nushakul Кульчицкая Анна (nushakul) wrote in rvs,
nushakul Кульчицкая Анна
nushakul
rvs

Categories:

Доклад на конференции «Пути возрождения классического отечественного образования».

Доклад на общественно-педагогической конференции «Пути возрождения классического отечественного образования».


г. Севастополь, 8 июня 2016 года.


Возможности участия родителей в управлении образовательным процессом.

Система образования, участники образовательного процесса, родители, государство, общество, народ, история, развитие, наука, практика, будущее.  Какая точка соприкосновения у всех этих понятий? Кто объединяет всех в одно целое? Качество  образования кого так волнует сейчас родителей?


Это точка соприкосновения всех – дети, ребенок, пока еще несовершеннолетний, но уже гражданин нашей Родины, нашей страны. И то, каким гражданином, каким членом общества будет ребенок, зависит от того, как мы вместе воспитаем и обучим его.
Именно этим школьникам развивать нашу страну и от того, насколько качественное образование получат граждане РФ зависит то, насколько качественным, сильным, мощным будет развитие России.


В данный момент в обществе созрела сильная обеспокоенность родителей тем, какое качество образования получают дети. Эту обеспокоенность разделяют представители научно-педагогической общественности, общественные организации, граждане страны.
И для того, чтобы выработать механизмы решения проблем необходима совместная работа представителей всех заинтересованных в качестве образования сторон, а именно, представителей и общества, и государства, как единого целого.


Речь идет о государственно-общественном управлении образованием.


Государственно-общественное управление образовательной организацией - взаимодействие в управлении, с одной стороны, различных субъектов, выражающих и представляющих интересы, политику, гарантии и компетенцию государства в области образования (органы государственной власти и местного самоуправления, руководители образовательных организаций), и, с другой стороны, различных субъектов, выражающих интересы в области образования гражданского общества, населения.


В действующем Федеральном законе Российской Федерации  от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»  (далее – Федеральный закон №273-ФЗ) в сравнении с предыдущим законом Российской Федерации «Об образовании» принцип государственно-общественного управления образованием перенесен из
принципов государственной политики в сфере образования в перечень принципов
организации управления системой образования в целом и во всех  ее структурных элементах: «Управление системой образования осуществляется на принципах законности, демократии, автономии образовательных организаций, информационной открытости системы образования и учета общественного мнения и носит государственно-общественный характер» (ч.1 ст. 89 Федерального закона №273-ФЗ). То есть все субъекты управления системой образования должны в той или иной мере включать принцип государственно-общественного управления в свои структуры управления. 
На уровне государственного управления в сфере образования данная норма отражена в п.3 ч.1 ст.10 Федерального закона №273-ФЗ – через включение консультативных, совещательных и иных органов, создаваемых федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, в структуру системы образования. Исчерпывающего перечня таких органов на федеральном уровне не предусмотрено.


На уровне управления образовательной организацией принцип государственно-общественного управления опосредованно выражен в статье 26 Федерального закона №273-ФЗ, в которой провозглашены принципы единоначалия и коллегиальности в управлении, при этом разделяя коллегиальные органы управления образовательной организацией и органы, имеющие право на участие в управлении образовательной организацией посредством выражения позиции той или иной группы участников
образовательных отношений.


В субъектах Российской Федерации отношения в сфере государственно-общественного управления образованием развиваются и имеют свои особенности в каждом регионе. Поэтому одним из основных направлений деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, становится развитие диалога и равноправного партнерства с общественностью в рамках существующих и формирующихся новых механизмов государственно-общественного управления,  с использованием потенциала лучших практик, наработанных во всех субъектах Российской Федерации.
В привычной модели сегодняшней массовой российской школы на большинство вопросов родителей слышны ответы: «не можем», «не знаем», «не имеем право», «не наш вопрос» и т.д., и как «последнее право», которое представители ведомственной, административной части системы образования формулируют достаточно доходчиво «не нравится наша школа – идите в другую, школ много».


Но встает законный вопрос, почему должны уходить родители и дети, разве в другой школе права родителей будут другими? Разве другая школа находится в другом государстве? Разве в той школе, которую посещает ребенок или собирается посещать не действуют законы РФ?


Получается, что школа, оставаясь сугубо ведомственной, административно управляемой системой оказывается отчужденной от общества! И это отчуждение необходимо преодолевать.


Для реализации права родителей (законных представителей) на управление качеством образования несовершеннолетних граждан РФ создаются Управляющие советы школ.
Управляющий совет – коллегиальный орган государственно-общественного управления образовательной организации, состоящий из избранных, кооптированных и назначенных членов, и имеющий зафиксированные в уставе этой организации управленческие (властные) полномочия по решению ряда важных вопросов функционирования и развития организации.


Управляющий совет (далее – УС) является органом коллегиального управления образовательной организации, представляет, выражает и защищает общие интересы всех участников образовательного процесса, разрабатывает и документально оформляет стратегию деятельности на среднесрочный период, регулярно пересматривает ее в целях поддержания актуальности положений.


В рамках разработанной стратегии УС ежегодно определяет ключевые приоритеты своей работы на учебный год.
В стратегии УС находят свое отражение все ключевые вопросы функционирования и развития организации:
-        качество образования,
-        образовательная программа,
-        инновационная деятельность,
-        безопасность и здоровье участников образовательного процесса, 
-        кадры,
-        ресурсное обеспечение образовательных программ,
-        условия обучения и материальная база школы,
-        режим работы школы,
-        кадровая политика образовательной организации;
-        доступность образования, в т.ч. потребности особых категорий учащихся (дети с ОВЗ, дети в трудной жизненной ситуации), развитие разносторонней детской одаренности,
-        дисциплина, профилактика и разрешение конфликтов.
-        правовое обеспечение деятельности образовательной организации.


УС организует разработку и утверждает программу развития образовательной организации, создает условия для ее реализации и наблюдает за выполнением и результатами.


УС коллегиально, совместно с руководством образовательной организации вырабатывает в ясной и понятной форме цели, которыми должны руководствоваться администрация при принятии тактических и оперативных решений, касающихся повседневного управления образовательной организацией, УС, как правило, не вмешивается в повседневные текущие вопросы деятельности  образовательной организации, но определяет стратегию ее функционирования и развития.


УС обеспечивает условия для формирования и сохранения благоприятной атмосферы, уклада образовательной организации, способствующего эффективному процессу обучения и воспитания.


В состав УС входят: директор (по должности); представители старшеклассников (избираются учащимися школы или органом ученического самоуправления); представители родителей (избираются родителями); представители педагогов школы (избираются педагогами школы); представители общественных организаций, действующих в интересах защиты семьи, авторитетные представители местного сообщества, партнеры школы, выпускники, могут входить представители учредителя, профсоюза.


Количественный состав УС может быть неодинаковым в различных образовательных организациях, но количественное соотношение представителей разных групп участников образовательного процесса не должно давать постоянного и решающего преимущества ни одной из групп.


Управляющий совет  – орган стратегического управления школой, объединяя совместные усилия и вырабатывая общее понимание того, какое качество образования должны получать дети, определяет будущее школы, а в итоге – будущее всей нашей России.


И представители гражданского общества видят путь к сильному и мощному будущему нашей Родины в возрождении качественного классического отечественного образования.



Кульчицкая Анна, РВС.

Subscribe

Recent Posts from This Community

promo rvs november 14, 2013 18:43 10
Buy for 10 000 tokens
Родительское Всероссийское Сопротивление (РВС) – организация, появившаяся в результате общественного движения против внедрения в нашей стране ювенальных технологий. Одну из ведущих ролей в организации гражданского антиювенального протеста играет движение «Суть времени», которое и стало…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments