?

Log in

No account? Create an account
РВС Мадонна

rvs


Родительское Всероссийское Сопротивление


Previous Entry Share Next Entry
Детская одаренность как инструмент разрушения образования
flojolet wrote in rvs

Фото с metateka.com

Конец прошлого 2015 года для всех, кто интересуется проблемами образования в нашей стране ознаменовался двумя новостями:


1)     
Д.А. Медведев подписал Постановление Правительства РФ от 17.11.2015 N 1239
"Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития"


2)      В.В. Путин подписал перечень поручений по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования, состоявшегося 23 декабря 2015 года. Поручений было 16, особенно запомнившимся из которых было сокращение контрольно-надзорных мероприятий и уменьшение нагрузки на учителей по составлению отчетов. Хотя, на мой взгляд, главным там является первый пункт: «разработать комплекс мер, направленных на систематическое обновление содержания общего образования на основе результатов мониторинговых исследований и с учетом современных достижений науки и технологий, изменений запросов учащихся и общества, ориентированности на применение знаний, умений и навыков в реальных жизненных ситуациях». Но об этом как-нибудь в другой раз.

В этой статье обсудим Постановление Д. Медведева о поддержке одаренных детей.

Перед тем, как обсудить постановление, нужно уточнить, что в вопросе об одаренных детях есть две крайние точки зрения:

 I.            Все дети являются одаренными;
  II.            Одаренных детей найти крайне сложно.

Это две основные парадигмы, в рамках которых так или иначе решается вопрос, что делать с одаренными детьми и с детьми вообще?


Советская педагогика больше склонялась к тому, что все дети одарены. Поэтому все дети должны получать общее образование, сконструированное по схемам элитного образования. И сегодня часть психологов и педагогов считают, что проблемой является не поиск одаренных детей, а выявление одаренности всех детей. Это не исключает появление детей, резко отличающихся способностями к какой-либо деятельности. Тогда встает другой вопрос – есть ли смысл в отделении таких детей в отдельные учреждения для их еще большего роста или нет? Автору этих строк неизвестны удачные эксперименты по отделению таких детей. Есть ли школы, выпустившие большое количество гениев? Есть известные высшие учебные заведения, выпустившие множество известных ученых, но о них нужно говорить отдельно. А со школами сложнее. Известно, что далеко не все одаренные дети становятся одаренными взрослыми. И бывает, что дети, не выказывающие признаков одаренности, вырастают в гениальных взрослых.

Из  Постановления  можно понять, что писалось оно исходя из второй парадигмы. Одаренных детей найти крайне сложно, поэтому для их поиска нужно создать большое разнообразие мероприятий (олимпиад, конкурсов, соревнований), победителей которых нужно записать в отдельный реестр, а затем на протяжении всего обучения поддерживать материально и специальными учебными планами, профессионально ориентировать и даже помогать в трудоустройстве (казалось бы, так помогать нужно отстающим…).

Боюсь фантазировать о том, что будет с детьми, если с ранних лет на них навешать ярлык одаренности и что будет с окружающими их детьми. А по факту эти ярлыки и будут навешаны. Такой ярлык не каждый взрослый может вынести, не изменившись (часто не в лучшую сторону), что уж говорить о детях? Часто бывает, что признаки одаренности могут сгладиться с возрастом. Что будет с ребенком, который однажды поймет, что он такое же быдло как все?

Вопрос одаренности очень спорный. Осторожные педагоги и психологи предлагают решать вопрос одаренности на протяжении многих лет наблюдений и вовлечения детей в различные мероприятия. Но к этим наблюдениям и мероприятиям должны иметь доступ все дети для того, чтобы не создать комплексов ни у одаренной стороны, ни у не проявляющей одаренности (в надежде, что и из этой группы дети начнут подавать признаки одаренности).

По поводу долгосрочного наблюдения за детьми в Постановлении говорится, что будет проводиться мониторинг развития одаренный детей (то есть тех, кому посчастливилось впрыгнуть в эти сани) в организациях, где обучаются эти дети, а также с помощью федеральных систем.

Получается, что создается реестр, куда заносятся каким-то образом определенные дети с одаренностью. На детей навешивается ярлык, соблазну которого противостоять не оформившаяся личность не может (а также не все родители смогут этот соблазн преодолеть). У детей начинаются в школе конфликты, которые некоторые современные психологи уже называет травлей и предлагает устранять методом организации специальных школ для одаренных детей. Надо сказать, что местные чиновники уже потирают ручки и планируют открытие таких школ в своих городах, так как чувствуют запах денежного потока с этого направления. Затем появляются эти школы. Остальные школы автоматически становятся школами «для всех остальных» (если не сказать крепче), где учат как придется – одаренных-то нет, а остальные еле тянут. Педагоги очень ценят и используют в классах ведущих детей, которые тянут всех остальных за собой. Выдерни их из класса, и класс станет учиться заметно хуже. А еще подсадить в класс в рамках инклюзивного образования пару-тройку детей с особенностями развития, и учебный процесс сорван.

И мы получаем естественным путем образование «в два коридора», то есть элитное образование и образование для всех остальных (чтобы считать немного умели и расписываться в платежных документах). Причем только с оптимистической точки зрения элитное образование будет действительно элитным. Ну откуда взять столько специалистов, которые имеют опыт в обучении одаренных детей? Какая школа будет применяться? Какие наработки?  Это будет формироваться все на местах теми же учителями и директорами, с учетом того, что рабочие места будут хлебные (то есть все свои). Скорее всего это будет образование «в один коридор» -  не элитный, но с пусканием пыли в глаза.


Вся эта система заработает уже осенью 2016 года.


promo rvs november 14, 2013 18:43 8
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

  • 1
хоть плачь... Нам так нужна школа - хорошая, продуманная, качественная школа, которой она была прежде. Нужна потому, что именно школа (не репетиторы, не домашнее образование или семейное обучение) - школа определяет уровень нашего общества, его атмосферу, его уровень сознания.

А вот им такая школа не нужна

Еще как нужна! Образование - стратегическое направление страны.

Ну вот Энштейн был в детстве троишником. Да большинство ныне великих ученых ничем в детстве особом себя не проявляли. Наоборот менее одаренные чаще лучше учаться. Одаренность проявляется в 9 классе, не раньше. одаренность к тому или иному

Педагоги бы с Вами поспорили: насчет "большинство великих ученых" и что "одаренность проявляется в 9 классе". Одаренность - это вообще непонятно что, все трактуют ее по-разному. Есть также категории: способности, одаренность,талант. Все очень зыбко.

Немного не так. Одаренных детей выявляют для нейтрализации. Это библейский прием. Чтобы уничтожить Христа Ирод приказал убить всех малых детей. Об этом было предупреждение: 7.4.1 Мифология детей индиго: http://akurochkin.livejournal.com/41239.html

Можно мыслить и в этом ключе.
Но дело в том, что чтобы развивать и чтобы нейтрализовать одаренных детей - в обоих случаях нужно им уделять отдельное внимание. Как докажешь, какая у кого цель? У министра, у сотрудника Горуно и у учителя? Они могут быть разные и далеко не все такие уж людоедские.

1. Одарённым, обычно, считают ребёнка, который в какой-то области(или нескольких) показывает лучшие результаты в освоении программы, а может даже и сверх программы.
2. Не все одарённые дети трудолюбивы и прилежны.
3. Не все дети одарённые.
4. Одарённость может выявиться в любом возрасте.
5. Одарённости может не быть вообще.

На практике в школе одарёнными считают тех, кто без особых усилий(в том числе и со стороны педагогов) показывает высокий результат. Именно таких детей стараются "двигать".
Считаю данный подход неправильным. Некоторые дети быстро смекают, что достаточна по "основным" предметам выдвинуться, а остальные им и так натянут. Один раз я был свидетелем того, как директор школы возмущалась тем, что отличнице поставили четвёрку по биологии. А учительница мне сказала, что там и тройку-то ставить не за что...
И ни какие новые спецшколы создавать не нужно. Вполне достаточно формировать классы по способностям детей к тем или иным дисциплинам. А ещё в советские времена были школы с уклонами. Так что незачем изобретать велосипед.

Edited at 2016-01-23 09:37 pm (UTC)

Согласна - незачем.

Этого следовало ожидать. Должен же кто-то дерьмо из золотых унитазов, да и из обычных тоже, выгребать.
Понятно, что кто мониторит, тот благами мониторинга и пользуется.

Вообще мониторить - это функция государства. Если государство социальное, то от мониторинга ничего плохого ожидать не приходится. А если у нас заправляет невидимая рука рынка, то ...

Чиновники хотят всю жизнь приравнять к чиновным играм. Ввести формалистику во всё. Ничего у них не получится. Они могут только умертвить всё там, где им быть не положено

Понятно, чьи дети совершенно случайно окажутся "одаренными" и будут учится в этих спецшколах. 2/7/2002 произошла авиакатастрофа над Боденским озером. По вине швейцарского диспетчера в воздухе столкнулись два самолета. В самолете из России летели башкортостанские одаренные дети куда-то на курорт в Германию. Жуткое происшествие, детей очень жалко. До сих пор непонятно, как такое могло произойти. Но! Катастрофа выявила одну странность: по совершенно неясной случайности в самолете оказалось много детей актуальной элиты Башкортостана. Со всей Башкирии удалось собрать всего 52 одаренных ребенка, среди которых немалую часть занимали такие дети.

Да, этого нельзя избежать в имеющейся системе.

  • 1