dzeso (dzeso) wrote in rvs,
dzeso
dzeso
rvs

Возрождение мифа. На пороге нового кризиса. Тревожные признаки... (3 из 3)



(предыдущая часть)

Опыт крушения СССР на практике показал, что не только объективные процессы в общественном развитии влияют на образ культурного героя. Что возможно и встречное управляемое воздействие, когда атака на образ культурного героя оказывает мощное воздействие, трансформируя общество. По большому счету, атаки на «идеальное» случались и раньше, например, при секуляризации общества, но всегда вместо старых героев предлагались новые, что сохраняло культурную преемственность. Сейчас же наблюдается какой-то иной процесс, происходит тотальная дегероизация культуры, но на место поверженных героев не предлагает ничего.


Фильм «Город грехов» / Sin City

Именно эта странность и подталкивает к параллелям с катастрофой Бронзового века. Ведь разразившийся тогда кризис был не только социально-экономическим, но и духовным. Старые герои оказались развенчаны, а на их место новые — не пришли. Мифологическое мировоззрение общества Бронзового века сначала перестало работать, а потом рухнуло, возникла пустота, следствием которой стал стремительный откат на предыдущую стадию развития. Мир погрузился в Тёмные века, чтобы затем, через треть тысячелетия, вновь начать развиваться, но уже по несколько иной траектории, приведшей в итоге к возникновению современного Западного мира.

Вопрос о том, что именно и зачем будет создано после современной мировоззренческой катастрофы, остается открытым, и находится вне рамок рассматриваемой темы, а вот механизмы, которые могут использоваться для управляемой трансформаций общества через катастрофу, наоборот, представляют прямой интерес [4, 185–193]. Ведь, как было рассмотрено ранее, базовые законы, формирующие мировоззрение людей, были заложены еще на этапе зарождения человеческой культуры и продолжают действовать до сих пор.

И в наши дни в основе художественных сюжетов лежат проблемы, сформулированные, часто, еще во времена палеолита. Современные писатели, а в последнее время уже, скорее, — различного рода сценаристы (как в массмедиа, так и в политтехнологии или маркетинге) продолжают рассказывать читателю (зрителю, избирателю, покупателю) о разных формах и процедурах инициации, о принесении искупительных жертв, о борьбе с силами хаоса и так далее:


Люди Икс. Росомаха герой X-Men: Apocalypse

Становящиеся все более популярными, герои комиксов, по сути, мало чем отличаются, от персонажей древнейших архаических мифов. Они также просты, эмоционально насыщены и интуитивно понятны при любом уровне культуры читателя, воплощая собой подсознательные чаяния массового потребителя. Они утешают и дают надежду на волшебное разрешение всех жизненных неурядиц.


Мистер Мускул, герой-помошник для домохозяек

Современная культура в принципе начинает все больше опираться не на рациональное осмысление воспринятого, а на эмоциональное его проживание.


Кандинский и Поллок

И это общая тенденция, справедливая как для массовой культуры, так и для культуры элитарной. И если речь идет об опоре не на рациональное восприятие мира, а на его эмоциональное проживание, то тогда пропадает сама возможность отличить вымысел от реальности. Постмодернизм, в культурном плане, именно и занят тем, что стирает грани, с помощью которых можно отличать одно от другого [4, 125-132]. С другой стороны, процесс размытия граней реального имеет и естественные причины. Ведь вера в сверхъестественное, с точки зрения мифологического мышления, ни чуть не менее реальна, чем законы физики, а как было рассмотрено ранее, причем и то и другое вполне способно сосуществовать в рамках одного мировоззрения. И такое соседство неизбежно приводит к тому, что границы реальности тем больше размываются, чем больше увеличивается значимость мифологического мышления в повседневной жизни. Уже сейчас процесс зашел так далеко, что подчас даже специалистам становится крайне сложно отличать реальность от вымысла даже на бытовом уровне. И конечно, главным инструментом подобного уничтожения реальности являются СМИ и массовая культура. Вот наглядный, и ставший уже классическим, пример:


Где тут реальность, а где вымысел?

В искусстве возникает еще одна странная тенденция культурного движения вспять, от более сложных форм к более простым, от усложнения языка, к его упрощению. А в крайних случаях — даже к его разрушению, как это произошло с классическим художественным языком в изобразительном искусстве. [3, 78–80]


"Собака" - Жоан Мира (Joan Mira) (цена 2 200 000$)

Наблюдается отчетливая тенденция к общей инволюции, от более сложных форм буржуазной городской культуры, опирающейся на достижения эпохи просвещения, на рациональность мышления и гражданскую ответственность, к фашистским идеям «земли и крови» по форме и духу близким к формам, возникшим на стадии неолитического представления о мироустройстве, и дальше, вглубь тысячелетий, к мировоззрению первобытных охотников, живущих малыми группами, не отличающих вымысел от реальности, ориентирующихся больше на эмоции, чем на логос, слабо привязанных к месту проживания, легко готовых следовать за миграцией «пищи».

Мир меняется, процесс, происходящие в культуре сейчас, на удивление, напоминают те, что предшествовали катастрофе Бронзового века. Возникают все признаки того, что цивилизация подходит к точке фазового перехода, и либо она преодолеет кризис и продолжит развитие в новом качестве, либо нет, и тогда оно повторит судьбу Хеттского царства или крито-микенской культуры, канув в историческое небытие.

Литература

  1. Элиаде М. - История веры и религиозных идей. Том I. Перев. с фр. — М., Критерион, 2001.—464 с. ISBN 5-901337-02-6 ISBN 5-901337-03-4 (том I) {13}

  2. Андреев Ю.В. От Евразии к Европе. Крит и Эгейский мир в эпоху бронзы и раннего железа (III—начало I тыс. до н.э.). С.–Петербург 2002 {2}

  3. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В.П. Большакова. — 4-е изд. — М.: Академический Проект, 2010. — 251 с. ISBN 978-5-8291-1125-0 {12}

  4. Бялый Ю.В. Концептуальная война. М.: МОФ ЭТЦ, 2013. — 320 с. ISBN 978-5-7018-0537-6 {X}

(к оглавлению)
Subscribe

promo rvs ноябрь 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments