a11oleg wrote in rvs

Category:

Дистанционное обучение ведет к деградации личности. Интервью

Франсиско де Гойя. Идиот. 1819
Пандемия коронавируса повлияла практически на все сферы человеческой жизни. Не стало исключением и образование. О «подводных камнях» дистанционного образования и о возможностях компьютерных обучающих систем корреспондент ИА Красная Весна побеседовал со специалистом в области параллельных вычислений, кандидатом физико-математических наук, много лет преподававшим в Российско-Армянском государственном университете и в Ереванском филиале МГУ, Сергеем Рубеновичем Вартановым.

ИА Красная Весна: Сергей Рубенович, сейчас один из вопросов, который беспокоит очень и очень многих, — как учить детей в условиях пандемии коронавируса? В том числе широко обсуждается так называемое «дистанционное обучение», которое некоторые пытаются представить полноценной альтернативой посещению школы, другие же называют чуть ли не диверсией. Что Вы об этом думаете?

— В 2019–2020 годах природа напомнила нам в очередной раз (а в истории человечества таких случаев множество), что мы являемся биологическим видом, которому она иногда подбрасывает проблемы выживания. И в данном случае не столь важно, рукотворные эти проблемы или нет. Случилось.

В этой связи очень остро встал вопрос: как мы будем обучать наших детей в условиях эпидемий и карантинов? Если какие-то производства мы еще можем относительно безболезненно сократить или приостановить, то учить детей нужно беспрерывно. Иначе во взрослую жизнь они войдут великовозрастными недоучками.

Ну а значительное количество недоучек — это угроза будущему и общества, и государства. То есть проблема имеет, как нынче сказали бы, экзистенциональное значение.

На слуху так называемое «дистанционное обучение». Но с ним надо прояснить принципиальный момент: выступает ли оно в качестве фундаментальной концепции образования или же в качестве частного, возможно, повторяющегося, но эпизодического явления.

Говорить о втором варианте проще: он более техничен что ли, является следствием объективных обстоятельств.

Да, карантин. И он конечен. Да, дети и молодежь должны быть изолированы, да, процесс обучения должен быть продолжен. И если в былые времена болеющих или изолированных детей посещали учителя или одноклассники, помогая им не отстать, то в условиях массового карантина, конечно же, ни о каких посещениях речи быть не может.

Вот и остается в современных условиях полагаться на научно-технический прогресс: на компьютеры, сети, обучающие программы и так называемые онлайн-уроки.

Проблемы есть и здесь. Не все семьи способны обеспечить подрастающее поколение необходимыми техническими средствами. Тут должно озаботиться государство и спонсоры. Без обеспечения всех обучающихся необходимой техникой, хотя бы минимальными условиями для занятий не обойтись никак. Это, если хотите, ключевое условие для социально ориентированного государства и общества.

ИА Красная Весна: Казалось бы, высокие технологии, технический прогресс… Но что такие обучающие программы могут дать детям, даже если они все будут обеспечены компьютерами?

— Тут нужно сказать о возможностях компьютерных обучающих систем. Тема, на самом-то деле, старая. Ею плотно занимались в СССР, в том числе и известные мне коллеги в 1980-е годы.

В тот период в сфере моих интересов находились более общие вопросы представления знаний, смыслов, информации формальными математическими средствами и их интерпретации.

А потому я могу уверенно утверждать, что все обучающие системы были построены и будут построены на схематических основах. И учить будут схематично, в определенных границах подаваемой информации. Не знаний, по существу, а именно информации, так как знания возникают после осмысления полученных сведений.

По сути, обучающие системы сегодня — это несколько более «интеллектуальный» и интерактивный учебник с подачей не только текстовой, но и обширной графической и видеоинформации.

Другой компонентой обучения могут стать онлайн-уроки с учителем. Здесь возникает первая группа проблем, главная из которых — общение. Конечно, можно организовать так называемые групповые сеансы видеосвязи «учитель-ученики», но это повлечет за собой серьезные (и дорогостоящие!) требования к пропускным возможностям вычислительных сетей.

Менее «живой», но все-таки наиболее приближенный к реальным занятиям вариант. Можно, конечно, и комбинировать способы организации занятий.

Но! Методики обучения становились издревле, со школ Зенона и Фалеса, Сократа и Платона, Аристотеля и множества других мыслителей. Философские школы — это, в первую очередь, школы становления интеллектов, и этики интеллектов в том числе. И только во вторую — непосредственное познание глубоких истин.

Квинтэссенция же процесса образования наиболее емко, на мой взгляд, выражена у Песталоцци, который указывал на «развивающее обучение, базирующееся не на мертвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребенка под руководством учителя».

Дополню способом греков, изобретших Диалоги («Диалектику», но несколько не гегелевскую) как способ познания: через обсуждение — к истине. Способом «повивальной бабки» (по Сократу), способствующей рождению истины.

То есть спором, обсуждением препарировалась проблема и синтезировались новые смыслы и знания. Причем диспут проходил не только с учителем, но и с другими учениками. Иными словами — без прямого общения не обойтись.

Повторю: так делали великие греки, к такому же пониманию процесса образования человечество приходило трудами Локка, упомянутого Песталоцци и многих других.

Как втиснуть обсуждение предмета обучения в довольно узкие возможности техники и процедуры ведения занятий — важнейшая задача преподавателя. И вырабатываемых методик преподавания. Возможно, но неимоверно сложно.

Резюмирую: оставлять процесс обучения только на компьютерные обучающие системы категорически нельзя! Компьютеры (читай — программы) не дискутируют!

Однако у нас объявились «новаторы», которые считают, что, изолировав детишек друг от друга и продемонстрировав им выступление учителя с различной степенью театральности (иные в известной стране и кастрюли на головы надевали), а то и вовсе поручив учительство так называемым «Искусственным Интеллектам» (ИИ), мы лихо детвору и «образуем». Причем в обычных условиях, без всяких эпидемий и карантинов. То есть предлагается ввести дистанционное обучение в качестве фундамента образовательной системы.

Но какой важнейшей составляющей мы, внедряя повальное дистанционное образование, лишим наших детей? Общения! И на уроке, и на переменках. Лишим дружбы, встреч после занятий, совместных действий. То есть практики взаимодействия, которую никакими рассказами и информацией не восполнить.

В этой связи процитирую Аристотеля: «Человек по своей природе есть общественное животное». То есть человек не может полноценно существовать вне общества. Более того, человек может развиваться только через общение с себе подобными.

В детсадах, школах и вузах мы прививаем детям навыки быть «общественным животным» — то, что согласуется с нашим естеством. Инициаторы дистанционного обучения в качестве его фундамента, по сути, призывают лишить наших потомков нашей же, данной Природой, сути! Свести до уровня приемника информации и рефлексирующего на нее существа!

Тут будет уместна еще одна формула, которую приписывают Мишелю Фуко: информация есть знания без смыслов. То есть без смыслов наши знания превращаются в наборы символов и систему рефлексов на них (и ЕГЭ, к слову, здесь — только начало). А кто же способствует обретению смыслов, если не учитель — человек и личность?

Припомним и то, как ученые-экспериментаторы работают с интеллектом животных: символ-действие. Подадут сигнал — пойдем, другой — побежим. Наверное, среди тех сигналов будет и призыв «пожрать».

ИА Красная Весна: Но ведь так человек становится автоматом, механизмом?

Вот к подобному нас и потащат: к живым автоматам. И агитаторы такого есть: Греф — из знаменитых, не скрывающих свои помыслы. И логика их понятна: умными и грамотными управлять сложно, почти невозможно.

Доказательств тому, что общение есть основа становления интеллекта и души, человечество накопило множество. Напомню о «маугли» — детишках, утащенных в джунгли и выросших среди животных.

Психологи установили, что порог для возможного (и то неполноценного) восстановления такого ребенка — возраст найденыша в 12-13 лет. Найденных позже детей-маугли ждет ранняя, к 20 годам, смерть. Киплинг не зря направил своего героя к людям.

Наш мозг не умеет пережить недоразвитость в главном: в общении с себе подобными.

И еще из важного. Без общения мы будем лишены такого ключевого качества как коллективные социальные устремления и способности к протесту тоже. Мы не вырастим граждан. Общество перестанет быть способным не только к общественным революциям, но и к эволюции.

Очень удобное обстоятельство для правителей.

В публичной сфере не раз звучали тревоги по поводу возможного превосходства Искусственного Интеллекта (ИИ) над интеллектом естественным, человеческим. Все последние годы я успокаивал, возмущался спекуляциями, письмами с подписями всяких знаменитостей, призывал коллег вспомнить математику, ну и прочее.

А сейчас спохватился! Искусственный интеллект может превзойти человеческий интеллект не в случае своего развития (а некоторые видят искусственный интеллект именно таковым, бесконечно развивающимся, чему на самом деле есть теоретические пределы, математические «невозможности», о которых я не раз писал). Искусственный интеллект когда-нибудь дорастет до своих порогов.

А вот человеческий интеллект может деградировать до уровня ИИ и ниже. Не искусственный интеллект дорастет до «порабощения» людей, а интеллект людей будут низведен до уровня простейших «порабощаемых» автоматов. В свете последних идей по «дистанционному обучению» такие перспективы вполне возможны.

ИА Красная Весна: Что, на Ваш взгляд, мы, взрослые, должны сделать, чтобы дети выросли настоящими людьми, а не «живыми автоматами»?

Сохраним нашим мальчишкам возможность дернуть одноклассницу за косичку! А той — съездить портфелем в ответ! С подобного, как мы знаем, могут начинаться замечательные истории глубоких чувств и взаимоотношений. И человечности.

Источник ИА Красная Весна

promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.