


Языческие символы на территории санатория "Чувашия", на территории которого установлен языческий парк "Сувар"источник)
Войдя в состав русского государства, чуваши подверглись интенсивной христианизации. Однако православие всегда оставалось для них неким внешним фактором, не проникшим глубоко в душу и в принципе чужеродным. В последние годы на волне национализма это чувство еще более усилилось. Ведь, во-первых, православие является для чувашей безусловно "русской религией", навязанной извне с целью поработить и эксплуатировать народ. В последние годы чуваши особенно остро переживают тот факт, что за последние 700 лет они испытывали национальный гнет и были лишены своей собственной государственности. Во-вторых, у них не может не вызывать раздражение разительный контраст между быстрым ростом богатства и мощи щедро финансируемой государством православной церкви и одновременным обнищанием народа. Наконец, в-третьих, набирающий силу чувашский этнонационализм настоятельно требует создания своей собственной идеологии. Одним из путей к этому была бы "национализация" православия (использование чувашского языка в церкви, назначение чувашей священниками, создание культа местных чувашских святых). Однако православная церковь на это не идет. Следовательно, чувашам остается только другой путь - отвергнуть православие и "вернуться" к своей "истинной" дохристианской вере. За последние 10 лет эта идея все более овладевает умами некоторых чувашских интеллектуалов, особенно, гуманитариев, а среди них - этнографов, которые в последние годы интенсивно изучают и систематизируют чувашское языческое наследие. При этом так как разные авторы пользуются разными источниками, обладают разными знаниями и используют разные методики, они создают разные версии чувашского язычества, которые конфликтуют друг с другом. Первым лидером чувашских неоязычников стал режиссер национального драматического театра Иосиф Дмитриев, возглавивший движение за "возрождение" чувашского язычества. Чувашские активисты ездят за опытом в Марий-Эл, где принимают участие в марийских молениях.
Некоторые авторы, в частности, вице-президент Чувашского национального конгресса В.П.Станьял, настаивают на том, что у древних чувашей была единая религия с кодифицированным пантеоном божеств. Он утверждает, что, благодаря волхвам, достаточно полные сведения о ней дошли до нашего времени. По решению Совета старейшин (Ваттисен хурале) эти сведения будто бы были в 1990 г. рассекречены и вошли в школьный учебник для 10 класса, изданный на чувашском языке в 1993 г. Тем самым, школа призвана воспитывать у подростков-чувашей уважение к своей древней религии.
Кроме того, сведения о чувашском язычестве распространяются средствами массовой информации - через печатное слово. В республике имеется несколько разных неоязыческих обществ, ежегодно организующих моления, ритуальные возлияния (пиво) и жертвоприношения баранов в священных рощах. Обычно такие ритуалы организуются на базе каких-то колхозов. Интересно, что среди волхвов насчитывается немало бывших первых секретарей парторганизаций. Наконец, рост интереса к чувашскому язычеству стремятся использовать местные кришнаиты, доказывающие, что между ним и кришнаизмом нет никакой принципиальной разницы.
Когда в 1992 г. были устроены теледебаты между Дмитриевым и отцом Илией Карлиновым, пользующимся популярностью среди чувашских христиан, первому удалось выступить более убедительно, чем его оппоненту. И это придало неоязычникам дополнительные силы. Достаточно отметить, что основное политическое движение чувашских националистов "Чувашский национальный конгресс" находится под контролем неоязычников. Во всяком случае его председатель А.Хузангай признавался в конце 1993 г., что все активисты этого движения, кроме него, являлись неоязычниками. Впрочем, неоязычество не пользуется популярностью у основной массы чувашей и пока что представляет маргинальное явление.
На территории санатория "Чувашия" установили целый языческий парк "Сувар". Парк украшен множеством языческих столбов с непонятными скульптурами и символами.
Согласно чувашской мифологии мир состоял из трёх частей: мир людей, верхний и нижний миры. Земля была квадратная, а чуваши жили в её центре. Берега земли постоянно разрушают океаны, и конец света наступит тогда, когда вода дойдёт до чувашей. В язычестве чувашей существовало многобожие с верой в одушевление природных объектов.
Существует поверье про три солнца, которые находились настолько близко к земле, что люди не знали что такое зима и холод. Как всегда, нашлись недовольные люди, которым жара мешала жить. Чуваши пригласили опытного охотника, который из лука убил два солнца. Третье солнце испугалось и убежало далеко в небо. Чувашские мудрецы сказали, что надо рисовать на домах три солнца и песнями завлекать светило, тогда оно вернёт нам своё тепло.
После завоевания Казанского ханства чуваши прошли через крещение. Несогласные убегали в леса и забирали с собой своих богов. Многие языческие традиции хранятся и по сей день. Например, праздник Акатуй (свадьба земли и плуга), аналог его проходит в Татарстане под названием Сабантуй. По торжественному случаю у чуваш принято посадить дерево. Чуваши-язычники верили, что после смерти их душа живёт в древесной коре.
Источники:
Религиозные и оккультные течения в Чувашии (культы, церкви, секты, деноминации, духовные школы)
Прогулка по Чебоксарам
«Турăç» — чувашское языческое объединение.
Неоязычество на просторах Евразии [Сборник статей]
В Алатыре прошла межрегиональная миссионерская конференция «Вызовы в современном обществе: неоязычество, псевдорелигии, псевдокультуры»
В.П.Станьял. Табуированный пантеон чувашской религии // Второй Международный конгресс этнографов и антропологов. 1-5 июня 1997. Часть 2. Уфа, 1997.
П.Баринов. Суеверие или мудрость души? // Хыпар. 1997. N 2.
С.Филатов, А.Щипков. Язычество.
Шнирельман В. А. Неоязычество и национализм (восточноевропейский ареал)
Community Info