badgun159 (badgun159) wrote in rvs,
badgun159
badgun159
rvs

Технологии жизни. Образование

Оригинал взят у badgun159 в Технологии жизни. Образование
В то время, как проблема организации и эффективности промышленности от рядового гражданина вроде как далека, а проблема транспорта чуть ближе, наиболее близкой к человеку становится проблема социального бытия. Как долго человек живёт? Насколько полноценно он живёт? Насколько он счастлив, в конце концов? Все эти вопросы так или иначе завязаны на социальную сферу.

Ранее мы обсудили принципы организации промышленности и транспорта для реализации того проекта, который видится единственным реально альтернативным тем процессам глобализации, что разворачиваются под знамёнами мутировавшего капитализма. Продолжить наш разговор следует с описания систем организации и осуществляения процессов образования, здравоохранения, социального обеспечения и др., относящихся к социальной сфере деятельности государства и общества. С тем, что их значимость очень трудно недооценить, думаю, вряд ли кто-то будет спорить. А значит и мы должны уделить внимание этим вопросам.

Главной темой сегодня хочу поставить вопрос образования. Каким оно будет в будущем? Какие технические решения будут применены? Какие ориентиры должны быть поставлены?




Этот вопрос видится не очень-то сложным для обсуждения, ибо за тысячи лет был накоплен огромный опыт передачи знаний от старшего поколения младшему, а на протяжении ХХ века этот опыт был систематизирован, осмыслен и реализован наилучшим образом в СССР. Не зря же говорилось, что США проиграли гонку вооружений за школьной партой (Это были 60-е годы, когда СССР за сверхкороткое время реализовал атомный проект и вывел человека в космос). Советская система образования считалась самой доступной и самой эффективной в мире. Почему её решили сломать те, кто устроил либеральные реформы, понять не возможно, если не исходить из тезиса о том, что её ломали и ломают специально. Но это уже другая тема.

Чтобы разобраться в теме образования, нужно отметить, что этот процесс двуедин и состоит из обучения и воспитания. Обучение есть простая передача знаний и навыков, а воспитание - раскрытие моральных устоев и норм поведения в обществе для его благополучного развития. Каждая из них нуждается в организации.
Технически образование может измениться незначительно. Например, появится у каждого ученика пластичный учебник на электронных чернилах, имеющий доступ к серверу школьной библиотеки. Тоненькая папка с электронным листом легко заменит огромный рюкзак с книжками, часто превосходящий ученика по массо-габаритным характеристикам. Вместо шариковой ручки и бумаги может быть применено световое перо на сенсорном экране, что облегчит хранение информации и снизит потребность в приобретении тысяч листов тетрадной бумаги. А вот про планшеты, нэтбуки и калькуляторы забудте. Тем более, если они будут с выходом в интернет. Почему? Это уже к вопросу организации.



Есть множество исследований, демонстрирующие зависимость развития умственных способностей от развития мелкой моторики пальцев. Дети, исписавшие десяток прописей, из раза в раз оказывались более внимательны и легче поддавались обучению, чем дети, использовавшие клавиатуры, микрофоны и др. приспособления. Так же было не однократно доказано (да это и не вызывает сомнений), что развитие устного счёта весьма положительно сказывается на той же внимательности, обучаемости, скорости мышления и др. показателях интеллекта. Значит, выводы напрашиваются сами собой.
А есть ещё результаты исследования общественного мнения (АКСИО-6), которые указывают, что обучение должно быть обязательно трудовым самообслуживающим, обязательно коллективным (т.е. не дома у компьютера с видеомостами, а в сообществе таких же детей), обязательно общедоступным и т.д. А значит и при организации образовательного процесса должны обязательно быть учтены эти запросы общества.

Отдельно хочется обсудить тот запрос общества, который заключается в требовании высочайшей квалификации преподавателей. Это острая тема в наше время и будет острой ещё довольно долго даже если уже сейчас начать предпринимать шаги по её решению. Помните, я писал статью "Крике души..." со слов одного из преподавателя высшей школы? Суть в том, что на протяжении очень долгого времени (включая весь позднесоветский период), комплектация преподавательского состава формировалась по остаточному принципу. Наиболее талантливые и успешные специалисты начиная с 70-х годов предпочитали идти работать не в школы, не в техникумы и не ВУЗы, а на заводы и НИИ. Предприятия выстраивали преграды на пути перехода лучших специалистов за кафедры школ. По разнарядкам туда уходили те, от кого руководители предприятий хотели избавиться. Позднее ярче выразился и финансовый вопрос в пользу заводов и исследовательских институтов. Ещё позже началось целенаправленное разрушение образования, которое мы уже упоминали, руками либеральных реформаторов. Все описанные процессы усугубились десятикратно! Но даже тогда ещё оставались идейные профессора, доценты и учителя высочайшей категории, которые вытягивали образовательный процесс себе в убыток. Наш учитель труда, например, подрабатывал на заводе "Уралмаш" и за свой счёт ремонтировал изношеные станки и покупал исходные материалы дял проведения уроков, а учитель химии использовала личные связи для поставок в школу реактивов, без которых провести наглядное занятие не возможно (попробуй, объясни на пальцах, как выглядит соединения роданистого железа, например). А сейчас такие преподаватели и учителя ещё остались? Увы...
Так почему бы не поднять роль и социальную значимость учителей и преподавателей так, как это было сделано с военными в нашей стране? Не забыто ещё то время, когда офицерам в автобусах сбивали фурашки, и насколько сегодняшнее отношение разительно отличается от отношения тех времён. Почему бы не сделать то же самое и с преподавателями? Почему до сих пор ходит среди абитуриентов поговорка "Ума нет - иди в Пед"? Почему комплектация осуществляется из числа худших?
Этому есть обяснение два объяснения. Первое - это пресловутая война с образованием, ведомая иноземными лоббистами, речь о которой мы уже откладывали на потом. Вторая более разумная с патриотической точки зрения и заключается в следующем: В условиях экономического давления и переориентирования хозяйственных потоков становится необходимо привлекать наиболее квалифицированный персонал именно к решению текущих жизненноважных задач.
Мы можем потерпеть. Мы ещё дольше сможем терпеть, если будут поддержаны старые кадры. Но без ускорения промышленной переориентации, этого времени не хватит. Точка невозврата будет пройдена. И тогда нам потребуется с нуля собирать систему образования, повторяя опыт наших советских предшественников 20-30-х годов. Но в настоящее время мы официально даже не признали, что оказываемое на нас давление окончательно и бесповоротно.

Пару слов необходимо сказать и о проблеме узкой специализации. Суперузкие специалисты, каких пытаются сегодня выращивать, окажутся в конце концов не способны понять друг друга, а выпускаемые сегодня управленцы окажутся в конце концов не способны понять, чем вообще занимаются их подчинённые интеллектуалы и тем более не смогут выявить наиболее перспективные направления исследований и разработок. А значит помимо специализации образование на всех уровнях обязательно должно включать самый широкий спектр общих дисциплин, обязательных к изучению.



Так каким же мы видим образование будущего?
Это привычный школьный процесс. Дети к назначенному времени являются на занятия своего класса. Вместе занимаются по выработанным единым программам, коллективно решают возникающие проблемы и сложности (основываясь на опыте Макаренко). В процессе обучения дети так же занимаются самообслуживающим трудом (даже тем, который в принципе может быть автоматизирован). При этом к каждому ребёнку преподаватель вырабатывает индивидуальный подход, позволяющий должным образом мотивировать ученика, выявить и раскрыть его потенциальные возможности. Сам преподаватель при этом является профильным специалистом высшей категории, прошедшим горнила производств и научных исследований. По окончании школы абитуриент поступает в среднее или высшее учебное заведение, где продолжает в новом коллективе осваивать широкий спектр материала, необходимого для взаимодействия в обществе, а так же поддержания и развития выбранного специального направления.




Человек может всё. Это лишь вопрос времени и мотивации. А значит и выстроить описанную систему образования нам под силу. Для этого нужно всего лишь переломить текущие тенденции (как это было сделано с ювенальной юстицией), и направить государственную бюрократию в нужное русло.





Tags: Образование, РВС, Социальная война
Subscribe
promo rvs ноябрь 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments