vinovatyi (vinovatyi) wrote in rvs,
vinovatyi
vinovatyi
rvs

О Герое глазами «современных художников»

Выставка \\"Герои\\" фестиваля EXPERIENCES-2013Осенью 2013 года в Новосибирске прошел фестиваль экспериментальной поэзии EXPERIENCES («Экспириенс»). Он проводится примерно раз в год и является, как отмечают некоторые журналисты и блогеры, действительно значимым событием в культурной жизни города. Поэтому его обсуждение будет актуально ещё как минимум до следующего фестиваля. Но куда более актуальным его делает тема мероприятия в этом году — «Герои».

Начнем с небольшого экскурса в историю. Фестиваль «Экспириенс» был запущен в Новосибирске в 2010 году и с самого начала принципиально отличался от всех подобных мероприятий.

Во-первых — он был организован, так сказать, снизу — самими поэтами и художниками: в его проведении и финансировании не принимали участие ни власть, ни официальные организации или художественные объединения, ни бизнес, ни какие-либо другие структуры. Он полностью создавался самими авторами — молодыми и никому не известными.

Во-вторых — это был синтетический фестиваль, посвященный именно объединению различных направлений в искусстве: соединению живописи и поэзии, видеопоэзии, оригинальным способам представления стихов со сцены и т.д.

Первый раз был больше похож на междусобойчик. Но с тех пор «Экспириенс» сумел значительно расшириться. Прошло два крупных фестиваля — продолжающихся по несколько дней и занимающих несколько крупных площадок, расширилась география участников.

Почти сразу выделились основные направления работы: поэзия (оригинальные способы представления стихов со сцены, новые имена и т.д.), видео (видеопоэзия и видеоарт), театр (поэтические спектакли, читки пьес, перформансы), изобразительное искусство (инсталляции, поэтические картины и т.д.) и фотография. Также в рамках фестиваля проводились встречи с приезжими гостями, круглые столы и т.п.

Фестивали были тематическими. Второй носил название «Напряжение», третий — «Метроном» и последний — «Герои».

Стоит сказать, что изменился за эти годы фестиваль не в лучшую сторону. В частности, в 2013 из него ушла значительная часть оргкомитета — на их место пришли другие люди. Сменился и авторский состав — меньше стало новосибирцев. Пострадало качество работ — всё интересное было показано на первых мероприятиях, а сделать что-то новое авторы не успевали. Сложные отношения были с площадками, в частности, последнюю выставку отказался принимать Центр современного искусства, где она проводилась в предыдущие годы.

А теперь обратимся к «Экспириенсу» 2013 года. Почему темой была выбрана именно «Герои» вряд ли смогут ответить даже сами организаторы. Не зря же официальной однородной концепции у фестиваля 2013 года не было, вместо этого каждый из организаторов написал мини-эссе о своём личном понимании героя и героизма. И эти понимания сильно разнятся.

Но если посмотреть на фестиваль в общекультурном контексте, то ответ становится намного яснее. Ведь именно война с героем и героизмом — это одно из основных направлений культурной войны, ведущейся против России. И организаторы фестиваля волей или неволей становятся участниками этой войны.

И вот теперь мы можем поставить самый главный вопрос: на чьей стороне они выступают в этой битве?

К сожалению, ответ становится очевиден сразу же, стоит только посмотреть на работы, представленные на фестивале.

Традиционно получилось так, что наиболее плотно тематику фестиваля представляют именно визуальное и видео-направления. В поэтической и театральной составляющей, как правило, представлены работы очень разного уровня, никак не связанные тематически ни между собой, ни с общей концепцией мероприятия.

Поэтому начнем рассмотрение позиции организаторов и участников «Экспириенса-2013» с конкурса видеопоэзии «Очевидно». Этот конкурс всегда был одним из самых ярких элементов фестиваля с широчайшей (даже международной) географией и элементом соревновательности (призы как правило предоставляют местные книжные магазины).

Возможно, сначала стоит сказать пару слов о том, что такое видеопоэзия, ведь этот относительно новый жанр пока известен не всем. Видеопоэзию можно определить как вид искусства, в котором органично сочетаются художественный визуальный ряд и поэтический текст, явный или вырожденный, представленный графически или декламирующийся. Родоначальником видеопоэзии, как отдельного жанра, считается итальянец Джани Тотти. В России первыми авторами были Константин Кедров и Елена Кацюба, а также Александр Горнон и Дмитрий Пригов. Широкое распространения видеопоэзия получила в XXI веке с появлением общедоступного интернета.

Итак, традиционно одной из номинаций конкурса видеопоэзии «Очевидно» является тема текущего фестиваля (в данном случае это — «Герои»). Жюри должно оценить, насколько представленные работы отражают заявленную тему и насколько полно её представляют.

Одна из представленных на фестивале работ так и называлась «Герой», была снята специально для этого мероприятия и прекрасно отражает его основную направленность.



А победителем в номинации «Соответствие теме фестиваля» стал ролик Александра Кулёмина «Впритык», который иллюстрирует непонимание, отчужденность и отчаяние, а также неявно содержит в себе отсылки к ставшей в последнее время особенно модной теории «Вечного возвращения» Ницше.



От видео-работ перейдем к художественной составляющей и рассмотрим выставку, которая целиком была посвящена теме «Герои» и оказалась наиболее важным элементом фестиваля с точки зрения культурной войны.
Х...с. Выставка Герои 2013


Стена Героев. EXPERIENCES-2013На входе в зал висит доска с надписью «Стена Героев» и пустым силуэтом. К доске прикреплен маркер — поФилипп Дершраер. Выставка Герои 2013сетители могут вписывать туда имена своих героев и мысли по поводу героизма. Среди разнообразных высказываний бросается в глаза: «Юра, прости, мы все пр....ли». Видимо, под Юрой подразумевается Гагарин. А сама выставка отлично иллюстрирует этот анонимный крик.

Сложно рассмотреть в статье все работы — их было довольно много: молодые и не очень художники из разных городов России (преимущественно, сибирских) при помощи инсталляций, видеороликов, картин и фотографий размышляют на тему бессмысленности и монотонности жизни, специфической современной цензуры, однополой любви и актуальной политики.

Был на выставке и портрет Навального, отображающий реальное отношение к этому «вождю» российского «креативного класса». «Смотрите на меня, этого достаточно» — кричит надпись под пустым манекеном.
Ольга Сотникова. Выставка Герои 2013

Особенно по-гротескному страшной кажется серия «Современному художнику новые формы творчества на.... не нужны», представляющая разрисованные и исписанные взрослой рукой страницы из детских раскрасок. Инсталляция одновременно отражает предельную инфантильность современного «творческого» сообщества и трагедию отсутствия будущего у подрастающего поколения.Алексей Мартинс, Игорь Лазарев, Екатерина Кузубова
EXPERIENCES-2013. Выставка Герои
Сами молодые «художники» тоже представили себя на выставке. Обнаженная девушка, измазанная краской, делает различные «па» в очерченном на полу квадрате — это «произведение» «современного искусства» под названием «Обнаженная душа художника». Другая девушка лежит в спальном мешке в окружении разбросанных по полу фотографий, а молодой человек привязан к стулу парнем в кедах и костюме священника.

Рядом с картинами пояснения от начинающих «кураторов» — стихи, целые тексты или просто короткие лозунги. Например: «Герой — это смешно».
А кто же зрители? По большей части, это сами художники и их друзья, а также участники других этапов фестиваля, начинающие журналисты, блогеры и прочие представители узкой арт-тусовки, сформировавшейся вокруг «Экспириенса» за три года. Раз за разом видя на мероприятиях одни и те же лица, понимаешь, что это действо варится в собственном соку, делается организаторами для самих себя и мало кому интересно. Возможно, к лучшему.
Таня Букова, Герои


Основная мысль, пронизывающая все работы фестиваля «Экспириенс-2013» — это абсолютное непонимание авторами понятия «герой», полная отчужденность от темы героического в том виде, в котором она жила во все предыдущие времена. Здесь нет апелляций ни к античности, ни к эпохе возрождения, ни к Советскому опыту... Юные «художники» и «поэты» мечутся в незнании: Кто же такой герой? Это обычный серый человек, погрязший в однообразных буднях? Это супермен из американских комиксов? Это вечно-протестующий-активист-хипстер? Или это современный «художник», выставляющий себя напоказ? Они чувствуют, что всё это — совсем не то, но боятся в этом признаться. В их произведениях слышится крик: «Нет героев, нет! Мы — не герои, а значит, их нет и не может быть вообще! Значит, их не было никогда».

И то, что эти работы выбраны для выставления кураторами, такими же, как сами авторы, молодыми и никому не известными, а не Гельманами и подобными «артивистами» на службе Запада — это самая страшная тенденция, которую отражает данная выставка. Дегероизация проникла в самую глубь народа и начала выплёскиваться через наивные творения провинциальной молодёжи, мечтающей творить что-то значительное, настоящее, но уже совсем не понимающей, как и зачем это делать.

Subscribe
promo rvs ноябрь 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments