Культпросвет (cultprosvet_mag) wrote in rvs,
Культпросвет
cultprosvet_mag
rvs

Categories:

Бронзовый век: Окончание периода детства цивилизации (3 из 3)

th800_800_eaf0ffad1c2820c191bb465a83a0c755.jpg

(предыдущая часть)

Отличительной чертой мифов периода первых городов стало то, что человек, в образе культурного героя, все чаще входил в противоречие с богами. Боги не открыли Гильгамешу тайного знания о достижения бессмертия, и он получил болезненный урок о пределах, положенных смертным. Но, в свою очередь, и Гильгамеш отверг мир богов вместе с любовью богини Иштар. Он предпочел вернуться в мир смертных и совершать теперь подвиги ради них, возводя городские стены в Уруке, развивая технологии и искусства. И если до Гильгамеша герои обретали мудрость в беседах с богами, то последний уже осмыслял свой опыт самостоятельно, без божественной помощи. Культурный герой начинал утрачивать древний мифологический взгляд на мир, мысля все более рационально [3, 81–85].


Древний Шумер. Писцы

Усложнение социальной жизни привело к тому, что мифы о культурных героях начинали приобретать политическую и идеологическую окраску. Все чаще культурными героями становились правители или реальные исторические персонажи, чьи героические деяния уже были направлены не только против богов или сил хаоса, но и против соседей. Миф начинал выступать в новой роли носителя идеологии и средства ее распространения среди широких масс. Власть начала править старые и конструировать новые мифы, необходимые ей для утверждения нужной идеологии, что неизбежно делало их более рациональными. Эти изменения сказались и на образе культурного героя, все чаще становявщегося средством «агитации и пропаганды». Такое вторжение рационального в область мифологического подрывало сами основы цивилизации, выстроенной на базе мифологического мышления. Назревал системный мировоззренческий кризис.


Эхнатон и Нефертити. Религиозная реформа в Нового царства

Бронзовый век, для человечества стал периодом завершения формирования базы, на основе которой дальше развивалась культуры. В этот период возникло почти все на чем держится современный мир: городская цивилизация, наука, искусство, политика. Оформились институты власти, религии, разделения труда, торговли, финансов, армий. Произошло отделение сакрального от повседневной жизни и возникли рукотворные дома бога. Появилась письменность и сформировался типичный для современной культуры образ героя, который в дальнейшем качественно уже практически не изменялся, а лишь отражал в себе особенности породившего его общества.

Важно помнить, что описанные стадии развития условны. Все образы культурных героев сохранялись как в чистом виде, так и в культурных напластованиях новых образов на старую основу. Особенность же рассматриваемого периода в том, что он завершает процесс формирования основ современной цивилизации. Детство «человечества» подошло к концу. Дальнейшее развитие шло уже в ранее очерченных рамках. И именно поэтому архаические образы героев того периода, что Гомеровские, что из шумерских или египетских эпосов, до сих пор не утратили своей актуальности в культуре.


Троянские герои. Гомер Одиссея

Под конец периода первых городов возник специфический образ культурного героя: разочаровавшийся, потерявший веру, мечущийся в поисках ответов на мучащие его вопросы. И это тоже стало одним из фундаментальных открытий этого периода. Теперь, каждый раз, когда человечество подходило к системному кризису одним из первых его признаков становилось возникновение в культуре образа мечущегося, разочарованного нигилистические настроенного героя. А если образ даже такого героя исчезал совсем, то это становилось признаком того, что общество в принципе начинало терять свою жизнеспособность.


Achilles dragging the body of Hector. 18th.century. Francesco Monti. Italian 1685-1768

Как оказалось, метаморфозы культурного героя двунаправленный процесс, если в обществе искусственно убить образ героя или хотя бы существенно повредить, то даже относительно, с рациональной точки зрения, здоровое общество будет дезориентировано и начнет терять волю к жизни. В течение XX века подобный эксперимент проводился как минимум дважды: при денацификации Германии после Второй мировой войны и при разрушении Советского Союза.


Arsen Savadov. Collective Red (1999)

В наши дни процесс дегероизации в культуре принял глобальный характер и транслируется на весь мир через современную массовую культуру. И опять же, как показывает опыт системных кризисов, подобных кризису первых городских цивилизаций, в случае, если общество оказывается неспособным ответить на исторический вызов, оно разрушается или откатывается на предыдущую стадию развития, а значит через подобные кризисы возможно осуществлять инволюцию общества.

Литература

  1. Андреев Ю.В. Островные поселения Эгейского мира в эпоху бронзы, М:Наука, 1989. — 231 с. ISBN 5-02-027163-2 {1}

  2. Кревельд, Мартин ван. Расцвет и упадок государства/ Мартин ван Кревельд ; пер. с англ. под ред. Ю. Кузнецова и А. Макеева. — М.: ИРИСЭН, 2006. 544 с. (Серия «Политическая наука») — ISBN 5-91066-006-3 {8}

  3. Армстронг К. Краткая история мифа, пер. с англ. А. Блейз. — М. : Открытый Мир, 2005. — 160 с. — (Мифы). ISBN 5-9743-0009-2 {3}

  4. Вейнберг И.П. Человек в культуре древнего ближнего востока, М:Наука, 1986, 208 с. {4}

  5. Элиаде М. История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. — М., Критерион, 2001.—464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}

(к оглавлению)

Subscribe

promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments