Еviza (evizatanet) wrote in rvs,
Еviza
evizatanet
rvs

Categories:

Неязычество в Чувашии

По мнению ряда экспертов, национальное движение в Чувашии и его идеология демонстрируют откровенные антирусские настроения и стремление к сепаратизму, что и порождает стремление создать свою национальную религию.






Языческие символы на территории санатория "Чувашия", на территории которого установлен языческий парк "Сувар"источник)

Войдя в состав русского государства, чуваши подверглись интенсивной христианизации. Однако православие всегда оставалось для них неким внешним фактором, не проникшим глубоко в душу и в принципе чужеродным. В последние годы на волне национализма это чувство еще более усилилось. Ведь, во-первых, православие является для чувашей безусловно "русской религией", навязанной извне с целью поработить и эксплуатировать народ. В последние годы чуваши особенно остро переживают тот факт, что за последние 700 лет они испытывали национальный гнет и были лишены своей собственной государственности. Во-вторых, у них не может не вызывать раздражение разительный контраст между быстрым ростом богатства и мощи щедро финансируемой государством православной церкви и одновременным обнищанием народа. Наконец, в-третьих, набирающий силу чувашский этнонационализм настоятельно требует создания своей собственной идеологии. Одним из путей к этому была бы "национализация" православия (использование чувашского языка в церкви, назначение чувашей священниками, создание культа местных чувашских святых). Однако православная церковь на это не идет. Следовательно, чувашам остается только другой путь - отвергнуть православие и "вернуться" к своей "истинной" дохристианской вере. За последние 10 лет эта идея все более овладевает умами некоторых чувашских интеллектуалов, особенно, гуманитариев, а среди них - этнографов, которые в последние годы интенсивно изучают и систематизируют чувашское языческое наследие. При этом так как разные авторы пользуются разными источниками, обладают разными знаниями и используют разные методики, они создают разные версии чувашского язычества, которые конфликтуют друг с другом. Первым лидером чувашских неоязычников стал режиссер национального драматического театра Иосиф Дмитриев, возглавивший движение за "возрождение" чувашского язычества. Чувашские активисты ездят за опытом в Марий-Эл, где принимают участие в марийских молениях.

Некоторые авторы, в частности, вице-президент Чувашского национального конгресса В.П.Станьял, настаивают на том, что у древних чувашей была единая религия с кодифицированным пантеоном божеств. Он утверждает, что, благодаря волхвам, достаточно полные сведения о ней дошли до нашего времени. По решению Совета старейшин (Ваттисен хурале) эти сведения будто бы были в 1990 г. рассекречены и вошли в школьный учебник для 10 класса, изданный на чувашском языке в 1993 г. Тем самым, школа призвана воспитывать у подростков-чувашей уважение к своей древней религии.

Кроме того, сведения о чувашском язычестве распространяются средствами массовой информации - через печатное слово. В республике имеется несколько разных неоязыческих обществ, ежегодно организующих моления, ритуальные возлияния (пиво) и жертвоприношения баранов в священных рощах. Обычно такие ритуалы организуются на базе каких-то колхозов. Интересно, что среди волхвов насчитывается немало бывших первых секретарей парторганизаций. Наконец, рост интереса к чувашскому язычеству стремятся использовать местные кришнаиты, доказывающие, что между ним и кришнаизмом нет никакой принципиальной разницы.

Когда в 1992 г. были устроены теледебаты между Дмитриевым и отцом Илией Карлиновым, пользующимся популярностью среди чувашских христиан, первому удалось выступить более убедительно, чем его оппоненту. И это придало неоязычникам дополнительные силы. Достаточно отметить, что основное политическое движение чувашских националистов "Чувашский национальный конгресс" находится под контролем неоязычников. Во всяком случае его председатель А.Хузангай признавался в конце 1993 г., что все активисты этого движения, кроме него, являлись неоязычниками. Впрочем, неоязычество не пользуется популярностью у основной массы чувашей и пока что представляет маргинальное явление.

На территории санатория "Чувашия" установили целый языческий парк "Сувар". Парк украшен множеством языческих столбов с непонятными скульптурами и символами.

Согласно чувашской мифологии мир состоял из трёх частей: мир людей, верхний и нижний миры. Земля была квадратная, а чуваши жили в её центре. Берега земли постоянно разрушают океаны, и конец света наступит тогда, когда вода дойдёт до чувашей. В язычестве чувашей существовало многобожие с верой в одушевление природных объектов.

Существует поверье про три солнца, которые находились настолько близко к земле, что люди не знали что такое зима и холод. Как всегда, нашлись недовольные люди, которым жара мешала жить. Чуваши пригласили опытного охотника, который из лука убил два солнца. Третье солнце испугалось и убежало далеко в небо. Чувашские мудрецы сказали, что надо рисовать на домах три солнца и песнями завлекать светило, тогда оно вернёт нам своё тепло.

После завоевания Казанского ханства чуваши прошли через крещение. Несогласные убегали в леса и забирали с собой своих богов. Многие языческие традиции хранятся и по сей день. Например, праздник Акатуй (свадьба земли и плуга), аналог его проходит в Татарстане под названием Сабантуй. По торжественному случаю у чуваш принято посадить дерево. Чуваши-язычники верили, что после смерти их душа живёт в древесной коре.


Источники:

Религиозные и оккультные течения в Чувашии (культы, церкви, секты, деноминации, духовные школы)

Прогулка по Чебоксарам

«Турăç» — чувашское языческое объединение.

Неоязычество на просторах Евразии [Сборник статей]

В Алатыре прошла межрегиональная миссионерская конференция «Вызовы в современном обществе: неоязычество, псевдорелигии, псевдокультуры»

В.П.Станьял. Табуированный пантеон чувашской религии // Второй Международный конгресс этнографов и антропологов. 1-5 июня 1997. Часть 2. Уфа, 1997.

П.Баринов. Суеверие или мудрость души? // Хыпар. 1997. N 2.

С.Филатов, А.Щипков. Язычество.

Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм (восточноевропейский ареал)

Subscribe

promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment