gol_olga (gol_olga) wrote in rvs,
gol_olga
gol_olga
rvs

«Единство» образовательного пространства без знаний - 2


Очередной показатель того, что курс правительства на проводимые реформы образования остается неизменным, – это отклонение Госдумой в первом чтении законопроекта, направленного на определение статуса обязательной части примерной образовательной программы.Законопроектом № 544961-6 предлагалось закрепить инвариантность обязательной части в общеобразовательных программах, которые реализуют школы. Напомню, что по современным федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) образовательная программа состоит из обязательной части и вариативной. Обе части «с учетом» примерной образовательной программы разрабатываются школой, в индивидуальные программы ученика включается обязательная часть и вариативная (ученик выбирает ту или иную вариативную часть из предложенных школой программ). В ФГОС указаны предметы, которые должны войти в обязательную часть. В примерной образовательной программе, прошедшей экспертизу, указано содержание по предметам и расписано количество часов. Однако размытая формулировка «с учетом» может позволить школам варьировать и содержание, и учебные часы в обязательной части. Такие программы тоже будут соответствовать современным ФГОС, так как в стандартах не прописано содержание (в старых ФГОС это содержание присутствовало).

Законопроект получил отрицательный отзыв правительства, основанный на том, что и вопросы по разработке образовательных программ, и вопросы обеспечения единого образовательного пространства Российской Федерации уже отрегулированы законодательством. Членов правительства не волнует, что вариативность образовательных программ  сформирует такое «единство» образовательного пространства, которое не сможет гарантировать конвертируемость аттестатов и возможность продолжать образование при смене места жительства.

Следует отметить, что способ, которым отклоненный законопроект предполагал обеспечить единство образовательного пространства, оставлял желать лучшего. Причины возможной неконвертируемости аттестатов и риска невозможности продолжать образование при смене места жительства лежат не только в ничем не ограниченной вариативности образовательных программ. Главной проблемой является то, что нынешние ФГОС, разрабатываемые в соответствии с действующим законом об образовании, не гарантируют какого-либо определенного уровня знаний по учебным предметам, получаемых на той или иной ступени образования. В требованиях, которые должны быть включены в ФГОС, отсутствует минимум содержания, которое должен усвоить ученик (ст.2 п.6 и ст.11 п.3 ФЗ №272-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»). Соответственно, в требования к предметным результатам освоения образовательной программы не включена знаниевая составляющая. Даже если закрепить законом инвариантность какой-либо части образовательной программы и по содержанию, и по количеству учебных часов, отсутствие в требованиях к результатам знаниевой составляющей не позволит контролировать в должной мере эффективность освоения программы со всеми вытекающими последствиями.

Можно понять и правительство, и депутатов, отклонивших законопроект: если неважно, с каким объемом знаний выйдет выпускник из школы, то к чему регламентировать в процессе образования объем содержания и количество часов, посвященных этому содержанию? Действующее законодательство проводит в жизнь подход в образовании, подталкивающий детей к минимализму, позволяет лишить выпускников школы знаний, сделав их послушным инструментом в руках людей с качественно иным образованием. И изменить ситуацию полумерами невозможно. Необходимо перерабатывать закон об образовании кардинально, возвращаясь к знаниево-ориентированному подходу в образовании детей. Такой подход позволит и личность ребенка развивать посредством получения знаний, и вооружит выпускника определенным багажом знаний как для самостоятельного суждения, так и для возможности  продолжать образование.

Subscribe
promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments