РВС Мадонна

rvs


Родительское Всероссийское Сопротивление


Previous Entry Share Next Entry
Аватар и образ будущего (Часть 1 из 3)
cultprosvet_mag wrote in rvs


Когда речь заходит о палеолитических мифах, то есть о мифах культуры, отстоящей от нашего времени на десятки тысяч лет, то может показаться, что изучение их имеет лишь академический интерес, причем для узких специалистов. Но это далеко не так. Архаические культуры сейчас - штука крайне актуальная и философски, и политически, и социально. И как бы странно, на первый взгляд, оно не звучало, но проиллюстрировать это утверждение можно на примере фильма «Аватар», который, как и очень многое в современном масскульте, весь прямо таки пронизан неоархаической мифологией. Причем концентрация последней в нем достигла уровня дистилляции, достойного учебных фильмов, причем сразу по нескольким дисциплинам. Но обо всем по порядку.



В современной фантастике почти все, что показывается, с точки зрения техники будущего выглядит мало относящимся к футурологии.


Карьерные самосвалы в фильме Аватар это конечно отдельная тема, но если коротко, то нельзя просто взять грузовик, увеличить его в два раза. Это сказочный подход, а при научном, даже с пониженной гравитацией Пандоры,
шины, тем более после попадания стрел, не выдержали бы нагрузки.


Фильм Звездные фойны. Лазерные лучи не могут летать как трассеры, они движутся со скоростью света



Фильм Звездный десант. Звездолеты не могут гореть в космосе, горение это окисление, вакуум же наоборот горение останавливает.

К подобному зрители привыкли, воспринимая это как некую условность, часть игры и законы шоу-бизнеса. Но как раз поэтому в Аватаре так контрастно на фоне «технологических» условностей и выглядит цивилизация На’ви, реконструкция которой проведена так качественно, целостно и реалистично. В ней почти нет внутренних противоречий или откровенных ляпов, привычных для «научной» фантастики, но, что еще важнее, показана вполне реальная модель культурного «взаимодействия» современности и архаики. И даже больше, можно сказать, в фильме прямо показан возможный механизм трансформации мира и социума.


На’ви встречают чужака

Хотя, конечно, несмотря на достаточно точно показанные атрибуты оригинала, На’ви — это все же кино образ палеолитической культуры. Своеобразная неоархаика, в которую для зрелищности добавлена массовость, невозможная для культуры охотников и собирателей.



Кроме того, для простоты восприятия зрителем, ей придана внешняя похожесть на стереотипную «культуру индейцев», привычную для западного масскульта, ну прочие мелочи, неизбежные в коммерческом кино.



И тем не менее, повторюсь, ключевые детали для доисторических сообществ переданы точно и узнаваемо. Вот некоторые из них:

1. Двойственное отношение к животным [4, 38–40]
Сложные отношения с животными. С одной стороны, животные — это старшие «братья», часть сакрального мира и предметы поклонения, а с другой — пища. Чтобы снять это противоречие, человечество создало специфические и сложные ритуалы, следы которых присутствуют в культуре и по сей день. В фильме такой ритуал показан, например, в том, как На’ви умерщвляют добычу, сплетая в единое действие молитву, просьбу прощения у жертвы и быструю смерть без мучений:







2. Роль и положение женщин [4, 48–50]
Отношение к женщинам в палеолите было не менее сложным, чем к животным. И хотя, в чистом виде матриархат — это все же, скорее, умозрительная конструкция, не имеющая археологических подтверждений, но, тем не менее, положение женщины в архаическом обществе было двойственным. С одной стороны, оно было подчиненным, на что показывает и меньшая продолжительность жизни, и более скудный, безбелковый рацион и так далее. А с другой, сакральность женского образа Великой матери, проявляющаяся в одном из первых, но достаточно свирепых божеств, свойственна всем архаическим культурам.



В фильме это показано в образе супруги главы клана. Судя по образам речь в фильме идет о позднем палеолите, возможно, мезолите. Налицо уже достаточно развитый шаманизм, сложные ритуалы и сакральная иерархия передаваемая по наследству:


Женщины как интерфейс в сакральный мир


Женщины как служители культа


Женщина как представитель высшей сакральной власти

(продолжение следует)

Литература
1. Ф. Кликс. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта, Москва, Пргресс,1983, — 302 с.
2. Бужилова А.П. Homo sapiens. История болезни. М.: Языки славянской культуры, 2005. с. 320. ISBN: 5-9551-0087-3
3. Элиаде М. - История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. — М., Критерион, 2001.—464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I)
4. Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. — М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2
5. Дьяконов И.М. Архаические мифы Востока и Запада, Москва : Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1990. — 247 с. — ISBN 5-02-017016-Х



promo rvs november 14, 2013 18:43 5
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…

?

Log in

No account? Create an account