a11oleg wrote in rvs

Category:

Россия уходит из космоса вопреки желанию граждан

Демонстрация на Красной площади в честь первого полета человека в космос. 1961
Шестьдесят лет… Почти человеческая жизнь.

Именно столько уже прошло с того апрельского дня, когда первый человек совершил первый космический полет.

Интересно, что по воспоминаниям получается, что по всей территории Советского Союза тогда было по-весеннему тепло и солнечно. Никто не помнит хотя бы облачность, не то что дождь или снег — а ведь в наших широтах снег в середине апреля вполне возможен.

Никогда больше, за все прошедшие 60 лет, не было такой всенародной радости — да и до этого она была только один раз, 9 мая 1945-го…

60 лет достаточно, чтобы человек вырос, состоялся, занял положение, внес вклад и… ушел на заслуженный отдых. За 60 лет автомобиль из «телеги с мотором» развился в широкий спектр транспортных средств самого разного назначения, изменивших не то что образ жизни миллионов людей, но даже и рельеф местности. За 60 лет самолет превратился из — буквально! — воздушного змея с мотором в грозное оружие и основной межконтинентальный пассажирский транспорт, в обеих ипостасях далеко обойдя основных конкурентов. За 60 лет подводные лодки из полуныряющего «оружия бедных» стали главным средством морской войны…

Можно привести примеры и покруче. Всего за 30 лет баллистические ракеты прошли путь от «демонстраторов физического эффекта» до «абсолютного оружия», однозначно решающего вопросы войны и мира. От полного отрицания возможности создания атомной бомбы до ее первого боевого применения прошло менее 10 лет.

А космонавтика? А с космонавтикой всё сложнее.

Число людей, летящих на одном космическом корабле, достигало семи… и снова сократилось до 2–3. Сейчас снова возвращаются к 7, но это уже не то… Число людей, одновременно находившихся в космосе (на нескольких аппаратах) только однажды, на несколько суток, достигло 14. А самолеты к своему 60-летию возили уже по полторы сотни пассажиров, и в воздухе одновременно находились сотни таких!

52 года назад человечество впервые коснулось другого небесного тела — не упавшего на землю метеорита, а поверхности Луны, обожженной посадочными двигателями земного корабля. 12 человек — правда, за 6 полетов — оставили на Луне следы своих ног. И впервые за много столетий человечество отступило. 49 лет на Луну мы не летаем. Правда, здесь можно найти и подводную аналогию: между первым погружением человека в глубочайшую Марианскую впадину и вторым прошло 52 года.

И только продолжительность пребывания на низкой околоземной орбите не растет — но и не уменьшается. Годовые полеты остаются уникальными экспериментами, но полгода — штатная «смена» космонавтов на Международной космической станции…

Так что же произошло — и происходит — с космонавтикой? Куда она идет? Или ползет? Или стоит?.. Почему всё громче звучат разговоры о том, что космонавтика — пилотируемая — не нужна, что человеку в космосе делать нечего, хватит и автоматов, да и то…

Историю космонавтики можно рассматривать с разных точек зрения. Например, как свидетельство преимуществ определенного социально-экономического строя. Или как творческий и жизненный путь конкретного пионера космонавтики (а еще совсем недавно многие из них определяли развитие отрасли). Или как историю развития отдельно взятой организации — КБ, завода, института, полигона. Или как развитие определенного вида космической техники — ракет-носителей определенного класса, спутников того или иного назначения. Или, наконец, как стремление к какой-то цели, становление какой-то определенной идеи. Если выбрать последний вариант, то о какой идее речь?

Что вообще такое космонавтика для людей неравнодушных, ориентированных на будущее?

Перед Днем космонавтики мы опросили 367 человек из движения «Суть времени» — людей разного возраста, пола, но, как мы знаем, единых убеждений и общего понимания, какой должна быть наша страна в будущем. Конечно, это — не настоящий профессиональный социологический опрос, да и задачи такой не ставилось. Нам хотелось получить некий срез мнений наших соратников по заданным нами же вопросам.

Так вот, опрос людей, «заточенных на будущее», осознанно выбравших путь борьбы за то, чтобы оно вообще наступило, и уже не первый год борющихся за это, показал, что на первом месте (46%) — представление о том, что космонавтика — передовое направление познания окружающего мира. На втором месте (40,9%) — космонавтика как средство обеспечения бесконечного существования человечества. 9,6% считают космонавтику показателем уровня развития общества, по 0,6% — областью рыночной конкуренции и дорогой игрушкой военных и политиков. 2,4% написали свой вариант ответа, но практически это было объединение двух или трех из предложенных вариантов, см. Рис. 1.

Рисунок 1. Распределение ответов на вопрос № 1 «Что такое космонавтика?»

Вопрос, конечно, был не один. И для правильного понимания, почему ответы именно таковы, очень важен вопрос: «Каков, на Ваш взгляд, уровень популяризации космонавтики в современной России?» И 88,6% опрошенных считают, что он абсолютно недостаточен — поскольку большинство наших граждан не понимает, зачем нужна космонавтика… 10,5% сочли, что уровень в целом удовлетворителен, и только 0,6% — что вполне достаточен, см. Рис. 2.

Рисунок 2. Распределение ответов на вопрос № 9 «Каков, на Ваш взгляд, уровень популяризации космонавтики в современной России?»
Интересно мнение о том, какая из стран сегодня лидирует в космонавтике, и какую видят в таком качестве в будущем? На сегодня, как считают 42,6%, явного лидера нет (26,1% считают лидером США, 17,0% — Китай, 14,3% — Россию). А вот через 10–20 лет лидер появится, и 49,7% полагают, что это будет Китай (23,5% считают, что абсолютного лидера по-прежнему не будет, 18,9% видят в будущем таковым Россию, 7,6% — США, см. Рис. 3). К анализу этого ответа мы еще вернемся.

Рисунок 3. Распределение ответов на вопрос № 4 «Какая страна сейчас является мировым лидером в освоении космоса?»
Очень интересно было выяснить, готовы ли опрашиваемые принять личное участие в освоении космоса — повторюсь, речь идет о людях, «заточенных на будущее». Выявить личную готовность должны были два вопроса.

Во-первых, «Что Вы испытали бы, если бы кто-то их Ваших детей или внуков стал космонавтом?» Что порадовало, 92,7% этим гордились бы. На втором месте — удивление (4,6% — надо полагать, эти люди хорошо знают своих детей/внуков, и обоснованно считают, что их интересы бесконечно далеки от космонавтики). Полутора процентам было бы безразлично, 0,9% испытали бы страх, и 0,3% — сожаление, см. Рис. 4.

Рисунок 4. Распределение ответов на вопрос № 3 «Что Вы испытали бы, если бы кто-то их Ваших детей или внуков стал космонавтом?»
Второй вопрос был таким: «При интенсивном освоении космоса потребуется множество людей различных инженерных, рабочих и гуманитарных профессий, которые сейчас не связаны с космосом. Готовы ли Вы отправиться в космос на работу?» В ответах на вопрос предполагалось получить не только некие социологические выводы, но и — чем черт не шутит? — какие-то рекомендации по развитию пилотируемой космической техники. Дело в том, что с самого начала при разработке взаимодействия между человеком и машиной в космическом полете были допущены некоторые ошибки. Они достаточно быстро выявились в ходе космических полетов, однако в значительной степени не устранены до сих пор. Поэтому обучение профессионального космонавта занимает два года общекосмической подготовки, два года подготовки к полетам на конкретных типах космической техники и два года подготовки к конкретной экспедиции — и это еще если повезет. Пока летают единицы, это допустимо, но освоение космоса — это привлечение не десятков и не сотен, а десятков и сотен тысяч человек, и подходы к организации человеко-машинного взаимодействия в космосе нужно менять. И таки да, опрос дал кое-что полезное.

Прежде всего, 42% готовы отправиться на работу в космос. Еще 34,7% тоже полетели бы, но опасаются, что их не пустят врачи. Есть, правда, подозрение, что врачи по нынешним временам не пустят гораздо больше — но это уж, действительно, «не мы такие — жизнь такая». Я, например, только в возрасте 38 лет узнал, что у меня имеется некая врожденная патология, почти (иначе бы и не узнал) не мешающая земной жизни, но несовместимая со сколько-нибудь длительным пребыванием в невесомости… 16,6% сказали твердое «нет». Наибольший же интерес представляют 6,6% ответов, выбравших вариант «Да, но при условии», см. Рис. 5.

Рисунок 5. Распределение ответов на вопрос № 2 «При интенсивном освоении космоса потребуется множество людей различных инженерных, рабочих и гуманитарных профессий, которые сейчас не связаны с космосом. Готовы ли Вы?»
Условия следующие:

— не слишком всё-таки большое отличие от неких привычных условий жизни (если «будут технологии, по которым это будет эквивалентно полету на самолете»);

— соответствующий общественный настрой («если на Земле будет всё нормально», «Не в капиталистической России», «Если будет страна, которая заинтересована в развитии, а не только извлечении прибыли из космоса»…);

— обладание профессией, которая пригодится в космосе («Не обладаю нужными компетенциями», «Сейчас совсем не та профессия»…);

— сохранение связи с Землей и семьей («На вахту», «При условии доступа к семье», «Вместе с семьей», «Смотря на какой промежуток времени», «Только на определенный срок», «Согласие семьи»).

Читайте далее

Газета «Суть времени»

promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.