antismith (antismith) wrote in rvs,
antismith
antismith
rvs

Categories:

Новый проект ФГОС: Интернет в начальной школе

В проекте новых образовательных стандартов (ФГОС НОО) по предмету “Окружающий мир” достаточно подробно расписано, как учить детей работать с Интернетом. Вот выдержки из данного проекта. С полным текстом можно ознакомиться здесь.

[В проекте новых образовательных стандартов (ФГОС НОО) по предмету “Окружающий мир” достаточно подробно расписано, как учить детей работать с Интернетом с первого класса. Этот проект ФГОС и нереализуем и опасен для детей. Сейчас продолжается его обсуждение. Родителям и педагогам надо участвоать в обсуждении проекта новых образовательных стандартов, иначе итоговая версия будет отличаться от текущей не в лучшую сторону]

1-й класс

...безопасно использовать ресурсы сети Интернет и электронные ресурсы школы

2-й класс

- безопасно использовать мессенджеры сети Интернет и безопасно осуществлять коммуникацию в социальных группах и сообществах школы, использовать ресурсы электронного дневника;

- знать, какую личную и финансовую информацию небезопасно разглашать в сети Интернет и при общении с людьми вне семьи

3-й класс

- соблюдать правила безопасности при работе с интернет-ресурсами, определять мошеннические действия по их характерным признакам

4-й класс

- осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и достоверной информации в сети Интернет;

- соблюдать правила безопасного поведения при использовании личных финансов, в том числе в сети Интернет

Какова педагогическая целесообразность столь раннего введения в школьную программу работы в сети Интернет? Какие учебные задачи предполагается ставить перед школьниками младших классов в Интернете? И, главное, почему работа в Интернете приведет к лучшим результатам, чем традиционные уроки и работа с учебником, с книгами?

Интернет - это прежде всего большой объём данных, которые пользователь должен самостоятельно структурировать. Результаты запросов в поисковые системы и ленты соцсетей предоставляют поток информации самого разного рода (развлечения, реклама, статьи, форумы), и из всего этого потока пользователь выбирает то, что ему нужно. Как именно предполагается организовать работу учащихся 1-го и 2-го класса с с огромным массивом данных? Даже простое прочтение результатов поискового запроса - совсем непростая задача для младших школьников. А уж проанализировать прочитанное и связать новые знания с уже имеющимися маленьким детям практически не под силу.

Число учебных часов в плане конечно. Если какое-то время в ходе изучения предмета “Окружающий мир” будет выделено на работу с Интернетом, то это же время отнимется от других форм работы. Структурированного материала в учебниках и  наглядных опытов на уроках ребёнок получит меньше, а бессистемной информации из Интернета - больше. Чем младше ребёнок, тем меньше пользы для него будет от такой бессистемной информации.

Хочется отметить, что в более раннем проекте ФГОС было закреплено требование к контролируемости Интернета. Предполагалось, что ученики ищут необходимую информацию под контролем взрослых. Интернет оставался контролируемым на протяжении всех четырех классов начальной школы. В новой редакции “контролируемый Интернет” заменили на просто “Интернет”. Требование к контролируемости Интернета отсутствует даже в 1-м классе! Это серьезный недостаток нового проекта. В начальной школе навыки безопасной работы в сети Интернет только формируются, и в этом возрасте детям следует работать там только под контролем учителя или родителей.

По проекту новых стандартов, к концу 2-го класса учащиеся должны научиться пользоваться мессенджерами и “социальными сообществами школы” (читай, соцсетями). В начальной школе мессенджеры и соцсети не имеют никаких преимуществ перед “традиционным” общением (личные встречи, телефонные звонки).

Телефонный звонок однокласснику имеет четкое начало и конец. Ученику нужно что-то узнать? Позвонил, спросил, повесил трубку, а дальше делает домашнее задание, не отвлекаясь. Напротив, поток сообщений в смартфоне длится бесконечно. Если звуковые сигналы включены, ребёнок весь вечер отвлекается на “щелчки” Whatsapp. Если выключены - ученик тоже не может в полной мере сосредоточиться на своих занятиях (“вдруг что-то важное пришло, а я пропустил?”). Многим взрослым знакомо такое состояние, не говоря уже о школьниках.

Да, телефонный звонок не даёт возможности создать “общий чат”, в котором можно обсудить что-либо всем вместе. Но даже у взрослых личные встречи с обсуждением, как правило, проходят намного более продуктивно, чем переписка в чатах. Дети  отвлекаются намного чаще взрослых, и обсуждение серьёзного вопроса в чате сведётся к пустой болтовне. Почему бы не поощрять решать общие вопросы на переменах и классных часах? Зачем вытеснять живое детское общение там, где можно этого избежать?

Есть ещё один минус раннего использования соцсетей и мессенджеров. Во втором классе дети ещё не очень грамотно пишут. Стоит задуматься, на каком языке они будут разговаривать между собой в Интернете. Вряд ли на литературном русском. В чатах думать некогда, надо писать. Набирать некогда, надо сокращать… Ранняя переписка в мессенджерах приводит к обилию жаргонизмов, которые быстро перекочёвывают из чатов в повседневную речь детей. Безграмотно написанные слова, предложения без заглавных букв и знаков препинания - всё это закрепляется в зрительной памяти учеников. Итог: ухудшение знаний по русскому языку и обилие жаргона в детской речи.

Советские методисты (в частности, Н.А. Костин) говорили о том, что при обучении письму необходимо создавать для ученика такие условия, в которых минимальна вероятность ошибок. Незнакомые слова детям следует списывать, а на слух, самостоятельно, писать то, что уже знакомо. Тогда ученики почти не будут видеть неправильно написанных слов, и зрительная память будет их постоянным помощником при письме. Использование мессенджеров в начальных классах явно вредно с точки зрения классической методики обучения грамотному письму.

Государственная школьная программа не должна требовать наличие у восьмилетнего ребенка смартфона с соответствующими приложениями. Во-первых, смартфон и программы для защиты от нежелательного контента стоят недёшево - кто всё это будет оплачивать? Во-вторых, не все родители хотят, чтобы их ребёнок пользовался смартфоном в начальной школе. Да, есть отдельные люди, которые дарят детям iPhone. Но есть и другие мамы и папы, которые считают, что смартфон в раннем возрасте приносит больше вреда, чем пользы. Неправильно вводить смартфоны в школьную программу без предварительных исследований педагогической целесообразности и безопасности.

Наконец, последнее, что хотелось бы прокомментировать: в 4-м классе детей предполагается научить “осуществлять безопасный поиск … достоверной информации в сети Интернет”. Вопрос достоверности информации в Интернете, как известно, очень сложен. Для примера возьмем тему из того же “Окружающего мира” - “Правильное питание и здоровый образ жизни”. Допустим, четвероклассник сделает поисковой запрос по этим ключевым словам. Что он увидит? Поисковая система выдаст тонну разнородной информации. Тут будет и реклама ресторанов, и йога, и статьи о вреде микроволновых печей, фитнес-центры, вегетарианство, веганство, диеты, детокс, безглютеновое питание, протеины, битвы сторонников и противников ГМО, медицинские рекомендации разной степени достоверности, заказные статьи от тех же ресторанов и сервисов доставки и так далее и так далее… Во всём этом не каждый взрослый разберётся (иначе не было бы у нас столько шарлатанов от медицины и инстаграм-целителей).

Ученик начальной школы попросту не сможет пропустить через себя столько информации и отличить достоверное от недостоверного. Невозможно полноценно научить его этому к концу 4-го класса, как предполагается в проекте ФГОС. Невозможно по двум причинам. Во-первых, у четвероклассника ещё нет достаточного научного кругозора (он формируется только к концу старшей школы). Во-вторых, в четвёртом классе навыки чтения развиты недостаточно хорошо: ученик не будет вдумчиво читать все источники, а выберет парочку наиболее приглянувшихся. В итоге самостоятельное “плавание” в поисковых системах с большой вероятностью приведёт к тому, что ребёнок попадётся на удочку скрытой рекламы или модного веяния, пропагандируемого знаменитостями. Без контроля взрослых ребёнку в открытом Интернете делать нечего.

Читать также: Петербургский образовательный форум: цифровизация любой ценой

В настоящее время проект новых ФГОС находится на стадии общественного обсуждения. По итогам всего вышесказанного хотелось бы внести следующие предложения:


  1. Вводить работу в Интернете в школьную программу понемногу, для конкретных учебных задач и не раньше 3-го класса. До этого времени у учеников не сформировано в достаточной мере умение читать и нет “фундамента” знаний. Поэтому дети не будут способны ни осознанно прочесть, ни проанализировать полученную в Интернете информацию.


  2. Вернуть “контролируемый Интернет” во все классы начальной школы. Дети должны работать в Интернете только под контролем родителей или учителей.


  3. Исключить из программы начальной школы мессенджеры и соцсети.


  4. Доработать пункт о “достоверной информации”. Возможно, его стоит дополнить списком доверенных ресурсов, которыми школьники смогли бы пользоваться с минимальным контролем взрослых.


Хочется надеяться, что родители и педагоги поучаствуют в обсуждении проекта новых образовательных стандартов, и итоговая версия будет отличаться от текущей в лучшую сторону. Оставить своё предложение можно здесь после регистрации на сайте (также можно авторизоваться через ЕСИА, если есть учетная запись на портале Госуслуги).




Источник
Tags: Информационная безопасность детей, Обсуждение ФГОС, Педагогика, Развал образования, ФГОС, Цифровизация
Subscribe
promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments