?

Log in

No account? Create an account
РВС Мадонна

rvs


Родительское Всероссийское Сопротивление


Previous Entry Share Next Entry
Возрождение школьной математики
alexfisich wrote in rvs


Для того, чтобы дети понимали математику, надо учесть великолепный опыт Андрея Петровича Киселёва, создателя стабильных учебников, прослуживших до жуткой реформы кукурузного вождя Н.С. Хрущева.

Этого автора поминают в сети добрым словом.

Киселёв А.П. — Элементарная геометрия [1980, DjVu, RUS]
Описание:
Настоящая книга печатается без изменений с 12-го издания (1931 г.) учебника геометрии, по которому долгое время велось преподавание в школе. Благодаря высокому педагогическому мастерству, с которым написана книга, она не потеряла своей значимости и в настоящее время.


Киселёв А.П. — Элементарная геометрия [1914, DjVu, RUS]
А.П. Киселёв впервые выпустил «Элементарную геометрию» (ч. I, «Планиметрия»; ч. И, «Стереометрия») в 1892 г. Уже в начале XX ка этот учебник завоевал широкую популярность и профессиональное признание учителей России. Он регулярно переиздавался и начал постепенно вытеснять конкурирующие учебники геометрии других авторов (например, в 1916 г. вышло его 25-е издание под названием «Элементарная геометрия. Для средних учебных заведений. С приложением большого количества упражнений и статьи: Главнейшие методы решения геометрических задач на построение»). Такой успех был предопределен тем, что А.П. Киселёв обладал исключительным педагогическим даром, глубоко и свободно владел предметом, внимательно изучал новинки методики преподавания, постоянно интересовался новостями науки, имел богатейший многолетний практический опыт работы с учащимися, от издания к изданию неустанно совершенствовал свою книгу, учитывая замечания практикующих учителей. После 1917 г. наша средняя школа (как и вся отечественная система образования) претерпела многочисленные реформы и эксперименты, но учебники А. П. Киселева продолжали жить и использоваться.
Это издание учебника не содержит печально известных "улучшений" Глаголева.

Элементарная геометрия / Элементарная геометрiя.
это лучший учебник Киселева. Он выдержал 26 изданий до революции и 16 изданий после революции. В 1937 году учебник был утвержден как стабильный. В этом учебнике Киселев изложил свой собственный, сложившийся со временем опыт преподавания математики, начиная с репетиторских занятий в юные годы и заканчивая многолетней практикой преподавания в кадетских корпусах и реальных училищах.
В Журнале Министерства народного просвещения за 1893 год № 8 появились положительные рецензии. Автор рецензии (они обычно шли без подписи) отмечает, что «элементарная геометрия
А.Киселева составлена с воззрениями на изложение этого предмета, высказанными авторами новейших французских и немецких руководств, в особенности первыми. …В ней (в геомет-рии) нет ничего такого, что бы обнаруживало стремление автора блеснуть оригинальностью, тем не менее она содержит в себе много нового, предназначенного для удовлетворения существующих требований, теоретических и практических

Геометрия (планиметрия,стереометрия)
Описание: Классический учебник геометрии, по которому учились десятки и сотни тысяч школьников в нашей стране. Первое издание книги увидело свет в 1892 году.
После 1917 г. наша средняя школа (как и вся отечественная система образования) претерпела многочисленные реформы и эксперименты, но учебники А. П. Киселева продолжали жить и использоваться. В 1938 г. «Геометрия» А. П. Киселева после переработки, выполненной известным математиком и педагогом Н. А. Глаголевым, получила официальное утверждение как стабильный и единственный учебник по геометрии (в 2 частях — соответственно для 6–8 и 9–10 классов) советской средней школы (дополнявшийся в учебной работе «Сборником задач по геометрии» Н. А. Рыбкина).
Этот учебник просуществовал без всяких изменений в качестве общепринятого до 1956 г., когда школьная программа по математике претерпела изменения.

Систематический курс арифметики
Репринтное 24-е издание 1912 года. К 150-летию со дня рождения А.П. Киселёва
Данное издание лишено всех недостатков переработки А.Я. Хинчина
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2174733

Название: Алгебра: Ч. 1: Учебное пособие для школ и лицеев
Автор: Киселев А.П.
Аннотация:
В наше время книги А.П. Киселёва стали Библиографической редкостью и неизвестны молодым учителям. А между тем дальнейшее совершенствование преподавания Математики невозможно без личного знакомства каждого учителя с учебниками, некогда считавшимися Эталонными. Именно по этой причине и предпринимается переиздание “Алгебры” А.П. Киселёва.
Рекомендовано Научно-методическим советом по математике Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для общеобразовательных школ и лицеев.

Название: Алгебра: Ч. 2: Учебное пособие для школ и лицеев
Автор: Киселев А.П.
Аннотация: В наше время книги А.П. Киселёва стали Библиографической редкостью и неизвестны молодым учителям. А между тем дальнейшее совершенствование преподавания Математики невозможно без личного знакомства каждого учителя с учебниками, некогда считавшимися Эталонными. Именно по этой причине и предпринимается переиздание “Алгебры” А.П. Киселёва.
Рекомендовано Научно-методическим советом по математике Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для общеобразовательных школ и лицеев.

Название: Задачи и упражнения к “Элементам алгебры”

Автор: Киселев А.П.

Аннотация: Настоящая книга, написанная выдающимся отечественным педагогом и математиком А.П.Киселевым (1852–1940), представляет собой задачник к его известному учебнику “Элементы алгебры и анализа” и является практическим дополнением к соответствующему теоретическому курсу. Упражнения и задачи в сборнике расположены в порядке возрастания их сложности, а также в полном соответствии с последовательностью параграфов в “Элементах алгебры”. Наиболее трудные задачи снабжены подробными решениями или же имеют указания на способ решения. Некоторые упражнения даны в форме вопросов, что заставляет читателя глубже вникнуть в детали теории.

Данный cборник задач и упражнений по элементарной алгебре впервые увидел свет в 1928 году и был допущен научно-педагогической секцией Государственного ученого совета.Задачник может быть полезен студентам младших курсов университетов и абитуриентам при подготовке к вступительным экзаменам, а также всем, кто желает освежить свои знания в области математики.

Полный список учебников:

«Систематический курс арифметики для средних учебных заведений» (1884)
    «Элементарная алгебра» (1888)
    «Элементарная геометрия» (1892—1893)
    «Дополнительные статьи алгебры» — курс 7-го класса реальных училищ (1893);
    «Краткая арифметика для городских училищ» (1895);
    «Краткая алгебра для женских гимназий и духовных семинарий» (1896);
    «Элементарная физика для средних учебных заведений со многими упражнениями и задачами» (1902; выдержала 13 изданий)[8];
    «Физика» (две части) (1908);
    «Начала дифференциального и интегрального исчислений» (1908);
    «Начальное учение о производных для 7-го класса реальных училищ» (1911);
    «Графическое изображение некоторых функций, рассматриваемых в элементарной алгебре» (1911);
    «О таких вопросах элементарной геометрии, которые решаются обыкновенно с помощью пределов» (1916);
    «Краткая алгебра» (1917);
    «Краткая арифметика для городских уездных училищ» (1918);
    «Иррациональные числа, рассматриваемые как бесконечные непериодические дроби» (1923);
    «Элементы алгебры и анализа» (чч. 1—2, 1930—1931).

Что-то есть в продаже




promo rvs november 14, 2013 18:43 8
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

  • 1
Лучший задачник по математике - под редакцией Сканави
В наше время в городе по нему занималась только математическая школа и наша . Зато сдавать экзамен в вуз после Сканави было легко .

Вот неправда. Сканави в первую очередь на внимательность, благодаря "некрасивым" ответам.
Нужно "Логику" возвращать в предметы...

На Озоне много его учебников. Большинство изданий - современные. http://www.ozon.ru/person/1501838/

Так вот кто тот Киселёв, учебник которого мне в 1987 году мне дали вместо школьного!

Помню, помню! Учился я по его учебникам! Благодарен этому великому человеку!

простите некоторое невежество, но тут упомянуто, что в хрущевскую реформу что-то было жутко испоганено. Можно вкратце описать, что или как? Я не вижу связи меж математикой и политикой.

Связь прямая Я писал в своем жж

Как Хрущев боролся со школьным неравенством в 1958 году
Для того, чтобы понять суть нынешней реформы образования - обратимся к к предшествующей реформе. Начиналась она с речи Н.С. Хрущева на 13 съезде ВЛКСМ. И речь была воистину удивительной:

"Вы знаете, что наша страна по уровню подготовки специалистов обогнала все страны и теперь уже США ставят перед собой задачу догнать Советский Союз. Вы понимаете, что это значит!"

А это значит, "что в работе наших школ и высших учебных заведений имеются существенные недостатки. Наша школа десятилетка готовит молодежь только для поступления в вузы. Жизнь давно показала, что такое представление о средней школе является неправильным". Поскольку не все выпускники средней школы поступают в вузы, а к практической жизни не подготовлены из-за оторванности программы школы от жизни и не знают производства. Это вызывает трудности в использовании этих выпускников. Плохо используемые выпускники - неудовлетворенные какие-то. В колхоз скотниками не идут. Физический труд для них стал пугалом. Нельзя с такими недостатками мириться. На производство должны идти люди как бы первого сорта., а не только как бы второго.

Сущность реформы - обязать всю молодежь после окончания средней школы проработать два года на производстве. Если выпускники школы сдавали экзамены в вуз, то первые два курса они должны были учиться на вечернем или заочном отделении, посвятив основное время производству. Иначе говоря, все будущие студенты должны были иметь как минимум двухлетний производственный стаж и затем продолжать работу параллельно с учебой. Эти 4 года "без отрыва от производства", или "без отрыва от жизни", с идеологической точки зрения, означали бы 4 года отрыва от серьезной учебы, что, с точки зрения формирования молодых специалистов, это означало бы 4 года перерыва в учебе.(Л.Кумель Советские физики и вопросы образования: неприятие реформы 1958 г.)

Re: Связь прямая Я писал в своем жж

Ну, затруднение поступления в вуз, поскольку " у нас профтехи пустые, молодежь совсем обнаглела, все высшее хотят, никто не хочет чернорабочим! И вообще, с высшим обраованием молодежь нагло валит из страны, а так не сможет свалить!" - как-то ликвидация средних школ и преобразование их в гимназии, где учат только до 8 класса, а потом надо искать колледж или что подобное, и еще вопрос, поступишь ли - это знакомо, это у нас (литва) сейчас официальная политика минобразования..

Но я так понял, что что-то в учебнике было изменено в связи с этой политикой.
Вот хотел бы понять, что. Можно вкратце описать именно это? Не космические корабли в большом театре, а конкретно в математике, в учебнике.

Был бы благодарен :)

Замена природосообразности на наукосообразность

А.Я. Хинчин:
1. Математические знания должны излагаться в соответствии с их пониманием и трактовкой современной наукой. В соответствии с возрастными особенностями учащихся, возможно, необходимо давать эти представления в несколько упрощенном виде, но школьная трактовка не должна искажать научную трактовку, придавать ей черты, противоречащие научному пониманию.

2. Замена отчетливых и точных определение, формулировок и рассуждений расплывчатыми, не имеющими точного смысла и при последовательном использовании неизбежно приводящими к логическим неувязкам, ни в коем случае не может способствовать облегчению понимания. «Мыслить расплывчато не может быть делом более легким, чем мыслить четко».

3. Обычное построение школьного курса изобилует такими понятиями, которых не знает математическая наука или которые она давно отвергла. В подавляющем большинстве случаев введение этих, изобретенных специально для школы и неупотребительных в науке, понятий не имеет за собой ничего, кроме слепой традиции; вызываемое ими ненужное обременение курса методически ничем не оправдано и приносит только вред.

4. Преподавание должно быть построено так, чтобы не сковывать творческие силы учащихся, а помогать {194} развитию инициативы как в разыскании методов доказательств, так и способов решения задач.

5. При изложении не следует размениваться на мелочи и стремиться излагать со всеми подробностями второстепенные детали. В то же время при освещении какого-либо понятия, метода или идеи, имеющих ведущее принципиальное значение, не следует жалеть времени, стараясь всеми средствами, путем самых разнородных описаний, наглядных образов возможно полнее и ярче внедрить основополагающие моменты в сознание слушателей и читателей.

Такой подход даст возможность воспитать в учащемся способность впоследствии при самостоятельной работе отделять глазное от второстепенного и малозначащего.

Как часто случается, учащийся за деталями теряет общее представление о курсе, о содержании и назначении науки, переставая «видеть лес за деревьями. А между тем всякий знает, «как полезно иногда оторваться от деревьев и поглядеть на лес».

Re: Тут подробно.

почитал.
С автором несогласен.
С тезисом "«программы должны быть построены так, чтобы идеи переменной величины и функциональной зависимости как можно ранее усваивались учащимися, становясь основным стержнем всего школьного курса математики»." - согласен полностью. Это основа, позволяющая решать аналитически задачи вне зависимости от того, насколько сложно их решить численно. Привитый навык к аналитическому решению считаю самым главным и полезным, что мне вообще математика дала. Соответственно, возврат к частным численным решениям в ущерб аналитике считаю вредным. В особенности, учитывая, что столь "тупую" работу с успехом выполняют примитивные калькуляторы или офисные приложения, то есть, обычному человеку - неважно, гуманитарию или инженеру, подобное практически никак не влияет на жизнь.

"т.е. психологическая систематика, ориентированная на понимание, должна быть заменена логической, противоречащей детскому пониманию."
стоп. Это что за креатив?
Математику преподавать основываясь не на логике? Можно пример того, как отсутствие логики должно было бы улучшить восприятие? Я хочу это увидеть.

читая текст, не вижу чего-то обоснованного. Вижу попытки манипулирования терминами (игра в termini (C) Чапек), какие-то голословные обвинения, не более того.
Примеров, которые можно было бы проверить, -не наблюдаю вообще.

"В начальной школе ужатая арифметика перемешалась с элементами геометрии, алгебры и теории множеств. В 9—10-м классах алгебра «проинтегрировалась» с тригонометрией и анализом. Тем самым, была ликвидирована классическая предметная система преподавания и выведен из школы один из главных дидактических принципов — принцип системности обучения. "
введение элементов алгебры в арифметику - чем плохо? Преемственность важна. Когда к какому 5-6 классу начинается чисто алгебра, ученики уже не смотрят на иксы-игреки как на новые ворота, - эти понятия им знакомы и воспринимаются как числа, с которыми они уже привыкли оперировать. А не что-то новое и пугающее. Аналогично и с элементами геометрии. Тянуть чисто ариХметику аж до 5 класса - преступное расходование учебного времени.
Аналогично и с введением элементов высшей математики в школы. Это преемственность. Благодаря им мне в универе на матеке было легко и интересно, а преподы ставили мне отлично сразу и удаляли с экзаменов, чтоб не помогал другим ))))
А автору это почему-то кажется чуть не преступлением.
В противном случае программу школы следовало б сократить с текущих 12 до каких 10 классов. На что не пойдут защитники остальных предметов.

"Было повсеместно отмечено, что математические знания выпускников страдают формализмом, навыки вычислений, элементарных алгебраических преобразований, решения уравнений фактически отсутствуют. Абитуриенты оказались практически не подготовленными к изучению математики в вузе»"
я что-то не понял.
Сначала автор протестует против аналитики, а потом приводит довод, что не хватает навыков в аналитике? Автор вообще понимает, что пишет? Какую идею защищает? Или просто занимается популизмом?
Про то, что задачи повышенной сложности для более способных учеников преподы давали дополнительно - да, верно. Но учебные программы по всему миру рассчитаны на условного "троечника", и кто хочет знать больше - должен дополнительные материалы получать. В противном случае для "условного троечника" (основной массы) уровень задачи получается непреодолимым и пропадает мотивация даже искать решение.

Всякую ведомственную грызню не комментирую - это не доводы в пользу любой из сторон.

Поэтому все понимаете. Школьная математика развивалась постепенно отрабатывая методику и опираясь на традиции, пока кучка университетских профессоров без всякого опыта работы в школе не стала эту традиционную систему ломать через колено и проводить реформы, чтобы школьная математика стала отвечать их воззрениям. Сколько при этом будет поломано судеб - плевать. Интересны строго суперотличники. Естественно - результат самый чудовищный, но у профессоров еще много идей.

> прослуживших до жуткой реформы кукурузного вождя Н.С. Хрущева
Вообще-то реформа школьной математики была затеяна не Хрющёвым.

Уже как бы почти забыто, что всю подготовительную к реформе работу вел в течение более 20 лет неформальный коллектив единомышленников, образовавшийся еще в 1930-х гг. В 1950—1960-х гг. окрепший и расширившийся. Во главе коллектива в 1950-х гг. был поставлен академик А.И. Маркушевич, добросовестно, настойчиво и эффективно выполнявший программу, намеченную в 1930-х гг. математиками: Л.Г. Шнирельманом, Л.А. Люстерником, Г М. Фихтенгольцем, П.С. Александровым, Н.Ф. Четверухиным, С. Л. Соболевым, А.Я. Хинчиным и др. Как математики очень способные, они совершенно не знали школы, не имели опыта обучения детей, не знали детской психологии, и поэтому проблема повышения «уровня» математического образования казалась им простой, а методы преподавания, которые они предлагали, не вызывали сомнений. К тому же они были самоуверенны и пренебрежительно относились к предостережениям опытных педагогов. Академик А.Н. Колмогоров был поставлен во главе реформы-70 уже на последнем этапе ее подготовки в 1967 г., за три года до ее начала. Ему предназначалась роль стать «крайним».

Edited at 2015-08-29 01:11 pm (UTC)

Вообще то я учил геометрию по учебнику Киселева. Причем учил отнюдь не до 1956 года, а в конце шестидесятых. Учебник переработанный и дополненный, как следует на первой странице, однако при сравнении там глобальных изменений нет. Только приведено в соответствии со временем, что то конечно дополнено, что то изменено. Так что причем тут Хрущев - не понял...

Очень нужные учебники! Скачиваю их и встаю раздавать желающим!

  • 1