antismith (antismith) wrote in rvs,
antismith
antismith
rvs

Categories:

Дети «Алисы». Кого воспитают голосовые помощники?


«Если он так хорошо проводил время с ботом, то для чего нужны обычные друзья?»
Сергей Виноградов. Мальчик у окна (фрагмент). 1890-е

Ученые из СПбПУ установили, что дети воспринимают компьютерных ботов-помощников, таких как «Яндекс.Алиса», как живых людей. И это ведет к формированию «личных отношений» с ботами вместо живых людей.

Корреспонденты ИА Красная Весна выяснили у экспертов, действительно ли опасно общение несовершеннолетних с компьютерными программами и каким может вырасти поколение детей «Алисы»?

Детский психолог, эксперт Организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление» (РВС) Жанна Тачмамедова уверена, что ничего хорошего из «романтических отношений» детей с роботами ждать не приходится.

«Чем больше ребенок взаимодействует с ботами, тем меньше он будет общаться с другими людьми в дальнейшем. Уже сейчас есть исследования, которые показывают, что чем больше времени ребенок проводит за гаджетами, тем меньше он способен к взаимодействию с другими людьми», — отмечает Тачмамедова.

Эксперт РВС добавила, что пятилетнему ребенку сложно объяснить, что голосовой помощник — это не человек. Ребенок не видит разницы, с кем он взаимодействует — с живым человеком или «машиной, начиненной программами».

«Ребенку в этом возрасте практически недоступны какие бы то ни было абстракции. И он формируется и познает мир не через логические объяснения, а через приобретение практических навыков, в особенности через игру и взаимодействие с другими», — напомнила детский психолог.

При этом взаимодействие с живыми людьми может быть травматичным. Тачмамедова отмечает, что взрослый может быть в плохом настроении, сверстник может не слушать, обижаться, злиться.

«Глубокие и тесные отношения с человеком дают другому человеку ощущение полноты жизни. Общение с ботом гораздо проще, но расплатой за эту простоту станет одиночество и жизнь в лживой иллюзии о том, что коробка с проводами — это живое существо», — заключила психолог.

Елизавета Сивак, директор Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ отмечает, что одушевление компьютеров и гаджетов свойственно даже некоторым взрослым.

«Например, если мы злимся на компьютер, то мы можем с ним разговаривать. Но у детей эта тенденция особенно сильно выражена. Я видела отдельные свидетельства, что маленькие дети начинают со всеми предметами в форме цилиндра пытаться общаться. Ребенок привыкает к такой форме голосовых помощников», — отмечает Сивак.

Однако Сивак не уверена, что общение с голосовыми помощниками, в том числе «в приказном тоне», ребенок обязательно будет проецировать на живых людей.

«Мне кажется, что дети могут грубее общаться с эти устройствами, потому что коммуникация родителей с ребенком вертикальная, а не равная… Возможно, ребенок так себя ведет потому, что он транслирует тот стиль коммуникации, который ему показали», — отмечает Сивак.

По словам Сивак, такой стиль общения с настоящими людьми приведет к тому, что другие «достаточно быстро дадут ему отпор». Также эксперт не уверена, что общение с голосовыми помощниками может иметь долгосрочные последствия.

«Долгосрочный эффект от этого пока не очень понятен. Нужны более длительные исследования… Может быть, через несколько лет дети такой сильный интерес к общению с этими помощниками теряют и перестают воспринимать их как живых существ», — заключила Сивак.

IT-специалист Денис Романов отмечает, что проблема «замены» живого общения взаимодействием с роботами не является новой — с этим уже столкнулись, например, в Японии.

«В Японии… из-за большой популярности подобных „искусственных заменителей“ людского общения молодежь массово теряет интерес к поиску друзей, заведению семьи», — отмечает Романов.

Романов уверен, что эмоциональная привязанность к голосовым помощникам, таким как «Яндекс.Алиса» или «Кортана», может нанести ребенку психологическую травму. А в будущем серьезно осложнить общение с живыми людьми.

«Если он так хорошо проводил время с ботом, то для чего ему нужны обычные друзья? — отмечает эксперт. — Помимо ботов, есть очень много других виртуальных развлечений: игры, сериалы, виртуальная реальность, соцсети. Все это не требует присутствия живых людей».

Также IT-специалист отметил еще одну проблему «отношений с роботами» — компьютерные алгоритмы могут использоваться в недобросовестных целях, а ребенок— стать жертвой манипуляции.

«Недобросовестные люди могут запросто использовать различных ботов для управления детьми. Всевозможные „синие киты“ — яркое тому доказательство», — напомнил IT-эксперт.

Как сообщало ИА Красная Весна, в марте ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого провели исследование того, как голосовые помощники воспринимаются детьми.

Читайте также: «Яндекс.Алиса» и «Синие киты». Что делают с детьми боты-помощники

Оказалось, что дети младшего возраста воспринимают искусственный интеллект как живого человека. Дети общаются с ботами на личные темы и часто при общении с голосовым помощником используют приказной тон.

Артем Брусницын

Источник

Tags: Антипедагогика, Искусственный интеллект, Мнение эксперта, Психология, Расчеловечивание, Цифровизация
Subscribe

promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments