musa_rvs (musa_rvs) wrote in rvs,
musa_rvs
musa_rvs
rvs

Из-за деревьев и леса не видно…



     Прошло уже больше месяца после II съезда Родительского всероссийского сопротивления (РВС), на котором посчастливилось присутствовать в качестве гостя. Съезд состоялся 12 июля в г. Москве и проходил в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Мероприятие масштабное, неординарное и по важности обсуждаемых тем и по энергетике. Собственно тему съезда - «Каким быть российскому образованию?» и хотелось бы обсудить.

      Все «прелести» введения ЕГЭ в качестве выпускного-вступительного экзамена не так давно испытал на себе, будучи родителем. Поэтому, высказывания выступающих об отчуждении учеников от изучения предметов не входящих в перечень подлежащих аттестации (обязательных и по выбору) были очень близки. «Зачем мне учить биологию (химию, историю …), если по ней нет ЕГЭ?»  – вопрос, для ответа на который, было потрачено достаточное количество нервных клеток.

     Важно было услышать также и то, что этот процесс имеет и обратную сторону. Со стороны учителей теряется заинтересованность в результатах своей деятельности – в обучении. Не все гладко и с теми предметами, которым «посчастливилось» попасть в перечень аттестуемых. Попытка исключить «личностный фактор» из процесса экзамена, привела к стандартизации, унификации контрольно-измерительных материалов. Это, в свою очередь, привело к банальному натаскиванию учеников на решение определённого типа задач.




      Привел лишь наиболее «больные», для меня, вопросы по образованию. Их гораздо больше. Попробую сделать небольшой набросок из докладов выступающих по насущным проблемам российского образования (с полными текстами выступлений можно познакомиться на сайте газеты «Суть Времени», выпуски №» 136, 137 и 138).

Михаил Тишков, директор православной гимназии, заместитель председателя Союза Православных школ России:
«В этом году наша Церковь празднует юбилей свт. Феофана Затворника. Он родился ровно 200 лет назад. Его труды имеют особое значение для русского образования, поскольку им была разработана целая педагогическая система. В его сочинениях мы находим немало указаний по организации школьного образования, и в этом отношении он является педагогом-новатором, далеко опередившим свое время. Вся педагогическая система святителя коренится в идее нравственно воспитывающего обучения. По его глубокому убеждению, каждая здоровая русская школа должна неизменно иметь в своей основе нравственное начало. Суть воспитывающего обучения сводится к стремлению давать в школе не только знания, не только развивать и обогащать ум, но и развивать все душевные способности ученика, воспитывать и облагораживать его.
Наверное, такое представление свт. Феофана является самой высокой планкой, которую можно было бы поставить перед любой системой образования и на которую можно ориентироваться как на идеал. Надо помнить, что понятие «образование» в традиционной русской системе координат происходит от слова «образ» и главной его задачей является выявление в человеке Образа Божьего, ибо человек — единственное существо из созданных Богом, который удостоился чести быть сотворенным по образу Божию. Именно это и является сущностно человеческим в человеке.»


Илья Роготнев, кандидат филологических наук, Пермское региональное отделение РВС:
«Не мешает рассмотреть «Болонскую систему» как феномен современной культуры, как порождение эпохи и присущего ей типа сознания. Болонский процесс становится формой образовательного «кочевничества» — как в пространстве географическом, так и в пространстве ментальном. Представление об университете как об альма-матер выпускника включало не только понятие о месте, где он получил образование, но и о ментальном пространстве, о глубоких гносеологических и аксиологических связях специалиста и его вуза. Сейчас альма-матер окончательно превращается в центр образовательных услуг, специалист — в накопителя кредитов (своего рода вульгаризованная, опрощенная «игра в бисер»), преподаватель — в свободного эксперта, не связанного с педагогическими и научными коллективами ничем, кроме трудового договора.
Единая европейская система образования рано или поздно превратится в пространство пожизненного кочевания (идея образования в течение всей жизни обернется бесконечной игрой ради игры). Я не говорю о том, что Европа лишилась университета как Дома смыслов. Но такова тенденция: на место Дома приходит глобальный рынок образовательных услуг. А значит, наступает смысловая бездомность — эта метафора, как мне кажется, очень содержательна. И если уж смотреть вглубь, то Болонский процесс — это формирование глобальной смысловой бездомности при сохранении нескольких избранных «Домов» (Оксфорд, Лейденский университет, Сорбонна et cetera), получающих уникальное преимущество над погружающимся в бессмыслицу «остальным» миром.»


Виктор Слободчиков, доктор психологических наук, директор Института развития дошкольного образования РАН, академик Российской академии образования:
«Человек — существо негарантированное. Я хочу это жестко подчеркнуть: ни биологически — в генах человечность не записана; ни в социотехнических форматах не записана человечность. Поэтому образование в этом смысле — действительно особая практика, практика становления, практика вочеловечивания человека. И в антропологически понятом образовании главным целевым и ценностным ориентиром и главным образовательным результатом является способность человека к самостоянию, к саморазвитию во всех его душевно-духовно-телесных измерениях как жизнеспособного индивида, как субъекта собственной жизни и деятельности, как личности во встрече с другими, как уникальной индивидуальности перед лицом абсолютного бытия, перед Богом. Вот что может и должно происходить в человеке в интервале его индивидуальной жизни в пространстве образования, вот так антропологически понятого.
В соответствии с этим, я считаю одним из главных вопросов в повестке дня нашего съезда, это может быть, мое предложение — это разработка национальной доктрины образования человека.»


Александр Волков, доктор филологических наук, профессор МГУ им. Ломоносова:
«Система образования есть основная форма освоения культуры обществом, в первую очередь его новыми поколениями. Содержание среднего и высшего образования, как и его организация, должны следовать национальной, а не зарубежной культурной традиции и ориентироваться на общенациональные задачи: превращение России в культурный придаток Западной Европы противоречит национальным целям и интересам. Мы должны готовить, готовим и будем готовить специалистов для России.
Должна быть выработана внятная и последовательная культурная, образовательная и языковая политика государства, если угодно, государственный заказ, на основе принципов которой возможна реальная программа развития образования.»


Дмитрий Ивинский, доктор филологических наук, профессора МГУ им. Ломоносова:
«Если обратить внимание на то, что уже как минимум год, а особенно интенсивно — последние полгода, обсуждается тема «ЕГЭ не для всех, а для тех, кто собирается учиться дальше, поступать в вуз» и так далее, и так далее и обсуждается тема «Не надо всем подряд выдавать аттестаты» (я цитирую одно из интервью), то, насколько я могу понять, на повестке — двухэтажная школа. То есть учителя будут продолжать более или менее всерьез заниматься с теми, кто решил [учиться дальше], у кого получается, кто может, и так далее. А остальные останутся на первом этаже. Или, если вспомнить многоэтажность, о которой писал Сергей Ервандович, застрянут где-то между вторым и третьим. То есть между «Я» и «Сверх-Я». О четвертом этаже позволю себе стыдливо умолчать в этом случае.»

Анастасия Гачева, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института мировой литературы РАН:
«За этими формулами, образами — человек-творец и человек-потребитель — стоят два цивилизационных вектора, два противоположных образа мира и человека и, соответственно, две противоположные модели просвещения, образования и культуры. Потому что человек-творец, который постигает бытие в его целостности и сознает свою творческую роль в мире, нуждается и в фундаментальном знании, и в фундаментальной науке, и в целостном образовании — в образовательном максимуме, а не в образовательном минимуме, о котором сейчас замечательно говорила Татьяна Шишова.»

Татьяна Шишова, детский психолог-педагог, общественный деятель, вице-президент Фонда социальной психологической помощи семье и ребенку:
«Тогда мы написали, что модернизированная школа растит идеального потребителя. Для того времени это было неким новым словом. Я помню, мы приехали в Луганск и увидели в Луганском университете лозунг. Мы сочли сначала, что это после КВНа осталась такая надпись: «Потребитель — это звучит гордо!» Потом нам сказали, что нет, что это серьезно, что это они так формируют студентов.
В старославянском языке «потребить» — это значит «уничтожить». В принципе, потребители запрограммированы на уничтожение. И вот то, что потом стало происходить в Донбассе... фактически геноцид осуществляется. Это такое было как бы пророческое, наверное, предупреждение. Люди, которые вешали тот лозунг, естественно, об этом не думали.»


Юрий Никифоров, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой истории, философии и культурологии МГТУ им. Шолохова, профессор Академии военных наук:
«Что это означает, уважаемые коллеги? А это означает, что все разговоры об образовании как сфере услуг носят шизофренический характер. Патриотическое воспитание не может быть услугой, за которую заплатит или не заплатит потенциальный условный потребитель. А качество этой услуги — патриотического воспитания — не может зависеть от цены на образование, которая формируется в платной системе. Потому что ценой в данном случае является само существование, самосохранение и продолжение существования народа России и государства Россия.»

Рада Грановская, доктор психологических наук, профессор СПбГУ, академик Балтийской педагогической академии:
«А что на Западе? У них была иллюзия, что чем выше ВВП, тем больше счастливых людей в стране. А потом заподозрили неладное и провели эксперименты. И что выяснилось? Что от изменения ВВП число счастливых людей в стране не прибавляется, не изменяется. Надо было придумать что-то другое, и тогда начала развиваться так называемая «позитивная психология». Нашли первый шаг на пути человека к счастью. Первый шаг получил название «поток». Человека спрашивают: что ты любишь делать? Он говорит, например, что любит ловить рыбу. Хорошо, ты пойдешь ловить рыбу, но будешь вести себя не как обычно на рыбалке, а совершенно по-другому. Ты ни о чем, кроме этой рыбы, думать не будешь. Ни вспоминать, кто как к тебе относится, ни обращать внимание на время... вообще ничего, кроме этой рыбы. При такой ситуации человек либо большую рыбу вытащит, либо больше [чем обычно] мелких рыб. Ему это доставляет колоссальное удовольствие. Он вдохновляется и может догадаться, что можно сделать и второй шаг. Но пока позитивная психология застряла на первом шаге.»

Владимир Павленко, доктор политических наук:
«Каковы конечные цели всего этого проекта? Тезисно: радикальное, на порядок, сокращение численности населения. Такое же радикальное снижение уровня жизни. Уничтожение промышленности и архаизация быта. Централизованный глобальный контроль над всеми природными ресурсами, сырьевыми и несырьевыми, включая воду, леса, плодородные земли и так далее. Четыре «Д»: деиндустриализация, депопуляция, десоциализация, десуверенизация.
Людей, общество и государство — разобщить, атомизировать с помощью «толерантных» запретов на коллективизм, на социальность, на суверенитет, на культуру, особенно духовную, на мораль и нравственность и на любые запреты любого постмодернистского глумления над святынями, вроде выставок Марата Гельмана или издевательств над подвигом советского народа в Великой Отечественной войне.»


Павел Расинский, член Президиума Центрального Совета РВС:
«Задача выпускных экзаменов — оценить уровень полученных знаний учащимися, покидающими учебное заведение. Это итог, подводимый учеником и учебным заведением по результатам обучения. И, исходя из природы этого экзамена, его структура должна быть такова, чтобы проверить степень освоения преподаваемых предметов.
Задача же вступительных экзаменов разительно иная — это испытание, порог вхождения в учебное заведение. И этот порог может и должен быть различным у каждого вуза или даже факультетов внутри вуза. И таковым он является у большинства учебных заведений.
Смешение этих двух видов экзаменов приводит к появлению суррогата, который неспособен адекватно оценить полученные знания и в то же время не может являться барьером, преодоление которого есть необходимое условие отбора в тот или иной вуз. Это главный и фундаментальный порок Единого государственного экзамена в том виде, в каком он существует сейчас.»


     Отмечу, что этого «леса» проблем с образованием не хотят видеть чиновники от образования, они от них скрыты «деревьями» адаптации ЕГЭ к возникающим проблемам.

Юрий Никифоров: «Я считаю, что нужно запретить (это имеет отношение ко всей системе образования) выделять гранты на реформирование в системе образования. Если реформатор — это профессия, то он и будет до пенсии реформировать. Если это единственный источник его личного заработка или личного обогащения.»


Tags: ЕГЭ, РВС
Subscribe
promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments