anti_fascist1 (anti_fascist1) wrote in rvs,
anti_fascist1
anti_fascist1
rvs

Трансформация учебников как фактор войны с образованием


Советская система образования, восходящая к русской традиции обучения, за три десятилетия (30-е, 40-е, 50-е гг.) в результате совместного труда методистов-наставников и педагогов-практиков была доведена до высочайшего уровня

Мы возвращались в Москву. Мы — это Вера Сорокина, Павел Расинский и я. Сибирский круглый стол, на котором обсуждалась возможность реанимации российского образования, напрочь истерзанного «либеральными» реформами, получился содержательным, конструктивным и динамичным. В Новосибирском аэропорту мы прошли регистрацию и решили перекусить в ближайшем кафе. Посетителей практически не было, если не считать молодой миловидной женщины, допивавшей свой кофе неподалеку от нашего столика.+

За нехитрой трапезой мы обменивались впечатлениям об услышанном от участников форума. Делились собственными размышлениями по болезненным проблемам образования. Особенно горячо и, скорее всего, достаточно громко мы обсуждали содержание учебников по математике для начальной школы. Возмущались их абсурдностью, дидактическими безобразиями, психологическими ошибками и педагогическими извращениями. Критиковали таких корифеев-реформаторов, как В. В. Давыдов, Л. В. Занков, Л. Г. Петерсон. И вот, когда наш разговор набрал достаточно высокую степень эмоциональной напряженности, рядом с нами вдруг внятно прозвучал авторитетный совет: «Старые учебники надо брать и не морочить детям голову!» Оказывается, это миловидная соседка решила вмешаться в наш разговор. «У меня муж окончил физмат МГУ, — еще более убедительно продолжила она, — в математике разбирается. Но круче старых учебников ничего нет, если вы хотите, чтоб дети что-то знали... Муж взял советские учебники и по ним учил нашего ребенка. Теперь у него проблем с математикой нет».+

Мы несколько опешили.

Вот, оказывается, как думают и действуют наши родители! Они уже давно различают хорошие и плохие учебники, отлично понимают, что полезно, а что вредно для развития и обучения их детей. Наши грамотные родители не верят наукообразной трескотне модернизаторов и оптимизаторов от Минобра. Горький перестроечный опыт многому их научил. Родители не ждут помощи от школы, а точно знают, что им необходимо противостоять чиновникам-разрушителям и управленцам-ликвидаторам, которые сознательно и целенаправленно делают всё, чтобы качество образования становилось всё ниже, а процесс обучения — всё невыносимее для наших детей.+

Этот «глас из народа», прозвучавший в новосибирском аэропорту, на мой взгляд, и есть та самая настоящая итоговая Резолюция, которую родительская общественность сформулировала по результатам всех своихбольших и малых научно-практических «конференций», проходивших повсюду: и дома, и на работе, и на просторах соцсетей. Этот «глас из народа» может стать историческим приговором, на котором уже стоит печать мученичества наших школьников и тех педагогов, которые мужественно защищают здравомыслие и разумность в процессе обучения. Да, либералы «прихватизировали» судьбу российского образования. Но родители во многом разобрались, и мириться с этим больше не будут. Вместе мы намерены остановить процесс дебилизации юных поколений российских граждан и защитить традиционные ценности отечественного образования.+

Изгнанная традиция

Почему же советские учебники стали столь популярны среди родителей?+

Ну, прежде всего, потому, что они понятны детям. Учебный материал, излагаемый последовательно и постепенно, постоянно обращается к жизненному опыту ребенка, к полученным ранее знаниям. Все новые сведения по изучаемым предметам располагаются с учетом детской логики, в пространстве здравого смысла. Поэтому, с одной стороны, легко усваиваются учениками, а, с другой стороны, — родители всегда имеют возможность объяснить своим детям непонятное, если возникнут затруднения при выполнении домашнего задания.+

Дидактической особенностью преподавания в советской школе была опора на смысловую образность и деятельностную наглядность. Что это значит?+

При изучении арифметического счета в начальной школе в распоряжении учеников был большой арсенал наглядных пособий, а не только счетные палочки, как это может показаться. Задачи, представляющие собой математические рассказики, могли касаться любых жизненных сюжетов. Школьники их просто решали, «щелкали» по соображению. Развивалась смекалка и математическая интуиция. Ребенок осваивал и описывал мир языком чисел и цифр: раньше он видел просто дом, а теперь он может сосчитать его этажи, подъезды, окна. Многое из окружающей действительности он может теперь просто сосчитать. И даже записать цифрами. А значит — овладеть! Ведь для человека познать что-либо — означает иметь власть над познанным. Неслучайно в древних языках «знать» и «власть» — однокоренные слова. Благодаря этому познавательный интерес в советской начальной школе был очень высок. Ребенок как личность чувствовал себя «большим», чем усваиваемые им знания. Всякий новый учебный материал открывался небольшим сюжетом и был доступен для детского ума, становился его знанием. Крепкие вычислительные навыки по арифметике становились фундаментом понимания всех изучаемых в дальнейшем естественных дисциплин. Так, с умозрения научных фактов начиналось формирование мировоззрения, а позже (в средней и старшей школе) — научной картины мира. Вот почему для советских учеников слова М. В. Ломоносова, что «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит» были наполнены вполне конкретным смыслом.+

При научении чтению и письму младшим школьникам открывалось правописание. Одно дело — говорить (чем они уже владеют), но совсем другое дело — знакомые слова записать. Не обременяя излишним теоретизированием, младших школьником учили формулировать и записывать свои мысли: сначала — с помощью ответов на поставленные вопросы, а затем, — описывая наблюдения за временем года, делясь впечатлениями о прочитанном, письменно рассказывая о проведенных каникулах. И о многом другом. И к концу четвертого года обучения ученики начальной школы умели писать и диктанты, и изложения, и мини-сочинения. Разум их укреплялся, благодаря хорошо организованной системе знаний, за что и ратовал К. Д. Ушинский. В средней и старшей школе познания о родном языке и литературе расширялись. И выпускник мог письменно формулировать свои размышления и представления как по заданным темам, так и на свободную, выбранную им самим.+

В рамках советской традиции преподавания учитель имел право объяснять учебный материал «своими словами», подбирая такие аллегории, символы и образы, которые бы в наибольшей степени помогали ученикам понять суть изучаемой темы, овладеть тем или иным умением и навыком. Дети были разные, поэтому и методический арсенал учителя был многообразным. Это неизменно повышало его личное педагогическое мастерство, заключавшееся в том, что один и тот же материал он умел объяснять по-разному. Больше всего учитель заботился, чтоб во всем был смысл, логика, разумность. Принцип понимания был главным критерием, определяющим правомерность тех или иных методов и стилей преподавания.+

Советская система образования, восходящая своими истоками к русской традиции обучения, за три десятилетия (30-е, 40-е, 50-е гг.) в результате совместного труда методистов-наставников и педагогов-практиков была доведена до высочайшего уровня. Стабильные учебники, выверенность учебных планов, единых школьных программ, преемственность всех ступеней обучения стали основой уникальной системы советской образования. Особой методической филигранностью отличалось обучение в начальной школе. Все знания усваивались детьми достаточно просто и с интересом, а домашние задания школьники выполняли, как правило, самостоятельно, легко и быстро. Оценки по пятибалльной системе ставились сразу, начиная со второй или третьей недели первого класса. Они внятно отражали качество учебной деятельности детей, помогали мобилизации их усердия, ориентировали родителей. Подавляющее число учащихся могли осваивать программу на 4 и 5. Это свидетельствует о высочайшем психологическом и педагогическом качестве как самих программ, так и созданных учебников, дидактических и методических пособий.

Благодаря высокому уровню школьного образования наша страна, несмотря на тяжелейшую войну и послевоенную разруху, смогла за короткое время стать в культурном и техническом отношении высокоразвитым государством.+

Престиж образования был высок и умножал число высококлассных специалистов и ученых. Поэтому все послевоенные десятилетия СССР конкурировал с США, экономика которой не только не пострадала от войны, но и в значительной степени обогатилась за счет военных поставок.+

Но беда пришла оттуда, откуда ее никто и не ждал. Из собственной Академии педагогический наук (АПН) и Министерства просвещения... статья не промещается в пост. Продолжение можно прочесть по ссылке http://r-v-s.su/statia/transformaciya-uchebnikov-kak-faktor-voyny-s-obrazovaniem


Tags: Образование
Subscribe
promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments