pterozavtr (pterozavtr) wrote in rvs,
pterozavtr
pterozavtr
rvs

Categories:

Путешествие... к пропасти?


О таком явлении как «клюква», проросшая на «полянке» современной отечественной мультипликации я уже писала, рассказывая о мультике «Белка и Стрелка: Звездные собаки». Та «клюква» была явно импортного сорта. Теперь же приходится говорить о совсем ином сорте, более ядовитом. Такие «ягодки» были выращены не в Голливуде, а где-нибудь на парижских белоэмигрантских подоконниках и местных диссидентских кухнях. Они налиты соком яростного неприятия всего советского и многократно перебродившим желанием реванша. Теперь вот этот продукт появился и на наших столах – точнее, экранах.

Речь о мультфильме «Необыкновенное путешествие Серафимы» (режиссер Сергей Антонов, Сценарист Виктор Стрельченко, компания «КиноАтис» при поддержке Благотворительного Фонда преподобного Серафима Саровского), вышедшем на экраны 27 августа этого года. Этот мультфильм, с несколько слабоватой компьютерной графикой, но красивыми художественными решениями, крепким сценарием и яркими характерами, вызывает крайне двойственное впечатление.

Авторы мультфильма начинают историю с резкой, шоковой ноты: в Вербное воскресенье, во время праздничной литургии в церковь врываются вооруженные люди в кожанках и галифе, выстрелами вверх выгоняют всех из храма, хватают и увозят на расстрел священника (в фургоне с надписью «Хлеб»), у его жены выхватывают из рук маленькую дочку. а церковь взрывают. . Колокольня рушится прямо на зрителя - без всяких 3D-эффектов это выглядит жутко. Раскачивающийся колокол словно бы повисает в опустевшем небе, постепенно превращаясь в звонок в руках воспитательницы детского дома, где живет главная героиня - Серафима Воскресенская. дочь расстрелянного священника...

Стоп. Когда это все происходит? Главное повествование относится к 1943 году. Из личного дела девочки мы видим, что ее отец был расстрелян в 38-м. Но подобные налеты со стрельбой в потолок, если и были, то во времена Гражданской. Нет, я не хочу сказать, что людей, в том числе священнослужителей, не арестовывали и не расстреливали, а церкви не взрывали. Это было. Но не так злобно-картинно. Это – типичная «клюква». «Клюква» - и увековеченный Солженицыным «хлебный» фургон, нарочито вставленный в кадр. Реальность же была хоть и отнюдь не безоблачной, но иной.

Мой отец, переживший в Ленинграде всю блокаду, рассказывает, что до войны церковь неподалеку от его дома благополучно действовала. А перед войной они с матерью, моей бабушкой, отдыхали на Псковщине, в большом и богатом селе Спас. Церковь там не только была в целости и велись службы – в престольный праздник, на Яблочный Спас (Преображение Господне), колхозники получали два выходных дня, в которые гуляло и веселилось все село. И это в весьма горячую пору деревенских работ!

Да, бывало всякое, но если говорить уже о военных годах, то многие священники или воевали в партизанских отрядах, или укрывали у себя советских партизан и подпольщиков. Именно в годы войны отношения Советского государства с Церковью изменились в лучшую сторону. Многие тысячи глубоко верующих людей били врага на фронте, некоторые из них после войны уходили в монахи или шли учиться во вновь открытые духовные семинарии – и никто не чинил им в этом препятствий. А в семьях священников воспитывались дети. Да, их не принимали в пионеры – быть пионером, кстати, было вовсе не обязательно. Разумеется. у тех, кто не был пионером, а потом комсомольцем, были крупные сложности в дальнейшей карьере, зато перед ними был открыт путь духовного служения.

Что же мы видим в мультфильме? Серафима Воскресенская живет в детском доме для девочек, расположенном в старинной дворянской усадьбе (так в сюжет вплывает на всех парусах тема «России, которую мы потеряли», вскоре она получит свое развитие). Главная героиня тихая и кроткая, «не от мира сего», но она смела и готова постоять за себя. У нее есть тайна – в кармашке платья, не на шее (а то заметят!) она хранит нательный крестик, память о маме. Все знают, что Серафима - дочь расстрелянного священника, но носить крестик открыто она не может.

Вообще верить в Бога, в представлении авторов фильма, в советские времена можно было только подпольно, чуть ли не в катакомбах. Даже живущая в своей отдельной комнатке уборщица Елизавета Александровна вынуждена прятать икону и лампадку в шкафу. Эта скромная старушка – на самом деле одна из прежних владелиц поместья, внучка генерала. Кроме иконы Серафима Саровского и парадного генеральского портрета, она хранит в своей каморке и другие реликвии старой жизни – белый кружевной зонтик и фотографии, на которых – изящные дамы и бравые офицеры на фоне все того же «дворянского гнезда». Но это все в прошлом, ныне же «тетя Лиза» вынуждена терпеть стервозные нападки воспитательницы и прикидываться глуховатой и глуповатой. Она может ободрить и вдохновить Серафиму и ее подружку Риту, но не может никого защитить. Верующие герои фильма гонимы. А как же выглядят их гонители?



Выглядят они ожидаемо «клюквенно». Вообще советские реалии в фильме слеплены на манер коллажа, и явно человеком, никогда не видевшим той жизни даже в кино – настолько он ее ненавидит. Стены детского дома там и тут украшают портреты Сталина, кумач и жизнерадостные плакаты на тему «Сталин и дети». Да и по фасаду дома растянут транспарант: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство!» В разгаре война, но военных плакатов почему-то не видно – только цветы и улыбки (как прозрачно намекают авторы – фальшивые и лицемерные).
Слова живых взрослых, отвечающих за воспитание девочек, еще более фальшивы. Директор детдома Иван Андреевич, ветеран-инвалид, израненный на фронте, выражается так, как должен в представлении антисоветчика выражаться карикатурный «политрук» - деревянно-трескучими фразами про «нашу доблестную армию», «Советское отечество» и «верность партии». Он, в принципе, хороший, проницательный и справедливый, но недалекий и пришибленный жизнью человек, озлобленный на судьбу за то. что вынужден возиться с детьми, а не воевать.

Настоящая хозяйка детдома и его злой гений – старший воспитатель Ольга Семеновна, показанная как сущая демоница во плоти. Она бессердечна, жестока, явно обладает садистскими наклонностями и при том - фанатичная безбожница, желающая истребить любые ростки веры. Именно она устраивает травлю главной героини – едва не приводит ее к гибели, гоняясь за ней по лестнице, чтобы отобрать крест, а потом пытается заставить публично отречься от Бога. По гротескности эта фурия напоминает злодеев у Диккенса, правда до диккенсовского таланта авторам явно далеко. Ближе к финалу не пожелавшую отрекаться Серафиму, опять же вполне по-диккенсовски, сажают по наущению воспитательницы под замок на хлеб и воду и собираются отправить в колонию для малолетних правонарушителей. Спасает ее из этих дьявольских когтей только чудо – в прямом смысле слова.



Кстати, о чудесах. Самое печальное в фильме то, что элементы откровенно пропагандистской «клюквенной» поделки сочетаются в нем с очень красивыми, глубокими и трогающими душу сценами духовных переживаний, снов и видений Серафимы. Ее «необыкновенное путешествие» - это путь к Богу, на котором ее сопровождает святой Серафим Саровский. Этапами этого пути являются дни Страстной недели – отличное сюжетное решение. Если бы авторы сохранили чувство художественного вкуса и верность правде, можно было бы только порадоваться за детей, посмотревших мультфильм, рассказывающий об обретении веры. Беда в том, кто капля яда может превратить самое вкусное и полезное блюдо в смертельное, а тенденциозность и фальшь сцен «реальной», земной жизни делает духовную составляющую фильма золотой оберткой, под которой пытаются «продать» вовсе не благостное и не благое содержание.



Фильм не дает никакой надежды на примирение. Коммунисты и коммунистическая идеология в нем – однозначно нечто подавляющее, враждебное, дьявольское. Свет духовности, и вообще все хорошее и доброе прочно связывается с дореволюционной Россией, более того – с дворянством. «Простых» людей в картинах прошлого не видно. Совершенно за кадром остается вопрос, а из-за чего, собственно, случилась революция, если помещики были столь благородны и одухотворены? Не иначе как по наущению Князя Тьмы! Никакого другого вывода посмотревший фильм ребенок сделать не сможет. А сделав, возможно, захочет возвращения прекрасного мира дам с кружевными зонтиками и офицеров с залихватскими усами.

Выйдя из кинотеатра, я все пыталась понять, что же мне напоминает этот фильм, который мог бы стать событием не только в отечественном киноискусстве, но и в духовной жизни, а стал всего лишь лукавой агиткой. И вспомнила. Когда-то была у меня книжка – детская повесть талантливого писателя Владимира Тендрякова «Чудотворная». Там главного героя, мальчика Родьку силком пытались заставить верить в Бога его не в меру религиозные родственники. Как Серафима прятала в кармане крестик, так и Родьке приходилось прятать от родных пионерский галстук, его окружала дома такая же атмосфера давления и угроз, как Серафиму в детском доме. Надо сказать, что повесть Тендрякова написана куда талантливее, да и сам писатель отнюдь не был воинствующим безбожником, скорее, противником фанатизма. Но именно эта книжка борцам с «религиозным дурманам» полюбилась и частенько стояла в школьных библиотеках на полках с антирелигиозной литературой.

Печально, что в наши дни, когда самое время извлечь уроки из прошлого и преодолеть разделение в народе, попытаться примирить, наконец, веру в Христа и жажду земной справедливости, которые вовсе не антагонистичны по сути своей, вместо честного осмысления трагических ошибок прошлого, попросту берут и копируют старые агитки, выворачивая их наизнанку, внося в юные сердца не любовь и понимание, а вражду и ненависть. В таком «путешествии» благого финала быть не может.

Subscribe

promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments