ввести вступительные экзамены. Вот вам свежий пример. Студент делил на два число 17: «Геннадий Сергеевич, восемь. А нет, подождите… Восемь это мало. Тогда — девять! А нет, девять это много. Сколько же тогда»? И что я с ним должен делать? Учить делить в столбик? Зачем таких брать? Лучше остаться с двумя, но действительно из них сделать специалистов, которые будут востребованными. Но два это гораздо меньше двадцати пяти (минимальное количество студентов в группе, при котором на нее выделяется полное финансирование, — прим. ИА Красная Весна).

Понятно, что все со школы идет. Если в школе дети не привыкли работать — студенты они точно такие же. На лекцию приходят — я им говорю: «Тетрадки есть»? — «Нету»; «Ручки есть»? — «Нету». «А вы что тогда сюда пришли, как в колхозный клуб на лекцию заезжего лектора из общества „Знание“? Еще семечек вам тут не хватает», — говорю.

Нужно вернуть возможность отчисления. Чтобы как раньше — сессию не сдал — свободен. А сейчас есть такие, кто за 4 года «хвостов» по 20 тащат. И спокойны, потому что знают — выгнать из техникума очень сложно. Там нужно кучу пунктов соблюсти, среди которых есть пункт «Наличие согласия самого отчисляемого студента». И вот они знают, четыре года здесь просидят, «корки» какие-никакие дадут, и будет у них образование.

А вообще, те, кто придумывает все эти законы, сидящие в Кремле, Госдуме, Совете Федерации — это люди без стратегического мышления, временщики и, мне кажется, вообще некомпетентные в своих областях. Что в голову приходит, то и лепят без прикидок хотя бы на ближайшее будущее. Как тут не вспомнить Николая Васильевича (Гоголя, — прим. ИА Красная Весна): «Выстроить каменный мост через пруд, а там бы купцы сидели, да крестьянам товары продавали», и потом: «глаза его (Манилова — персонажа в романе Гоголя „Мертвые души“, — прим. ИА Красная Весна) делались сладкими, и лицо становилось самодовольным. Только все эти прожекты оставались одними словами».

Да что тут говорить, вы и сами, наверное, помните. И про удвоение ВВП за десять лет, и стратегия 4«И», и проект 20/20*. Одни слова так и остались, по большому счету.

*Задача удвоения ВВП была поставлена президентом РФ Владимиром Путиным в его обращении к Федеральному собранию в 2003 году.

«4И» (институты, инфраструктура, инновации, инвестиции) — программа развития, представленная в 2008 году первым вице-премьером РФ Дмитрием Медведевым на экономическом форуме в Красноярске.

«Стратегия 2020» — концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года. Утверждена в 2008 году Владимиром Путиным, но на данный момент в существенной степени не выполнена.

Источник

Tags: Интервью с экспертом, Кадровый голод, Профобразование, Развал образования, Роботизация, Социальная война
Subscribe
promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments