РВС Мадонна

rvs


Родительское Всероссийское Сопротивление


Previous Entry Share Next Entry
Учитель vs Репетитор: кто-то должен уйти...
rabfakovskiy wrote in rvs
В День учителя многие информагентства в нашей стране поздравляли с профессиональным праздником не только школьных педагогов, но и частных репетиторов и публиковали статистические сведения об этом рынке услуг.

Рамблер.Финансы приводит результаты сентябрьских опросов фонда «Общественное мнение», согласно которым к услугам репетиторов прибегают более 60% российских школьников. Лишь 37% родителей выпускников школ ответили, что их дети не пользовались услугами репетиторов в последние два года обучения. Для сравнения, в 2012 и 2014 годах 58% и 55% родителей заявляли соответственно, что не нанимали своим детям частных учителей.

Причем основная причина, по которой родители детей нанимают репетиторов, – подготовка к сдаче ЕГЭ. Такой ответ дали 56% респондентов. При этом только 11% родителей школьников пользуются услугами репетиторов, чтобы дети лучше усваивали школьную программу.

Рынок репетиторских услуг только по подготовке к сдаче единого госэкзамена в стране оценивается сегодня в 15 млрд рублей.  Более точные оценки дать сложно, поскольку значительная часть репетиторов работает в "серой зоне".

А согласно результатам опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения более половины россиян (54%) считают, что для успешной сдачи ЕГЭ объема школьных знаний недостаточно, необходимы дополнительные занятия с репетитором.

Почему так складывается ситуация?

В значительной степени это определяется именно родительским восприятием ЕГЭ как архисложного экзамена, экзамена судьбоносного, который определяет всю дальнейшую судьбу ребенка. Сдать экзамен нужно, чтобы ребенок поступил в вуз попрестижнее и поперспективнее. Ведь сейчас без  высшего образования даже "уборщицей никуда не возьмут". А с заветной "корочкой" любимое чадо можно будет пристроить в теплое спокойное местечко, хорошо бы, чтобы зарплата побольше, а ответственности поменьше.

Ажиотаж вокруг ЕГЭ создается представлением, что конечная цель высшего и среднего образования - устройство ребенка на работу, а для этого заботливым родителям нужно платить "дрессировщикам", которые помогут ребенку перешагнуть  через это препятствие. Сдать, отмучится и забыть. И лучше бы не перетруждаться.

И если все сводится к этой цели, то цели воспитания цельной личности, гармонично развитого человека, способного к активной трудовой, творческой, преобразовательной деятельности, по сути, отбрасываются (хотя именно эти цели согласно широкому опросу общественного мнения АКСИО-6 были определены как основополагающие 80% населения). Тогда и ценность самого института школьного образования ставится под сомнение.

Недавно стал случайным свидетелем разговора двух подруг-старшеклассниц. Привлекла внимание реплика одной из них: "А мне репетитор сказала, что на русский в школу можно не ходить. Что потребуется к экзамену, мы и так разберем". Вот и юные стратеги - пятиклассники рассуждают: "да не буду я сейчас ничего учить, вот будет экзамен - с репетитором позанимаемся".

Желая продлить любимому чаду детство ("отдыхай, пока можешь, потом будет работа, постоянные проблемы"), родители отказывают ребенку в возможности роста, взросления, принятии ответственности на себя, самостоятельного решения задач и достижения целей. Высшая степень заботы  - обеспечить ребенку возможность оставаться, по сути, ребенком всю жизнь.

promo rvs november 14, 2013 18:43 5
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

  • 1
Репетиторство – это, можно сказать, продолжение традиции гувернёрства. Как это у классика:
Monsieur l'Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Однако, специфическая черта репетиторства, кардинально отличающая его от всех прежних аналогов индивидуального воспитания/обучения, эта черта связана со спецификой общественного запроса в "эру НТР'а". Это уже не столько запрос на приобщение к научной традиции и привитие интеллектуальной культуры, – каковые приобщение/привитие суть условие возможности действительного получения знания и формирования картины мира, – сколько запрос на то, чтобы "натаскали" на выполнение определенной функции в гипер-машинерии производства всего и вся. Не только в материальном производстве, и не только на выполнение определенных операциональных комплексов, но, в целом, на _бытие_ в качестве функционально эффективной единицы стало ориентироваться и индивидуальное, и в целом, институциональное образование.

Это – тренды эпохи. Как ни относись, но _великой_ индустриальной эпохи! Однако вызов пост-индустриализма поставил под большой вопрос самое то, что эра, открываемая достижениями этой эпохи, способна сбыться сугубо под знаком НТП. Самое то, что это будет _прогресс_ по части развития самого человека, оказывается под большим вопросом. И в сфере образования это особенно заметно, а именно в том, что натаскивание становится супер-трендом, превращаясь из рода индивидуального обучения в конвейер.
ЕГЭ – закономерный ход в ключе этого супер-тренда. Именно: "спрос рождает предложение".

Выход же – в том, чтобы сам спрос порождался таким общественным запросом, в котором значимым становится _бытие человеком_. Пока же, насколько много и на разные лады говорится о такой значимости, настолько мало задумываются уже и просто о том, что значит это самое "быть"...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account