РВС Мадонна

rvs


Родительское Всероссийское Сопротивление


Previous Entry Share Next Entry
Писатель и художник Максим Кантор — о нерасчетливой чести и бесстыдстве практического разума
anti_fascist1 wrote in rvs
Хороший ответ на предложение  сдаться тому, кто сильнее. Заставляет задуматься, о том, какая же жизнь будет уготована нашим детям, в каком мире им предлагают расти "сдавальщики".

Есть скульптура Родена «Граждане Кале» — символ гражданского достоинства. Во время Столетней войны англичане осадили ключевой город Франции. Осада продолжалась целый год — это огромный срок для небольшого города, где запасов продовольствия не может быть много.

Наступил голод, сопоставимый с ленинградским, блокадным.
Город умирал, но держался. То была героическая оборона. Когда смерть от голода стала неизбежной, заговорили о сдаче.
Англичане куражились: потребовали выдать шестерых жителей для назидательной казни. Вызвались идти первые богачи города. В те годы богач чувствовал себя первым гражданином, то есть первым лицом, несущим бремя беды, — этим героическая пора начального капитализма отличается от расслабленной морали нашего времени.
По требованию нападавших шестеро граждан вышли нагими, с веревкой на шее — готовые к казни: они вышли на казнь, принося себя в жертву другим — их казнь означала, что других отпустят. В этом и состояло гражданское достоинство первых лиц города: отдать себя за граждан. Стояли до предельного конца, превозмогли всё; а когда наступила физическая смерть от голода, вышли вперед — убивайте нас, но отпустите других.
Те, кто нападают, редко прощают сопротивление: татары выжгли дотла «злой город» Козельск, и крестоносцы по кирпичу разнесли несгибаемый замок Монсегюр — именно за то, что те стояли насмерть. А сдались бы, жертв было бы, возможно, меньше. То есть всё равно бы перебили многих — как без этого? — но, возможно, не всех. А тут — всех.
Вообще говоря, в том, чтобы не сдаваться более сильному, обыватель практического смысла увидеть не может — это ведь бессмысленная жертва. Реальность доходчиво объясняет — сильный прав. Так что же рыпаться?
Что стоило сдать крейсер «Варяг»? Разумно ли защищать один корабль против японской эскадры и тем более топить его? Какой практический смысл в обороне Брестской крепости, когда враг давно ушел вглубь страны? Почему держали оборону 300 спартанцев в Фермопилах — в высшей степени бессмысленное предприятие.
Объяснение есть, просто его не всякий услышит. Так происходит потому, что существует понятие «честь» — и для морального человека честь важнее жизни. Вот за этим самым и стояли насмерть.
Разумеется, можно выстроить прагматически верное рассуждение, в котором жизнь без чести — лучше, чем честь без жизни, но многие сотни лет мораль настаивала на том, что честь дороже.
И эта мораль лежит в основе нашей цивилизации. Зачем врачи борются за жизнь 80-летнего старика, который всё равно обречен судьбой, просто потому, что он стар?
Допустим, выиграет медицина пять месяцев жизни старика. Оно того стоит? Однако врачи не сдаются, сражаются за каждую минуту жизни человека перед небытием. Потому что каждый человек — единственный. За каждого неповторимого идет бой. В этом поединке с небытием за каждого обреченного состоит честь врача.
А честь солдата и горожанина состоит в защите города и сограждан. Арифметика убийств может посчитать, в каком случае жертв было бы больше — при сдаче города или при его обороне. Допустим, в Ленинграде при сдаче города погибло бы меньше народу, нежели при его защите; ну, убили бы евреев, комиссаров; ну, погнали в лагеря — в тот год смертность военнопленных в гитлеровских лагерях достигала 80%.
Убили бы, конечно, многих, но вдруг не всех — а что если сдаться выгоднее? Подсчет может выявить, что существует дельта в сравнении количества жизней, отданных при обороне, и количества жизней, которые бы забрали при капитуляции.
Но суть морального существования в том, что многие отдают жизни за то, чтобы не убили одного. Это нерационально — но мораль вообще нерациональна. Мораль — это о другом. Многие солдаты гибнут, чтобы спасти одного рядового Райана — гибнут потому, что это вопрос солдатской чести.
Многие гибнут, освобождая лагерь Освенцим — хотя в бою погибают здоровые солдаты, освобождая умирающих доходяг. Здоровый Януш Корчак пошел в газовую камеру с еврейскими детьми, которые были всё равно обречены — из чувства чести; а ведь он мог бы пойти домой обедать.
Когда принимают бой, то отнюдь не всегда рассчитывают на победу; и в бой идут вовсе не потому, что хотят победить. И поэтому, разумеется, тоже; но главное — сражаются потому, что не могут терпеть унижения другого.
Та война была особенной. Многие люди отдали жизнь за то, чтобы не видеть, как унижают слабого и дальнего — это нерационально, но в этом достоинство человечества. В том числе в этом было состояло достоинство Советского Союза в войне с гитлеровской Германией, в войне с идеологией, защищавшей избранных.
Рассудительное время делает коллаборационизм обаятельным — а героизм бессмысленным; мораль становится обузой, надо еще доказать, какой смысл отдавать свои жизни за то, чтобы айнзатцкоманды не жгли ленинградских евреев. В аморальности — много разумного.
Это здоровая, взвешенная позиция. В бесчестии вообще много практической пользы — недостаток один: детей учить нечему — можно вырастить лишь сволочей.
Презерватив всем хорош и практически удобен, это прогрессивное подспорье свободной любви; недостаток прибор имеет один — дети не рождаются.
Источник: замечательная статья из газеты "Известия"


promo rvs november 14, 2013 18:43 5
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

  • 1
Прекрасная статья. Расставлены все точки над "i".

Сейчас Украина стоит именно перед таким выбором: западное изобилие или историческая честь. Рацио или мораль. Хотя изобилие призрачное. Но даже за этот обман многие из моих соотечественников готовы отречься от своей великой истории и растоптать в потребительской грязи свое национальное достоинство.

Не знаю, много ли найдется тех, кто выберет честь. Но уверен, что только благодаря им, сколько бы их ни было, у страны есть шанс на будущее. Потому что без морали у народа нет будущего, а есть только постыдное и жалкое настоящее.

Edited at 2014-02-01 08:47 am (UTC)

Да не будет никакого изобилия. См. Болгарию, Румынию.

Может майдауны думают, что они себе отвоюют особые условия снимаясь в гей журналах, надеются на гей лобби(Кличко).

Может и так. Но предложение явно превысит спрос)

Они уже сдались на "милость победителя" - американский подданный В. Кличко заявил в налоговой декларации о 12 миллионах долларов доходов за 2013й год.

Интересная тема. Вообще-то я уверен, что понятие "честь" имеет очень простое логическое объяснение. Искать его надо в противопоставлении стратегий "выживание группой" и "индивидуальное выживание благодаря отделению от группы".
Но тут надо глубоко рыть, сейчас голова не варит.

И каким же "логическим объяснением" были мотивированы граждане Кале? Вот те, конкретные, которых показал Роден?


Edited at 2014-02-01 02:23 pm (UTC)

Слишком много любителей подсчитывать... Человечество их не выдержит.

Спасибо,хорошая статья. Честь,думаю,это способность человека остаться ЧЕЛОВЕКОМ со своими идеалами добра и зла. Но,что такое "рыцарская черная честь"?

Очень полезно поразмышлять над понятием чести. Хорошая статья.

Тема чести поднята очень своевременно.

Отличная статья! Буду всем рекомендовать! Честь - это то, чего действительно не достает нашему обществу.

Спасибо! Отлично! Помогло.

Сильная и верная статья. Она о том, что надо оставаться человеком, хотя с точки зрения приспособленцев и потреблядцев это невыгодно, тяжело, а то и гибельно. Но быть человеком - сохранять человечество, свой народ, знать, что рядом с тобой тоже люди, а не крысы, готовы загрызть. Вот не хочется жить в обществе рвущих друг друга крыс.

Русь сдалась монголам потому,что те посягали только на материальные ценности.Духовные же ценности(на тот момент религиозные) сохранялись,а значит оставалась надежда на освобождение.Если сдадимся Западу теперь,то нас не просто ограбят-будут втоптаны в грязь все наши Духовные ценности.Будет извращена или даже запрещена Коммунистическая идеология, Православие и другие традиционные религии,растоптано здоровое национальное чувство.То есть нас будут уничтожать не только физически(с помощью бедности,наркотиков,алкоголя,вовлечения в межнациональные конфликты),нас в первую очередь заставят отказаться от наших Духовных ценностей.Будут ли тогда шансы на возрождение? Вряд ли.А потому надо стоять до конца.

Тема чести сейчас важна как никогда. Именно честь сейчас потеряна многими людьми. Честь гораздо дороже жизни, ведь жизнь одного человека, или даже целой семьи подвластна времени, в конце жизни раньше, или позже наступает смерть. Честь же времени не подвластна, и потому бессмертна. Честь это то, что остаётся навсегда и живёт вечно. Многие Воины-освободители отдали жизни, но сохранили честь, и таким образом, в каком-то смысле, обрели бессмертие.

Известия давно превратились в сливной бачок братьев Габреляновых.

Оч. сильно, кмк:
"Рассудительное время делает коллаборационизм обаятельным — а героизм бессмысленным; мораль становится обузой, надо еще доказать, какой смысл отдавать свои жизни за то, чтобы айнзатцкоманды не жгли ленинградских евреев. В аморальности — много разумного.
Это здоровая, взвешенная позиция. В бесчестии вообще много практической пользы — недостаток один: детей учить нечему — можно вырастить лишь сволочей.
Презерватив всем хорош и практически удобен, это прогрессивное подспорье свободной любви; недостаток прибор имеет один — дети не рождаются."

  • 1
?

Log in

No account? Create an account