?

Log in

No account? Create an account
РВС Мадонна

rvs


Родительское Всероссийское Сопротивление


Previous Entry Share Next Entry
О Герое глазами «современных художников»
vinovatyi wrote in rvs
Выставка \\"Герои\\" фестиваля EXPERIENCES-2013Осенью 2013 года в Новосибирске прошел фестиваль экспериментальной поэзии EXPERIENCES («Экспириенс»). Он проводится примерно раз в год и является, как отмечают некоторые журналисты и блогеры, действительно значимым событием в культурной жизни города. Поэтому его обсуждение будет актуально ещё как минимум до следующего фестиваля. Но куда более актуальным его делает тема мероприятия в этом году — «Герои».

Начнем с небольшого экскурса в историю. Фестиваль «Экспириенс» был запущен в Новосибирске в 2010 году и с самого начала принципиально отличался от всех подобных мероприятий.

Во-первых — он был организован, так сказать, снизу — самими поэтами и художниками: в его проведении и финансировании не принимали участие ни власть, ни официальные организации или художественные объединения, ни бизнес, ни какие-либо другие структуры. Он полностью создавался самими авторами — молодыми и никому не известными.

Во-вторых — это был синтетический фестиваль, посвященный именно объединению различных направлений в искусстве: соединению живописи и поэзии, видеопоэзии, оригинальным способам представления стихов со сцены и т.д.

Первый раз был больше похож на междусобойчик. Но с тех пор «Экспириенс» сумел значительно расшириться. Прошло два крупных фестиваля — продолжающихся по несколько дней и занимающих несколько крупных площадок, расширилась география участников.

Почти сразу выделились основные направления работы: поэзия (оригинальные способы представления стихов со сцены, новые имена и т.д.), видео (видеопоэзия и видеоарт), театр (поэтические спектакли, читки пьес, перформансы), изобразительное искусство (инсталляции, поэтические картины и т.д.) и фотография. Также в рамках фестиваля проводились встречи с приезжими гостями, круглые столы и т.п.

Фестивали были тематическими. Второй носил название «Напряжение», третий — «Метроном» и последний — «Герои».

Стоит сказать, что изменился за эти годы фестиваль не в лучшую сторону. В частности, в 2013 из него ушла значительная часть оргкомитета — на их место пришли другие люди. Сменился и авторский состав — меньше стало новосибирцев. Пострадало качество работ — всё интересное было показано на первых мероприятиях, а сделать что-то новое авторы не успевали. Сложные отношения были с площадками, в частности, последнюю выставку отказался принимать Центр современного искусства, где она проводилась в предыдущие годы.

А теперь обратимся к «Экспириенсу» 2013 года. Почему темой была выбрана именно «Герои» вряд ли смогут ответить даже сами организаторы. Не зря же официальной однородной концепции у фестиваля 2013 года не было, вместо этого каждый из организаторов написал мини-эссе о своём личном понимании героя и героизма. И эти понимания сильно разнятся.

Но если посмотреть на фестиваль в общекультурном контексте, то ответ становится намного яснее. Ведь именно война с героем и героизмом — это одно из основных направлений культурной войны, ведущейся против России. И организаторы фестиваля волей или неволей становятся участниками этой войны.

И вот теперь мы можем поставить самый главный вопрос: на чьей стороне они выступают в этой битве?

К сожалению, ответ становится очевиден сразу же, стоит только посмотреть на работы, представленные на фестивале.

Традиционно получилось так, что наиболее плотно тематику фестиваля представляют именно визуальное и видео-направления. В поэтической и театральной составляющей, как правило, представлены работы очень разного уровня, никак не связанные тематически ни между собой, ни с общей концепцией мероприятия.

Поэтому начнем рассмотрение позиции организаторов и участников «Экспириенса-2013» с конкурса видеопоэзии «Очевидно». Этот конкурс всегда был одним из самых ярких элементов фестиваля с широчайшей (даже международной) географией и элементом соревновательности (призы как правило предоставляют местные книжные магазины).

Возможно, сначала стоит сказать пару слов о том, что такое видеопоэзия, ведь этот относительно новый жанр пока известен не всем. Видеопоэзию можно определить как вид искусства, в котором органично сочетаются художественный визуальный ряд и поэтический текст, явный или вырожденный, представленный графически или декламирующийся. Родоначальником видеопоэзии, как отдельного жанра, считается итальянец Джани Тотти. В России первыми авторами были Константин Кедров и Елена Кацюба, а также Александр Горнон и Дмитрий Пригов. Широкое распространения видеопоэзия получила в XXI веке с появлением общедоступного интернета.

Итак, традиционно одной из номинаций конкурса видеопоэзии «Очевидно» является тема текущего фестиваля (в данном случае это — «Герои»). Жюри должно оценить, насколько представленные работы отражают заявленную тему и насколько полно её представляют.

Одна из представленных на фестивале работ так и называлась «Герой», была снята специально для этого мероприятия и прекрасно отражает его основную направленность.



А победителем в номинации «Соответствие теме фестиваля» стал ролик Александра Кулёмина «Впритык», который иллюстрирует непонимание, отчужденность и отчаяние, а также неявно содержит в себе отсылки к ставшей в последнее время особенно модной теории «Вечного возвращения» Ницше.



От видео-работ перейдем к художественной составляющей и рассмотрим выставку, которая целиком была посвящена теме «Герои» и оказалась наиболее важным элементом фестиваля с точки зрения культурной войны.
Х...с. Выставка Герои 2013


Стена Героев. EXPERIENCES-2013На входе в зал висит доска с надписью «Стена Героев» и пустым силуэтом. К доске прикреплен маркер — поФилипп Дершраер. Выставка Герои 2013сетители могут вписывать туда имена своих героев и мысли по поводу героизма. Среди разнообразных высказываний бросается в глаза: «Юра, прости, мы все пр....ли». Видимо, под Юрой подразумевается Гагарин. А сама выставка отлично иллюстрирует этот анонимный крик.

Сложно рассмотреть в статье все работы — их было довольно много: молодые и не очень художники из разных городов России (преимущественно, сибирских) при помощи инсталляций, видеороликов, картин и фотографий размышляют на тему бессмысленности и монотонности жизни, специфической современной цензуры, однополой любви и актуальной политики.

Был на выставке и портрет Навального, отображающий реальное отношение к этому «вождю» российского «креативного класса». «Смотрите на меня, этого достаточно» — кричит надпись под пустым манекеном.
Ольга Сотникова. Выставка Герои 2013

Особенно по-гротескному страшной кажется серия «Современному художнику новые формы творчества на.... не нужны», представляющая разрисованные и исписанные взрослой рукой страницы из детских раскрасок. Инсталляция одновременно отражает предельную инфантильность современного «творческого» сообщества и трагедию отсутствия будущего у подрастающего поколения.Алексей Мартинс, Игорь Лазарев, Екатерина Кузубова
EXPERIENCES-2013. Выставка Герои
Сами молодые «художники» тоже представили себя на выставке. Обнаженная девушка, измазанная краской, делает различные «па» в очерченном на полу квадрате — это «произведение» «современного искусства» под названием «Обнаженная душа художника». Другая девушка лежит в спальном мешке в окружении разбросанных по полу фотографий, а молодой человек привязан к стулу парнем в кедах и костюме священника.

Рядом с картинами пояснения от начинающих «кураторов» — стихи, целые тексты или просто короткие лозунги. Например: «Герой — это смешно».
А кто же зрители? По большей части, это сами художники и их друзья, а также участники других этапов фестиваля, начинающие журналисты, блогеры и прочие представители узкой арт-тусовки, сформировавшейся вокруг «Экспириенса» за три года. Раз за разом видя на мероприятиях одни и те же лица, понимаешь, что это действо варится в собственном соку, делается организаторами для самих себя и мало кому интересно. Возможно, к лучшему.
Таня Букова, Герои


Основная мысль, пронизывающая все работы фестиваля «Экспириенс-2013» — это абсолютное непонимание авторами понятия «герой», полная отчужденность от темы героического в том виде, в котором она жила во все предыдущие времена. Здесь нет апелляций ни к античности, ни к эпохе возрождения, ни к Советскому опыту... Юные «художники» и «поэты» мечутся в незнании: Кто же такой герой? Это обычный серый человек, погрязший в однообразных буднях? Это супермен из американских комиксов? Это вечно-протестующий-активист-хипстер? Или это современный «художник», выставляющий себя напоказ? Они чувствуют, что всё это — совсем не то, но боятся в этом признаться. В их произведениях слышится крик: «Нет героев, нет! Мы — не герои, а значит, их нет и не может быть вообще! Значит, их не было никогда».

