master7009 (master7009) wrote in rvs,
master7009
master7009
rvs

Category:

Вопросы о воспитании

В последнее время я часто мысленно возвращаюсь к одному и тому же вопросу, на который не могу дать себе чёткого ответа. Это вопрос о воспитании. О воспитании подрастающего поколения как важной, по сути, стратегической задаче, которая стоит перед государством, обществом и семьёй. Вернее она должна стоять именно в таком ключе, но, у меня нет ощущения, что государство и общество в должной мере проявляет внимание к этому важнейшему аспекту становления личности.

Глядя на всё, что происходит вокруг нас, возникает ощущение, что мир сходит с ума, всё переворачивается с ног на голову, раскручивается какой-то бесконечный карнавал. В нашу жизнь вторгается тьма низости и бескультурья. Она поглощает без разбора всё то светлое и хорошее, что было связано с нашими представлениями об идеальном и должном.

Так вот, у меня возникает вопрос, видимо, на который самому и придётся отвечать, занимается ли государство и общество воспитанием человека или ещё только собирается заниматься этим, или этот вопрос вообще снят с повестки как таковой?

С чего начать, что бы во всём этом разобраться? Видимо, начинать надо с себя, т.е. с отдельно взятой семьи.

Смотрим семейный кодекс: «Глава 12. Права и обязанности родителей. Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей.

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.
Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования.
Родители имеют право выбора образовательной организации, формы получения детьми образования и формы их обучения с учетом мнения детей до получения ими основного общего образования».

Всё правильно, всё верно. Родители как раз в первую очередь должны озаботиться тем, какими людьми вырастут их дети, какое духовное и нравственное развитие получит их ребёнок. Всё правильно? Вроде бы, да.
А кем выросли и стали сами эти родители? Что они несут в себе, по какой шкале ценностей они ориентируются? Что и как они будут передавать своим детям? Много сразу вопросов, правда?

Стоит всего лишь оглянуться и понять, что после развала СССР прошло уже больше двадцати лет. С момента начала перестройки прошло практически тридцать лет. Это значит, что дети, родившиеся на рубеже эпох, уже выросли и многие обзавелись семьями, и они сами уже воспитывают своих детей.

 Я родился и вырос в Советском Союзе, соответственно, воспитан в духе того времени. У меня есть чёткое представление о том, если можно так выразиться, «что такое хорошо и что такое плохо». Но, это у моего поколения так. А что с поколением «детей перестройки»? Ведь в то время начался обвальный процесс отказа от советских идеалов и смыслов в угоду так называемых «европейских» ценностей. Конечно, этот процесс имел определённую инерцию. Отказ от «старого» происходил не сразу, привнесение «нового» тоже не сразу набирало обороты. Поэтому можно предположить, что передача советских традиций в воспитании ещё какое-то время продолжалась.

Только дело в том, что сейчас процессы намного ускорились, столько всякого мракобесия встраивают в нашу действительность, что, порой, становится жутковато и как раз тут начинаешь задаваться вопросом – «А как же эта двадцатилетняя молодёжь будет воспитывать своих детей в таких условиях?».

Далее. Поскольку каждая семья находится в социальной среде, на которую, в первую очередь, оказывает влияние общество, то можно предположить, что это самое общество должно каким-то образом определять некие нормы и правила в вопросах воспитания.

Здесь, на мой взгляд, вообще всё сложно. Люди по большей части разобщены. Общество стратифицировано, нарастает расслоение по различным признакам. Это, в свою очередь, приводит к тому, что в этих социальных слоях формируется, в достаточно широком спектре, различное отношение к вопросам о воспитании детей от консервативного, в соответствии традиционными представлениями, до либерального, в  соответствии с западными ценностями, вплоть до экзотических вариантов, к примеру, связанных с «ведической культурой» или языческими верованиями.

Ввиду этого складывается разное понимание того, как должны воспитываться дети, какие ценности им необходимо прививать. Получается, что общество не даёт однозначной оценки того, как должны воспитываться дети, в каком направлении должна двигаться система воспитания.

Стоит указать ещё один фактор, который имеет важное, но, уже не определяющее значение. Этим фактором является религия, традиционные конфессии, которые в немалой степени оказывают влияние на вопросы воспитания. Это влияние имеет положительное значение, так как за продолжительный исторический период накоплен значительный опыт в этом отношении.

Но, опять же, как я уже заметил, это не является определяющим фактором поскольку, в силу разных причин, к религии в обществе, на данный момент, также имеется разнонаправленное отношение от поклонения до полного отрицания.

Видимо, здесь на сцену должно выйти государство со своей позицией по вопросу воспитания. Но, как-то не чувствуется ничего такого. Вернее есть бесконечное раскручивание темы прав детей и всего, что с этим связано. Здесь и введение института уполномоченных по правам ребёнка, здесь и попытки внедрить ювенальную систему, здесь и деятельность всевозможных НКО, в том числе иностранных, которые, по сути, играют первую скрипку в этом вопросе. Причём, как я уже писал в своей статье, иностранные НКО вполне успешно развивают свою деятельность по внедрению собственных воспитательных технологий и методик. Какие могут быть последствия ввиду этого, я так же рассматривал уже в другой статье, поэтому не буду здесь на этом останавливаться.

Итак, на данный момент чёткой позиции у государства нет. Есть, конечно, отдельные моменты, связанные с патриотическим воспитанием, но, это ведь только часть целого. Прежде чем говорить о патриотизме, надо вложить ещё много чего в детские умы и души, что бы формирующаяся личность обрела способность к осознанному пониманию, что такое любовь к Родине.

На мой взгляд, отсутствие государственной позиции по такому важному вопросу, обусловлено тем, что у нас в стране в нынешний период отсутствует идеология как система определяющих принципов, задающая вектор развития общества.  Причём отказ от идеологии закреплён конституционно, следовательно, на высоком государственном уровне наложено табу на эту тему. Отсюда во многом и произрастают различные проблемы, но сейчас не об этом.

Получается, что позиции у государства нет, идеологии и, соответственно, идеи в этом направлении тоже нет. А что же есть? Хоть что-то же должно быть?

Оказывается, есть! Это Закон «Об образовании» и, как выяснилось, имеется намерение выработать к концу 2014 года проект Национальной стратегии развития и воспитания в Российской Федерации. Давайте со всем этим разберёмся по порядку.

Получается, что сейчас в соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации" осуществляется воспитание наших детей. Вернее, даётся образование, так как, благодаря нашим законотворцам, понятие «воспитание» теперь является частью понятия «образование».

Приведу здесь полное определение этих понятий, данное в Федеральном  законе.

«Глава 1. Общие положения.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1) образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства»

Я всю жизнь считал, что образование и воспитание, это разные понятия. Они очень близки и взаимосвязаны, но одно понятие не может быть вложено в другое и являться его частью. Но, у наших законодателей получается, что может. При этом в понятии «воспитание» говорится о «принятых в обществе правилах и нормах». А если «принятые правила и нормы», трансформируясь под неослабевающим внешним давлением, постепенно, почти незаметно видоизменятся и благодаря им в обществе станут приемлемы сексуальное просвещение малолетних детей, однополые браки, педофилия, инцест, и другие абсолютно неприемлемые на данный момент извращения, то, что, мы все должны будем воспитывать детей как предписывает закон? Тут явно имеется прореха в Законе, из-за которой в будущем могут возникнуть серьёзные проблемы.

Я решил обратиться к Большой Советской Энциклопедии и посмотреть, что там говорится об образовании и воспитании.

Образование, процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество, усвоение результатов общественно-исторического познания, отражённого в науках о природе, обществе, в технике и искусстве, а также овладение трудовыми навыками и умениями. Образование - необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения человека к культуре и овладения ею; фундамент развития культуры. Основной путь получения обучение - обучение в различных учебных заведениях. Существенную роль в усвоении знаний, умственном развитии человека играют также самообразование, культурно-просветительская работа, участие в общественно-трудовой деятельности. 

Образование тесно связано с воспитанием, формированием качеств личности. Эта объективно существующая взаимозависимость проявляется в том, что образование является необходимым и могучим фактором воспитания.

Воспитание, процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни. В этом смысле воспитание осуществляется в процессе организованной совместной деятельности семьи и школы, дошкольных и внешкольных учреждений, детских и молодёжных организаций, общественности.
Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются главным образом в процессе обучения, как важнейшего воспитательного средства. Вместе с тем воспитательное воздействие на человека оказывают весь уклад жизни общества, развитие науки и техники, литература, искусство, средства массовой информации и пропаганды - печать, радио, телевидение (см. также Социализация). На определённом уровне духовного развития личности возникает потребность человека в самоусовершенствовании, которое во многом зависит от самовоспитания.

Основные виды воспитания - семейное, или домашнее (см. Семейное воспитание), и общественное (общественно-организованное). Последнее в ходе исторического развития общества приобретает всё большее значение в формировании личности.


Как говорится, ни добавить, ни убавить. Даны чёткие и ясные определения.  И, заметьте, понятия эти хоть и взаимосвязаны, но разделены, что даёт возможность по каждому из этих направлений, связанных с развитием личности, целенаправленно выстраивать работу, разрабатывать свои способы и методы, направленные на достижение наилучшего результата.

В Законе о воспитании говорится как-то вскользь, основной акцент сделан на обучение, что, как я считаю, совершенно неправильно и исходит из некорректно сформулированных понятий.

Что бы быть неголословным привожу текст 21 статьи Закона.

«Статья 21. Образовательная деятельность
1.Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

2. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.»

Здесь где-то сказано о воспитании? Здесь говорится только об обучении.
Образовательная деятельность, как следует из определения в Законе, это деятельность по реализации образовательных программ. А образовательная программа, это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Т.е. где-то там, в слове «образование» мы должны подразумевать размещено понятие «воспитание». Но, я считаю, что таким образом воспитание, если не изымается полностью из «целенаправленного процесса», то отодвигается на задний план. Это, по моему мнению, второй подводный камень на который может наткнуться государство и общество ввиду того, что роль и значение воспитания в Законе не прописано должным образом.

Вы можете задать вопрос – «А причём здесь Закон, почему там это должно как-то быть оформлено?». Ну, если не в этом законе, тогда где? Ведь, как я уже говорил, никаких чётких установок по поводу воспитания подрастающего поколения пока нет, нет заданных ориентиров и направлений, куда должно двигаться государство и общество. А раз их нет, то мы либо топчемся на месте, либо скатываемся в пропасть, прельстившись и причастившись западными ценностями, этими завёрнутыми в красивую обёртку рецептами по разрушению личности, семьи, детства, образования, медицины, экономики и т.д. и т.п.

Впрочем, что бы избежать обвинений в предвзятости, хочу уточнить, что в пункте номер два об основном общем образовании  66 статьи говорится о становлении и формировании личности обучающегося (формировании нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению). Но, эти формулировки расплывчаты, неконкретны и не дают понимания, какого человека хотят воспитать, какую цель ставит перед собой государство.

Видимо, здесь должна о себе заявить, пока ещё не существующая, Национальная стратегия развития и воспитания в Российской Федерации. Вот, только, что-то у меня большие сомнения по этому поводу, поскольку в последнее время у наших чиновников от Минобра мало чего хорошего получалось, да и, как я уже говорил, у государства отсутствует система ценностных координат, на которые должны ориентироваться при написании такого важного документа.

Итак, цель масштабная. Как сообщается, для разработки и апробации этого документа планируется привлечь представителей Минкультуры, Минздрава, Минтруда, Минспорта, МВД, региональных органов власти и педагогического сообщества.

"Стратегия потребует формирования новой общественно-государственной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение", - пояснили в Минобрнауки. - До конца года нужно разработать план и примерный проект документа".

Вот так, документ мы увидим ещё не скоро и непонятно, будет ли как-то учтено ещё и широкое общественное мнение. Интересно, а почему за столько лет, только сейчас спохватились и решили заняться этим вопросом? Неужели непонятно было, что он имеет первостепенное значение?

"Пока не существует единых требований в вопросах воспитания, и каждый работает кто во что горазд", - сообщила замдиректора Центра исследования проблем воспитания, подведомственного Минобрнауки, Валентина Березина. Вот как оказывается! У министерства есть свой центр, и благодаря ему выяснилось, что нет единых требований. Получается, что раньше никому до воспитания дела не было. Ну, хорошо хоть вспомнили.

Стали известны три группы вопросов, которые должны войти в будущую стратегию.

Во-первых, в документе будут положения формирования российской гражданской идентичности, культуры, толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия.

Во-вторых, вопросы, касающиеся борьбы с детской безнадзорностью, наркоманией, алкоголизмом, преступностью, проституцией.

В-третьих, в национальной стратегии будет раздел о расширении сети детских и юношеских творческих объединений, лагерей труда и отдыха, развитии разнообразных форм туризма и краеведения, поддержки музейных учреждений и школ искусств.

Что тут можно сказать, сначала развалили советскую систему воспитания и теперь пытаются восстановить её элементы, изобретая велосипед.

У меня сразу возник вопрос по одному из пунктов. Как можно применять в одном из направлений два взаимоисключающих понятия? Как можно сочетать российскую гражданскую идентичность с толерантностью? Идентичность, что бы было проще понять, можно сопоставить со схожим по смыслу понятием самобытность. Самобытность, здесь придётся прибегнуть к словарю, существенное и постоянное проявление тех компонентов культурного достояния данного общества, которые оказываются функционально необходимыми на новых этапах его существования, обеспечивая его самосохранение и идентичность при всех изменениях в нормативно ценностной и смысловой сферах.

Ну вот, а нам пытаются впарить в купе с идентичностью толерантность, которая как раз должна эту идентичность видоизменять, встраивая в неё то, что раньше было абсолютно неприемлемо. Например, положительное отношение к гомосексуализму. Тут либо специалисты из Минобра не понимают, с чем имеют дело, либо это осуществляется сознательно и соответствующие выводы тогда напрашиваются сами. Если использовать военные термины, то это можно сравнить с миной замедленного действия, от взрыва которой, разрушения в сознании нашего общества будут значительными.

А под довольно сложнопроизносимой формулировкой «социальная компетентность в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия» раньше подразумевалась дружба народов. Интересно, как будет отражено в  стратегии это направление?

Специалисты также скептически  высказываются по вопросу формирования стратегии.

Например, директор Федерального института развития образования Александр Асмолов отметил, что в России есть 6-7 специалистов, профессионально занятых вопросом развития личности ребенка, и никто из них не задействован в данном проекте.

"Невероятно важно, чтобы стратегия не вылилась в банальные лозунги - "Ура патриотизму" или "Ребенок должен быть послушным и здоровым". Я не знаю ни одного серьезного аналитика, который привлечен к созданию этой стратегии. Поэтому я считаю, что ее обсуждать вообще бессмысленно", - добавил Асмолов.

Как отмечается, есть опасность, что данную концепцию в лучшем случае заболтают общими фразами и благопожеланиями, а в худшем - придумают что-то совсем нехорошее, срисованное с западных образцов.
Здесь важен ещё один момент. После подготовки концепции появятся правительственные и ведомственные акты, регламентирующие сферу воспитания. И, если эта стратегия не будет соответствовать нашим традиционным представлениям о воспитании, а будет включать в себя «современные», т.е. западные стандарты, то ничего хорошего от этого нам ждать уже не придётся.

В итоге мы имеем, благодаря Закону, отодвинутое на задний план воспитание, и намерение Минобрнауки создать Национальную стратегию развития и воспитания, содержание и качество которой нам пока неизвестно.

Закончить хочу всё тем же примером статьи из БСЭ, в которой достаточно подробно описано, какие цели ставились в вопросах о воспитании в различные исторические периоды, в различных общественно-экономических формациях и даётся сравнение с новой передовой  системой воспитания, которая была создана в советское время.

В Советском Союзе ставилась задача формирования Нового Человека.

В современной России, судя по всему, хотят сформировать квалифицированного потребителя с толерантным отношением к чуждым нашей культурной традиции нормам морали и нравственности. А это путь к деградации государства и общества.


Родительское Всероссийское Сопротивление
Суть времени - Мурманск

Subscribe
promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment