flammalu (flammalu) wrote in rvs,
flammalu
flammalu
rvs

Идейный анализ американского сериала "Однажды в сказке". Часть 1.

Оригинал взят у flammalu в Идейный анализ американского сериала "Однажды". Часть 1.


Добрый день, дорогие друзья! В сегодняшнем идейном анализе я хочу коснуться американских сериалов, которых я в своё время смотрела несколько. В них в основном пропагандировался секс, насилие, нарушение закона, инфантильность взрослых, но суть даже не в этом, а в общей для всех тенденции постепенного снятия моральных рамок и норм у главного героя. Если в первом сезоне он еще задается вопросами «А может я неправильно поступаю, а может это плохо и так не должно быть», то к сезону 5му-6му он приходит к выводу, что никакие рамки не нужны и ведёт себя полностью аморально. По-идее тот же путь деградации с ним должен пройти и зритель. Увидев это я ужаснулась и решила больше ничего подобного не смотреть.
Однако в 2011 году вышел новый американский сериал «Once upon a time», что переводится как «В некотором царстве» или «Однажды», очень меня заинтересовавший сказочным названием и сюжетом, предполагавшим наличие всех классических сказочных персонажей. Это значит, что сериал смотрели дети. Так что сегодня предлагаю провести разбор идей, содержащихся в первом сезоне этого сериала (а их уже вышло 5).

Как и многие сказки в стиле фэнтези, сериал «Однажды» содержит идею о том, что наш мир не единственный настоящий, а их бесконечное множество. У каждого мира свои законы. Одни наделены магией, другие — нет. Между мирами возможно открыть проход — портал, с помощью различных магических предметов, таких как бобы, зеркала, шкафы и т. д.
Повествование идет о некотором сказочном мире времен Белоснежки, Золушки, Спящей красавицы и всех остальных известных героев. Но их классические истории видоизменены. Где-то слегка, где-то сильно, а где-то совсем перевёрнуты с ног на голову.
Однажды, злая мачеха Белоснежки — королева Регина, не смирившаяся с тем, что её изгнали, наложила на несколько королевств волшебного мира проклятье, которое перенесло их жителей в мир без магии — наш современный мир. После, сказочные персонажи жили в отдельном американском городке (Сторибруке) как в дне сурка, застыв во времени, где каждый день похож на предыдущий, не помнили кем они были раньше, имели только поддельные воспоминания и так 28 лет. И только королева помнила о другом мире и вволю издевалась над жителями. Условия проклятья гласило, что только дочь Белоснежки и её мужа может снять проклятье. Девочка найдёт их в 28й год жизни и освободит.
Сериал сделан очень профессионально, каждая деталь продумана, каждое слово выверено, любителям жанра будет очень интересно.

Теперь, пожалуй, перейдём к обсуждению главных идей фильма. Несколько тем настойчиво повторялись на протяжении всего сезона в различных вариациях и устами различных героев.

Вопрос №1. Судьба детей, оставшихся без родителей. Призыв к ответственности.
Первая из них — это судьба детей, оставшихся без родителей. В первом сезоне я насчитала 9 ситуаций, когда дети разлучались с родителями волей судьбы, или потому, что родители сами их бросили.

1. Эмма - дочь Белоснежки и принца Джеймса. Они отправили новорожденную дочку Эмму через волшебный шкаф в наш мир, чтобы она избежала проклятья, а затем сняла его. Она вырастает одиночкой и воровкой.
2. Генри — сын Эммы. Эмма родила сына в тюрьме и отказалась от него. Его вырастила приёмная мать (королева Регина), но он всю жизнь был одиноким, а затем и воровать начал (украл кредитную карту у учительницы).
3. Принц Джеймс. Его продали родители. Ребёнка воспитал король, он вырос храбрым и сильным, но вместе с тем алчным и самовлюблённым.
4. Гензель и Гретель. Дети были разлучены с отцом злой королевой, а в нашем мире они жили в старом доме без родителей и промышляли воровством.
5. Грэйс - дочь Безумного шляпника. Их также разлучила злая королева, но пообещала, что устроит жизнь девочки. В нашем мире девочка благополучно жила в приёмной семье.
6. Пиноккио. Джепетто, испугавшись, что Пиноккио из-за проклятья вновь станет деревянной куклой послал его в волшебном шкафу в наш мир. Мальчик вырос одиночкой и вором.
7. Охотник. Он вырос нелюдимым среди волков, так как родители его бросили.
8. Бэйлфар — сын Румпельштильцхена. Злой волшебник Румпельштильцхен побоялся шагнуть за сыном в неизвестность — в другой мир. Мальчик скитался по мирам без отца, зарабатывая воровством.
9. Джепетто. Мальчик остался в детстве без родителей, т. к. они были отравлены. Но о нем заботился и воспитывал Джемини - говорящий сверчок.
Из этих детей шестеро выросли ворами. К тому же всю жизнь воровал Джемини — говорящий сверчок и Белоснежка, когда была в бегах.
Эти дети попали в жестокую американскую систему соц. защиты. И сбежали из неё. Каждый из них был одиночка.
Сказки-сказками, а проблему с американскими фостерными семьями обозначили правдоподобную. Эта та самая система, которая на всех парусах пропагандируется у нас в то время, когда уже сами американцы от неё волком воют.
Идеологический призыв фильма звучит так: родитель отказывается воспитывать своего ребенка потому, что хочет для него лучшего шанса, лучшей жизни, которую сам не даст. Но лучшая жизнь у него в любом случае со своим настоящим родителем. Люди — становитесь ответственными!
Американцев видимо так достала демократическая свободная жизнь, с её случайными связями, безответственностью, что такими призывами они хотят хоть как-то встряхнуть общество и сказать — воспитывайте своих детей!

Вопрос №2. Добро и зло.
В фильме, как и в любой сказке происходит борьба добра и зла. Зло представлено эгоистичными, властолюбивыми людьми, цели которых наслаждаться страданиями других, либо манипулировать другими. Эти люди, как правило всеми ненавидимы, а потому одиноки. Добро — это храбрые и отважные люди, готовые к самопожертвованию ради любви или общей цели. Поэтому вокруг них всегда много друзей.
В фильме высказывается мысль, что злыми не рождаются, злыми становятся. И показаны примеры.
Принцесса Регина - будущая мачеха Белоснежки была доброй девушкой. Но смерть любимого разорвала ей сердце и она начала видеть смысл жизни только в том, чтобы мстить всем к этому причастным.
Румпельштильцхен — самый могущественный тёмный маг жил обычной жизнью, растил сына, но его унижали и обижали все кому не лень, а когда герцог пришел забрать на войну его 14ти летнего сына, потерявший надежду отец прибегнул к помощи темной магии. Она наполнила сердце Румпельштильцхена тьмой.
Белоснежка, понимая, что не может быть вместе с любимым принцем, отец которого встал на их пути выпила снадобье, унесшее вместе с любовью лучшие чувства из ее сердца, оставив лишь пустоту.
Также в фильме показывают и обратный процесс — то есть злой и мстительный человек меняется и обращается к добру, под влиянием близких. Например, Белоснежка вспомнила свою любовь к принцу и стала прежней. Румпельштильцхен, думая, что нашёл своего сына, готов был отказаться ради него от тёмной магии. Малифисент в фильме отворачивалась от зла и увещевает Регину оставить месть.
С точки зрения зла любовь — это слабость. Поэтому, когда человек злой становится перед выбором — власть или любовь, то выбирает власть. Человек при таком выборе остаётся с пустотой в сердце.
Добро всегда стремится прежде всего к любви. А вот если любовь найдена, то всё в жизни делают и добиваются совместно.
Есть еще один выбор, перед которым были поставлены два героя сказки — влюблённые гном и фея. Они мечтали сбежать вместе и плавать по миру, но в конце концов поняли, что были рождены для определённой миссии. Она мечтает быть феей крёстной, а он добывает алмазы, из которых делается золотая пыльца. Вместе они будут бесполезны для мира, а каждый выполняя свой долг принесёт миру пользу. То есть выбор стоял: долг или любовь. При этом добро всегда выбирает долг.
Добро действует согласно своей вере, зло согласно расчёту. Добрые люди объединяются и действуют бескорыстно, злые объединяются на короткие мгновения на основе сделок и договоров.
В фильме поднимается вопрос допустимо ли для благих целей пользоваться незаконными методами. И убедительно показано, что это приводит в поражению и всеобщему презрению.
«О, горе тем, — твердил он неизменно
В ответ на все расспросы, — горе тем,
Кто к истине идет путем вины!
Она не даст отрады человеку».
(Иоганн Фридрих Шиллер «Закрытая статуя в Саисе» («Das verschleierte Bild zu Sais», перевод Е. Эткинда).
Когда же главная героиня пытается показать сыну, что можно победить, действуя в рамках закона — она побеждает. Однако же, если присмотреться, то побеждает весьма странно. Выяснилось, что и вся борьба и её победа были специально срежиссированы главным злодеем Румпельштильцхеном, которому это выгодно. То же самое можно сказать и про конец сказки. Хоть добро победило и проклятье было разрушено Эммой, но и это входило в планы Румпельштильцхена, и произошло четко, по его сценарию.
Здесь делать окончательные выводы рановато, так как эта тема будет развиваться в следующих сезонах и еще не известна окончательная мысль, к которой нас подведут.

Вопрос №3. Отцы и дети.
Еще много в фильме уделяется внимания взаимоотношениям родителей и детей. Выглядит в основном, как борьба ребенка за свои права решать всё в своей жизни самому. Там показан некий спектр ситуаций — от заботливых родителей, до ужасных тиранов и преступников, и как при этом складывается судьба ребёнка.
Пример родителя тирана — это мать Регины, которая всю жизнь готовила для своей дочери судьбу выйти замуж за короля. Родители Джемини были мошенниками и ворами и учили его тому же самому. Король Джордж заставлял сына жениться ради выгоды. Бабушка контролировала каждый шаг Красной шапочки и призывала её вести себя более ответственно. Регина воспитывала Генри в строгости.
Реакция этих детей на абсолютный контроль была — сбежать. Джемини удалось уйти от родителей — мошенников. Также удалось убежать принцу Джеймсу. Регину мать заставила выйти замуж правдами и неправдами. Красная шапочка признала, что уход от бабушки был ошибкой и вернулась к ней. Генри вернулся к приёмной матери, но мечтал жить с настоящей.
Что мне совсем не по душе — это то, что в фильме не показано практически ни одной полной семьи, с нормальными внутрисемейными отношениями. Если уж задача стоит отобразить различные ситуации между родителями и детьми, то нужно показать не только от чего бежать, но и к чему стремиться.
Призыв создавать семьи в фильме есть — стремитесь к настоящей любви и браку, не отказывайтесь от своих детей. Однако, по-настоящему яркого и привлекательного образа полноценной семьи нет.
Сюжеты, показанные в фильме, — «он и она любят, но родители против, они сбегают», описаны, также, во многих произведениях русских классиков. Например Достоевский «Униженные и оскорблённые», Пушкин «Метель», а еще есть роман «Отцы и дети» Тургенева, посвящённый взаимоотношениям поколений. Но во всех этих произведениях показаны семьи полноценные, с нормальными, тёплыми отношениями, хоть и не лишённые конфликтов, ситуации - жизненные. Сбежавшие дети, после того, как столкнулись с реальностью, возвращаются к родителям и жизнь входит в свою колею. Почему же американцы не могут показать образ нормальной семьи? Может у них уже не бывает нормальных семей? Тогда понятно, что они пытаются встряхнуть своё общество уже даже такими сказками.
Фильм «Однажды» лучше, чем весь непотреб, которым американцы заливают кино- и телеэкраны, но и он несёт странную американскую специфику, выставлять классическую семью в непривлекательном виде. Однако же победила в фильме и сняла проклятье именно любовь между матерью и сыном.

Вопрос №4. Смысл проклятия.
В заключение нужно поговорить еще об одной вещи, которая раскрывается в сериале — это реальность и иллюзия. Когда сказочные персонажи жили в своём мире — у них была реальная жизнь: с настоящими переживаниями и сражениями. Они знали свои корни, кто они и откуда. Но в определенный момент они были перенесены в симулякр. То есть иллюзорную реальность, в которой они не помнили себя, не чувствовали ничего по-настоящему.
Книга же сказок, с которой ходит Генри — позиционируется как историческая книга с правдой. Все о чём в ней написано, было на самом деле.
В одной из серий, когда Генри потерял эту книгу — мать купила ему игровую приставку, и сказала, что с ней Генри сможет спасать принцесс, быть героем. Но, настоящее игрой не заменишь, и, получив книгу снова, он отбрасывает приставку в сторону. Жители Сторибрука тоже начинают признавать, что живут в иллюзии, например Кэтрин и Девид говорят так про свой брак: «Наш брак как будто бы иллюзия, мы по-идее должны друг друга любить, но ничего не чувствуем».
В этом и есть смысл первого проклятья — это погружение людей в симулякр. А потомки, в лице Генри, благодаря своей бесконечной вере, пытаются разбудить всех вокруг ото сна и заставить вспомнить о том, кто они на самом деле.

Мы говорили всего лишь первый сезон сериала, а впереди их еще целых четыре. Давайте попробуем проанализировать все. Так что до новых встреч, друзья!



Subscribe
promo rvs ноябрь 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment