РВС Мадонна

rvs


Родительское Всероссийское Сопротивление


Previous Entry Share Next Entry
Какая музыка звучит?
anti_fascist1 wrote in rvs

В системе управления образованием сегодня действует принцип презумпции виновности преподавателя, который регулярно должен кому­то доказывать, что он не виновен.

О происходящих переменах размышляет Степан Мильтонян, преподаватель Тверского музыкального колледжа, заслуженный работник культуры РФ.

Как автор эффективной методики гармоничного развития музыкантов, Степан Мильтонян известен далеко за пределами Твери. Ему удалось на практике ввести в традиционную музыкальную педагогику современные идеи возрастной и педагогической психологии. Это оказалось принципиальным прорывом, не имеющим аналогов в мире. По его педагогической системе дети легко и естественным образом обучаются импровизировать и сочинять музыку. А главное – это не только музыкальное развитие, но и развитие личности ребенка.

Чтобы обучать детей музыке у Степана Ованесовича, некоторые семьи переехали из Москвы и других городов в Тверь на постоянное жительство. Мильтоняна музыкальные педагоги от Калининграда до Петропавловска­Камчатского, от Архангельска до Ташкента приглашают поделиться опытом. Он написал две книги, провел в России и СНГ свыше 60 семинаров, защитил диссертацию по своей педагогической концепции.

За свою долгую педагогическую карьеру, которая началась после окончания Московской консерватории в 1965 году, Степан Мильтонян пережил разные нововведения в музыкальном образовании. Его новаторская методика зародилась в годы всеобщих преобразований конца восьмидесятых: «Мы с коллегами были вдохновлены опытом педагогов­новаторов, которых тогда показывали по телевидению, мы собирались на кухнях и обсуждали концепцию гуманитарного образования».

Плоды этих кухонных диспутов – создание родительского клуба в Твери, двух общеобразовательных школ, одна из которых стала центром гармоничного развития. Увы, авторская школа Степана Мильтоняна оказалась не нужна городу Твери. Центр гармоничного развития занимал здание детского сада, и с ростом рождаемости садик был востребован в прежнем качестве, а небольшой центр «растворился» в одной из крупных школ города.

Как бы там ни было, но оплотом идей гармоничного воспитания оставалась до сих пор система музыкального образования. Хотя в этой системе есть свои недостатки, но Степан Мильтонян уже много лет преодолевает их благодаря своей методике.

– В настоящее время в системе музыкального образования происходят перемены, ведущие к формализации, – говорит Степан Мильтонян. – На первое место выходит не творчество, не воспитание и развитие детей, а хорошо организованная отчетность. Преподаватели детских музыкальных школ, музучилищ замордованы гигантским количеством писанины, ненужной в музыкальной педагогике. Я изъездил с лекциями и семинарами много городов и могу обобщить – музыкально­педагогическая Россия стонет, самочувствие многих преподавателей тяжелое. Наивысшие успехи отечественной музыкальной педагогики были достигнуты в 1950–1960­е годы. Необходим и вполне достаточен уровень бумажной документации именно того периода. Сегодня каждый педагог знает, что лучший преподаватель не тот, кто больше востребован, а тот, у кого более «правильные» бумаги. А чего стоит новое правило – увольнять совместителя или преподавателя с маленькой нагрузкой! А если среди увольняемых окажется Мастер? Для культуры это существенно важно!

Некоторые родители учеников Степана Мильтоняна рассказывают, что их дети отказывались учиться музыке в школах с традиционной методикой. А вот у Мильтоняна занимаются с удовольствием, у них ярко проявляются признаки одаренности. Ведь их учитель знает, что все дети одарены. По рассказу одной мамы, ее дочь на уроках у Степана Ованесовича два года скакала по классу, но зато, приходя из музыкальной школы, рассаживала своих кукол и начинала импровизировать на скрипке, выполняя все задания, от которых отлынивала на уроке. Сейчас она сочиняет собственные композиции, причем по сложности намного выше уровня своего класса.

И вот представьте себе, что на занятие по этой методике приходит инспектор, вооруженный общим аршином, по которому измеряет все уроки. Разнос неминуем: учитель не наводит дисциплину, он не ставит отметки, а это тяжкие нарушения. И если Степана Мильтоняна может спасти международный авторитет, то вот его безвестным последователям сильно не поздоровится.

– В системе управления образованием сегодня действует принцип презумпции виновности преподавателя, который регулярно должен кому­то доказывать, что он не виновен. Отбился – его счастье. И все эти «удовольствия» – за скромнейшую зарплату. К сожалению, все эти вопросы не узкопрофессиональные, – считает педагог. – Их значение очень весомо, особенно на фоне труднейшего состояния с воспитанием подрастающего поколения в России. Речь идет о полноценном завтрашнем дне страны. Есть выражение – в песне душа народа. Какие песни сегодня поют наши молодые? В годы войны я был маленьким, но помню. Из черной тарелки репродуктора неоднократно звучала Богатырская симфония Бородина. Музыка помогала поднять дух нации, находившейся в труднейшей ситуации борьбы со злом. Вопрос на засыпку – кто и когда последний раз слышал Богатырскую симфонию Бородина?..

ТРИ ВОПРОСА СТЕПАНУ МИЛЬТОНЯНУ

– Как вы отыскиваете одаренных детей?

– Они сами меня находят. Формула Генриха Нейгауза: талант – это страсть. Моя задача – увлечь предметом. Я не отбираю учеников специально, а берусь учить всех, кто ко мне придет. Спрашиваю только: «Ты меня слышишь?» – если утвердительно кивает головой, значит, слух есть, можно заниматься музыкой.

– Что отличает хорошего педагога?

– Один мой знакомый говорил, что настоящего педагога надо искать в окружении детей. Где бы ни появился такой человек, если поблизости есть дети, они обязательно к нему «прилипнут».

–  Ваше увлечение?

– Водный туризм, я им занимаюсь с 1965 года по сей день. Организовал в своем музыкальном училище туристическую секцию и провел с учениками 56 многодневных байдарочных походов. Во время многих из этих походов ребята собирали фольклор в дальних деревнях, давали концерты для сельского населения. К костру, палатке, байдарке приобщил свыше 200 человек.

Марина РУЧКИНА



promo rvs november 14, 2013 18:43 5
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

  • 1
Какие песни сегодня поют наши молодые? В годы войны я был маленьким, но помню. Из черной тарелки репродуктора неоднократно звучала Богатырская симфония Бородина. Музыка помогала поднять дух нации, находившейся в труднейшей ситуации борьбы со злом. Вопрос на засыпку – кто и когда последний раз слышал Богатырскую симфонию Бородина?..

Какие песни поют... Западные — привет из девяностых! Всё никак не решусь от них избавиться, но скоро это сделаю. Багаж русских песен растёт, изучаю. А Богатырскую симфонию слушаю прямо сейчас!

Это не так сложно как кажется:) Я как посмотрел лекцию товарища Холопова о влиянии музыки на психофизиологию - выкинул все из своих плееров и плейлистов агрессивное, безхребетное и растлевающее. Открываю для себя Высоцкого, Бернеса и других.
Из западного оставляю либо инструменталки хорошие, либо близким антиглобалистским и антикапиталистическим текстами. Например вот http://youtu.be/m2EFrvggHhM нравится мне песня, да и музыкант отличный.

Действительно, не сложно удалять из плейлиста куски регресса. Тут главное без музыки вообще не остаться — и хорошо, что я услышал названия хороших композиций, которые я из-за недостатка образования не знал. Опера «Князь Игорь», Ленинградская симфония Шестаковича, советские песни.
Прощай, Хэппи Нью Йеар от Аббы (со словами о человечестве, идущем не туда), здравствуй, русская музыка! Как глубоко зашёл регресс...

Edited at 2014-03-28 08:03 pm (UTC)

Без музыки сложно остаться - Высоцкого накачал. Заказал коллекцию из 6 DVD советской музыки - хоть заслушайся. Если есть желание - могу поделиться.

Да, без музыки после отказа от иностранщины точно не остаться -- и это хорошо!

Что примечательно: человек создаёт определённую атмосферу товарищества (через турпоходы), которая помогает и в основном деле.


Интересная дилемма между контролем и свободой. С одной стороны, зажимать преподавателя нельзя,с другой стороны, совсем оставить без внимания ведь тоже не оставишь? А ну как начнет непотребства творить. как пресечь?

О каких непотребствах может быть речь? Педофил какой нибудь или просто идиот с либерализмом головного мозга может быть по бумажкам - образцово-показательным учителем.
Бумажки - это ж профанация. Замена реальной работы ее видимостью.

Отсутствие идеологии и критериев подбора кадров однозначно обрекают любое дело на бюрократизацию. Должностные лица, облечённые фискальными функциями, но нанятые по принципу личной лояльности к нанимателю, а не по требуемым делу качествам, вынуждены всячески доказывать свою состоятельность на занимаемой должности. А средство у них одно: максимальная формализация любого процесса. Потому что в содержании ничего не смыслят, но отслеживать соответствие формы вполне в состоянии. И это - непреодоляемо.

У меня супруга в школе работает, учителем.
Так это страшно узнать чем там учителей заставляют заниматься - дублирующие друг друга журналы, отчёты месячные и четвертные и т.п....
Надо б подумать, могут ли в облегчении участи школьных педагогов помочь главы муниципальных образований?
Есть задумка как учителям попробовать помочь через этот вот адм.ресурс

"...настоящего педагога надо искать в окружении детей..."

Золотые слова.

Складывается впечатление, что они немного диссонируют с логикой "спасибо на хлеб не намажешь", которая и движет создателями инструкций для учителей.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account