И то, что эти работы выбраны для выставления кураторами, такими же, как сами авторы, молодыми и никому не известными, а не Гельманами и подобными «артивистами» на службе Запада — это самая страшная тенденция, которую отражает данная выставка. Дегероизация проникла в самую глубь народа и начала выплёскиваться через наивные творения провинциальной молодёжи, мечтающей творить что-то значительное, настоящее, но уже совсем не понимающей, как и зачем это делать.


promo rvs november 14, 2013 18:43 5
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

  • 1
А ведь действительно страшно..
Помню свое состояние, когда лет двадцать назад первый раз попал на "фотобиеннале" (в Манеже было). Это было только начало. Жаль, что так много понадобилось времени, чтобы сообразить, зачем это все.

Очень информативно, грамотно, объективно, но с отношением написано. Статья хороша, чего не скажешь о размышлениях, на которые она наталкивает (...
Хотя, на что-то она и вдохновляет: я провожу диспуты на разные темы с подростками - а покажу-ка им это, как они воспримут?.. Проведу опрос: что для них - "герой"? Кстати, вспомнила, что несколько лет назад одна девочка принесла мне песню собственного сочинения - "Я - не герой"...
Спасибо! ) Это надо обсуждать, будить, трясти...

Кажется, Вы написали комментарий к данной статье, но он пришел как ответ на мой комент. Может, его переместить?

Исправление

Да, конечно ). Только не вижу кнопок, какими это можно сделать...

Re: Исправление

Простите, упустил. Не, кнопок нет, я обычно просто копирую и перепосылаю, а потом удаляю тот, который не на месте. Но здесь это, наверное, не важно - автор все равно увидит все комментарии.

А где, собственно, Герой?

Хочу скромно обратить внимание на один нюанс. Название выставки следует транслитерировать как "ЭкспириенсЭЗ", что переводится с английского - "Опыты". Мне приведённые здесь художественные опыты понравились. Особенно стихотворные, в стиле Маяковского и других футуристов.
Другой вопрос - идейно-воспитательная сторона. Чему они учат? С этим, возможно, художники и поэты ещё и сами не разобрались до конца. Поэтому я за то, чтобы существовало и такое искусство, но против его массового распространения, особенно среди несовершеннолетних.

Edited at 2014-01-30 01:34 pm (UTC)

Вы совершенно правы в том, что сами устроители действа не разобрались в том, чему они учат (кстати, а хотят ли разобраться?). Но направляющие их - разобрались вполне. И все делается совершенно незаметно, даже для самих художников и поэтов. Просто одним из них кажется, что им везет, и их искусство востребовано, а другим - вроде как нет.

"ЭкспириенсЭЗ"

Я использую тот вариант русского названия, которым пользуются сами организаторы и участники. Они все говорят "Экспириенс" и пишут обычно так же. Поэтому так и пишу.

Ира, пока ты не научишься оценивать свои ошибки сама или хотя бы ЧИТАТЬ (а не пробегать глазами, горя от возмущения) критику на свои мероприятия, фестиваль так и будет катиться под откос. То же самое касается остальных оргов фестиваля, как старых, так и новых. Я не буду отвечать на каждый твой комментарий - мне, в отличие от тебя, не за что оправдываться. Но “Экспириенс” (особенно выставку) вы слили в унылую политоту, идущую в ногу с Гельманом. А значит и анализировать его теперь будут именно как унылую политоту, а не как что-то новое, чем он мог бы стать, если бы выбрал другой путь развития.
Если честно, мне тоже сложно понять, что должно было произойти за один год, чтобы последние надежды на то, что “Экспириенс” найдет свое собственное звучание - провалились.
И , да, при чем тут “имена” и “поэты”? Я не оцениваю конкретных людей. Я оцениваю то, что они делают.

Политота в глазах смотрящего.

Эксп. - очень показательный фестиваль, вскрывающий общую тенденцию дегероизации. И в целом диагностирующий, в очередной раз, общую историко-культурную катастрофу.
«Когда потеряют значение слова и предметы,
На землю, для их обновления, приходят поэты.» (с)
И где же они? Поэты. Поэзия сама для себя? Как-бы не так.
"Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей" (с)

Обнадёживает то, что создатели, организаторы того же Експа всё же ищут, как люди неравнодушные. Вот только знают ли они сами, что они ищут, и не смущает ли их по дороге соблазн самопозиционирования или ещё какая-нибудь гадость.

Говнолепие, а не искусство, чес. слово.

  • 1