a11oleg wrote in rvs

Categories:

Магия против Человека

В своей статье «100 лет спустя, или Назад в невежество» Анна Кульчицкая затронула один из важнейших вопросов современного мира — вопрос обучения. И это касается не только молодого поколения, которое должно вскоре встать у станков, к штурвалам самолетов и кораблей, проникать в тайны науки. Вопрос обучения касается и современного взрослого населения.

В наше время жизнь очень быстро меняется, и многие навыки, жизненно необходимые в прошлые годы, становятся архаичными, ненужными, лишними. Мы живем в период, когда технический прогресс набирает обороты по экспоненте. Если десять лет назад для того, чтобы собрать интеллектуальное устройство, необходимо было обладать глубокими знаниями в микроэлектронике, электротехнике, программировании, то сейчас для этого ничего перечисленного не требуется — достаточно быть среднеграмотным в технической части человеком. И это не преувеличение доступности таких возможностей, а, скорее, преуменьшение.

Сегодня уже можно делать достаточно сложные аппаратно-программные системы, что называется, «на коленке».

При этом важно отметить, что сам процесс разработки и программирования сводится к манипуляциям с готовыми блоками, которые, в свою очередь, становятся всё более и более сложными.

Получается, что разработка таких систем превращается в конструктор, при работе с которым даже можно не знать закон Ома. Скажи я подобное 10 лет назад — меня бы засмеяли. А сейчас — нет.

То же самое касается и различных гаджетов. Они невероятными темпами усложняются, а их доступность невероятными темпами увеличивается. И вот почти у каждого первоклассника в кармане лежит т. н. смартфон — многофункциональное устройство, главным, по моему мнению, свойством которого является вовсе не возможность звонить, а подключение к «виртуальной реальности».

Под «виртуальной реальностью» я подразумеваю вовсе не выдумку фантастов, а такое информационное пространство, в котором можно жить. Почти полноценно. Можно жить, играя в игры, взаимодействуя не с глупыми ботами, а с людьми. Можно «серфить» в интернете, просматривая ролики со всего мира и так далее. Но главное свойство гаджета — это то, что он не используется в процессе производства. И при этом активнейшим образом используется в процессе потребления.

А если быть точным — то он и создан как средство для потребления.

Сейчас уже для ребенка нет необходимости знать какие-либо физические, химические или иные законы реального мира. Он либо получает уже готовую информацию без необходимости ее запоминать — спросил «гугл» — и вуаля, ответ получен. Или погружается в мир компьютерных игр, где добиться какого-либо статуса (что продолжает оставаться важным) значительно проще, чем в реальной жизни.

Читайте также: Героизация ничтожества

А в итоге получается следующее.

Живя в реальной жизни, человек не имеет конечного набора действий, с помощью которых можно выполнить все жизненные функции. Мир бесконечен, и возможные ситуации, происходящие на жизненном пути человека, — так же не поддаются исчерпывающей классификации. В реальном мире человек вынужден так или иначе постигать не какие-то конкретные правила, а вырабатывать более сложную модель — искать закономерности, оперировать законами мира, действовать нестандартно. В целом можно сказать, что его жизнь в реальном мире не описывается конечным числом правил и законов, и потому человек вынужден учиться работать с неизвестным, незнакомым и не всегда поддающимся осмыслению.

Но в виртуальной жизни все проще. Любая, сколь угодно сложная игра — это набор понятных и постоянных правил, оперируя которыми, можно добиться успеха. То есть тут умение действовать нестандартно в реальной жизни подменяет отработка ограниченных навыков в виртуальной.

В этом, как мне кажется, прямое совпадение с теми задачами, которые ставятся перед современной российской системой образования.

Читайте также: Японские ученые выяснили, что виртуальная реальность плохо помогает учебе

Потребитель не должен понимать законы функционирования мира. Он должен понимать законы потребления. Например, научиться потреблять продукт виртуального мира с помощью телефона.

А в итоге этот самый телефон становится непонятен современному человеку. И он воспринимает его как часть природы. Он умеет им пользоваться, но не больше.

Телефон превращается для человека в средоточие неких магических сил, которые заставляют его показывать видеоролики, искать нужную информацию или играть в игры.

Проблема состоит в том, что человек не умеет создавать то, что не может понять. А понять он не может потому, что те же гаджеты у него с рождения и легкодоступны — зачем пытаться понять то, что всегда с тобой, а даже если сломалось, легко достать новое? Гаджеты — это лишь пример, который касается на самом деле всех продуктов общества потребления.

Стоит ожидать, что если в скором времени вектор современного российского образования резко не поменяется, то в нашем мире действительно появятся и эльфы, и гоблины, и маги. С той лишь разницей, что жить они будут ровно так, как нужно держателям технологии.

Источник ИА Красная Весна

promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.