dzeso (dzeso) wrote in rvs,
dzeso
dzeso
rvs

Бронзовый век: Трансформация мифологии (2 из 3)


Деревня работников комплекса гробниц в районе Долины Царей. XIII век до н.э. ( Stephen Biesty)

(предыдущая часть)

Городская цивилизация была значительным шагом в развитии общественной жизни. Она обеспечила существенный рост качества жизни, благодаря ей ускорилось динамика развитие общества, были созданы технологии, облегчавшие труд и делавшие его более производительным. Но вместе с тем городская цивилизация становилась еще более хрупкой, чем неолитическая. Города на протяжении жизни всего нескольких поколений могли возникать, достигать своего расцвета, а затем приходить в упадок или разрушаться завоевателями. Как только город-государство обретал военное преимущество перед соседями, он начинал грабить или уничтожать их. Культурные ценности, накопленные с таким трудом, приходилось то и дело восстанавливать и утверждать заново. Люди жили в постоянном страхе перед угрозой разрушения города и возврата к былым варварским обычаям. Страх и надежда слились воедино в новых городских мифах, повествующих о вечной борьбе между порядком и хаосом [3, 71].


Хетты грабят Вавилон XVI век до н. э. (Andrew Howat)

Получил дальнейшее развитие и миф о сотворении мира. Теперь он гласил, что первые божества, возникшие хаоса и неотделимые от стихий, аморфны и пассивны, и это как бы отражало мировоззрение палеолитических охотников, ощущавших вездесущее присутствие высших сил и растворявших себя в них. От первого поколения богов произошло следующее, функционально четче определенное и уже принимающее деятельное участие в жизни людей. Это поколение стало богами первых земледельцев. Оно свергло родителей и начало править миром вместо них, управляя погодой, стихиями, сменой времён года, плодородием, жизнью и смертью.


Три поколения богов. Греческий вариант

Но старые боги не смирились с поражением, они собрали силы и решили вернуть себе власть. В этот раз боги земледельцев оказались бессильными против родителей, и тогда на сцену вышло третье поколение — боги городов, которые, победив силы хаоса, в свою очередь, заняли место уже своих родителей. Таким образом, миф творения теперь не только объяснял возникновение мира, но и через преобразования в мире богов обосновывал и изменение в жизни людей. В нем нашел отражение весь путь развития человечества: от охотников и собирателей, до момента, когда городская цивилизация, отвергнув старые обычаи земледельческой общины, ставшие к тому времени примитивными и отсталыми, утвердила свое лидерство с помощью военной силы. Ведь победив, именно новое поколение богов основало города, в центре которых по образу и подобию святилищ из божественного мира были воздвигнуты храмы, являвшиеся резиденцией богов на земле. Произошла сакрализация власти, и была обоснована необходимость безусловного подчинения ей. Правитель города теперь являлся либо воплощением бога на земле, либо его представителем [3, 75–77].


Хатшепсут принимает подношения от покоренных народов

Но не все приняли новый уклад городской жизни. Для части населения, особенно для кочевников-скотоводов, развитие городов воспринималось как процесс отпадения от Бога. По их представлениям, городская жизнь зиждилась на убийствах, эксплуатации и насилии. Отражением этих взглядов полон Ветхий Завет, где первый город строит первый убийца — Каин, чьи потомки изобретают «городские» искусства и ремесла (Иувал «был отец всех играющих на гуслях и свирели», а Тувалкаин «ковачом всех орудий из меди и железа»). Огромные же городские храмы, как показано в мифе о Вавилонской башне, стали воплощением языческой гордыни, основанной на жажде самовозвеличения [3, 69].


(без названия)
Edwin Longsden Long. The Babylonian Marriage Market (1875)

В чем-то такие взгляды на городскую цивилизацию оказались верными. Люди и боги действительно начали отдаляться друг от друга. Городские жители благодаря развитию технологий начинали все меньше и меньше зависеть от сил природы, и все больше ощущали себя хозяевами собственной судьбы. Поэтому горожане начали иначе относиться к богам не так, как делали их предки, бывшие в полной зависимости от высших сил. Боги в городах перестали восприниматься как окружающая людей повседневность, до которой подать рукой, они начали уходить на небо, предпочитая общаться с миром людей через посредников [3, 86–87].
Этот процесс привел к тому, что богов и первопредков в мифах начали теснить люди. Возник культурный герой в более привычном для нас виде. Да, он все так же проделывал трудный и полный опасностей путь, для того чтобы принести благо своим соплеменникам, но теперь все чаще и чаще он начинает выступать и в новых для себя ролях. Культурный герой становится борцом с силами хаоса, помогая человеку отстаивать свои культурные завоевания. На этом этапе человек еще не выступал напрямую против богов, но его сакрализованные представители, такие как бог-гончар или бог-кузнец, стали соратниками богов, помогая им защищать человечество.


Греческий бог-кузнец Гефест, индийский бог-плотник Вишвакарман, египетский бог Хнум

В ряде подобных мифологических сюжетов божественные кузнецы выковывали оружие для богов, обеспечивая тем самым им победу. В ханаанейском мифе Кусар-и-Хусас выковал для Баала две палицы, которыми тот побивает Йамму, Повелителя морей и подземных вод. В египетской версии мифа Птах (бог-гончар) выковал оружие, позволяющее Гору победить Сета. Божественный кузнец Тваштар изготовил оружие Индре для сражения с Вритрой; Гефест выковал молнию, ударом которой Зевс побеждает Тифона [5, 55].

В этот период возникла еще одна новая ипостась культурного героя, который стал творцом, изменяющим природу и материю наравне с богами. Он выплавлял из руды металл, обжигая глину, создавал керамику, осушал болота и орошал засушливые земли. Он даже в каком-то, смысле начал управлять временем, ведь по мифологическим представлениям руда в земле вызревала в металл на протяжении очень длительного времени. Металлург же мог осуществить это превращение за несравненно более короткий срок, заменив «земную утробу» на металлургическую печь [5, 54].


Храм Соломона. Реконструкция

Смещается горизонт действия культурного героя, от мифов о подвигах и битвах богов или архетипических предков, живших на заре творения, он все больше приближался к реальному историческому миру. Например, вместо создания мира культурный герой горожан занимался созданием новых технологий, что нашло отражение в шумерской поэме III тысячелетия до н. э. «Энки и мироздание», где бог Энки показан главным образом изобретателем мотыги, формы для кирпича, строителем дома, хлева и овчарни, пахарем, словом, создателем «технических» достижений, которыми шумерский мир отличался от первобытного [4, 23–24]. Это отражало тенденцию, в соответствии с которой люди старались все больше вместо сакрального опираться на собственные силы, знания и изобретательность. На первый план для них в мифах о культурном герое выходили собственные деяния людей. И вообще, чем дальше, тем больше культура становилась не даром богов, а завоеванием людей, часто приобретенным вопреки божьей воле.

Культурный герой начал все чаще выступать не только в роли защитника мира от сил хаоса, но и защитником городской культуры от мира дикой природы. Это острое ощущение разности, противопоставленности, даже несовместимости мира культуры и мира природы выразительно воплотилось в образе Энкиду из «Эпоса о Гильгамеше».

(окончание следует)

Литература

  1. Андреев Ю.В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы, М:Наука, 1989. — 231 с. ISBN 5-02-027163-2 {1}

  2. Кревельд, Мартин ван. Расцвет и упадок государства/ Мартин ван Кревельд ; пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова и А. Макеева. — М.: ИРИСЭН, 2006. 544 с. (Серия «Политическая наука») — ISBN 5-91066-006-3 {8}

  3. Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. — М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}

  4. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего ближнего востока, М:Наука, 1986, 208 с. {4}

  5. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. — М., Критерион, 2001.—464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}

(к оглавлению)

Subscribe

promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments